6 правил логистики

Page 3

Источник: https://vuzlit.ru/310135/shest_pravil_logistiki

Понятие и цель логистики

Логистика – это теория и практика управления материальными и связанными с ними информационными потоками.

Или другими словами, логистика – это наука об организации процесса продвижения услуг и товаров от поставщика к потребителю.

Логистика зародилась в военном деле и впервые была упомянута в трактате по военному искусству византийского императора Льва VI. В русский язык термин логистика ввёл военный специалист Антуан Жомини в XIX веке.

Цель логистики – оптимизации планирования, управления и контроля движения информационных, финансовых и материальных ресурсов. Цель логистики, обеспечить потребителя продукцией вовремя при выгодных общей рентабельности условиях.

Обычно цель логистики связывают с выполнением так называемых «6 правил логистики»:

  1. Груз – только нужный;
  2. Качество – высокого уровня;
  3. Количество – в необходимом количестве;
  4. Время доставки – точное;
  5. Место – в нужное место;
  6. Расходы – с минимальными расходами.

Цель логистики считается выполненной, если все эти правила будут соблюдены.

Задачи и функции логистики

Для достижения цели необходимо решать разные задачи логистики, которые в свою очередь разделяют на 3 группы, в зависимости от степени их значимости. Задачи логистики принято делить на глобальные, общие и локальные (частичные).

К глобальным задачам логистики относятся:

  • Моделирование логистических систем и условий их надёжного функционирования;
  • Достижения максимального эффекта функционирования логистических систем с минимальными затратами.

Глобальные задачи регулируются постановкой и решением общих задач:

  • Разработка и усовершенствования способов управления материальными потоками;
  • Стандартизация требованию к качеству услуг и операций в логистике;
  • Сквозной контроль над процессами в логистических системах;
  • Прогнозирование объёма перевозок, запасов и производства;
  • Рациональное формирование хозяйственных связей;
  • Формирование текущих логистических целей и параметров функционирования системы логистики;
  • Оптимизация технологической и технической структуры транспортно-складских комплексов.
  • Выявление центров возникновения потерь времени, а так же денежных, материальных и трудовых ресурсов;
  • Определение технологии и стратегии перемещения материальных ресурсов и готовой продукции;
  • Формирование хозяйственных связей;
  • Выявления дисбаланса между потребностями производства и возможностями материально технического обеспечения, а так же дисбаланса в цепях при сбыте и возможностями логистической системы.

Локальные задачи в свою очередь динамичны и разнообразны:

  • Сокращение времени перевозок;
  • Оптимизация всех видов запасов на всех этапах;
  • Рациональное распределение транспортных средств;
  • Сокращение времени хранения продукции;
  • Быстрая реакция на требования потребителей;
  • Повышение готовности к поставкам;
  • Гарантия качественного послегарантийного обслуживания;
  • Поддержка постоянной готовности к приёму, обработке и выдачи информации;
  • Снижение расходов во всех звеньев цепочки в логистике повышения готовности к поставкам.

В логистике принято выделять 3 основные функции:

  1. Интегрирующая. Формирование процесса товародвижения как единой целостной системы. Эта функция обеспечивает синхронизацию процессов сбыта, хранения и доставки с ориентацией их на рынок. Данная функция обеспечивает согласование интересов всех посредников в системе.
  2. Организующая. Обеспечение взаимодействия и согласование стадий и действий участников товародвижения. Между поставщиками и производителями устанавливаются хозяйственные связи, основой которых выступает разделение труда по стадиям товародвижения.
  3. Управляющая. Поддержание параметров материалопроводящей системы в заданных пределах. Данная функция направлена на экономию ресурсов, сокращению затрат живого труда на стыках стадий товародвижения.

В зависимости от выполняемых задач и функций, логистика подразделяется на макрологистику, микрологистику и мезологистику.

  • Макрологистика – область, в которой решаются проблемы анализа рынка поставщиков и потребителей, выбора вида транспорта, определение пункта доставки и отгрузки готовой продукции, сырья и материалов, выбора принципа размещения складских помещений.
  • Микрологистика – определяет локальные вопросы в пределах отдельных элементов системы.
  • Мезологистика – интеграция нескольких логистических систем в одну.

Концепция и принципы логистики

Концепция – система взглядов, то или иное понимание процессов и явлений. Значит концепция логистики – это система взглядов на совершенствование хозяйственной деятельности путём рационализации управления материальными потоками.

Концептуальные принципы логистики – это обобщенные опытные данные, закон явлений, найденный из наблюдений экспертов. Основные принципы логистики позволяют запросто возмещать неопределенность некоторых факторов внешней среды.

При формировании логистических систем могут быть допущены ошибки лишь потому что не были вскрыты преимущества и недостатки отдельных принципов логистики.

Принцип системности. Предлагает исследование логистического объекта с двух сторон, как единого целого и как часть более крупной системы, в которой этот объект находится в определенных отношениях с остальными системами. Этот принцип охватывает все стороны предмета и объекта в пространстве и времени.

Принцип рациональности. Выбор управленческих решений, являющихся оптимальными по комплексу показателей. Благодаря таким решениям осуществляется рациональное достижение поставленных целей.

Принцип интеграции. Интеграция – это объединение в целое, каких либо свойств или частей. Данный принцип направлен на изменение интегративных свойств и закономерностей в логистических системах.

Такие свойства появляются в результате совмещения элементов дл целого и совмещения функций во времени и пространстве. Логистическая система обладает особыми свойствами, которые позволяют получить эффект смещения действий (синергический).

  Синергический эффект – сумма действий элементов выше, чем, если бы они действовали независимо.

Принцип эмерджентности (целостности). Система должна сначала рассматриваться на макроуровне, а затем на микроуровне. Так как чем крупнее система, тем выше вероятность того, что свойства целого сильно отличаются от свойств частей. Это свойство логистической системы выполнять свою целевую функцию, возможностью системы в целом, а не отдельными её частями.

Принцип формальности. Получение качественных и количественных характеристик функционирования логистической системы.

Принцип иерархии. Переход от низкого уровня к высшему и порядок подчинения нижестоящих элементов вышестоящих по старого определенным ступеням (иерархическая лестница). Это такой тип отношений многоуровневой системы, который характеризуется организованностью и упорядоченностью отдельными уровнями этой системы.

Источник: https://dobroezzhev.ru/article/struktura-logistiki.html

3.10 Основные требования логистики. Шесть основных правил логистики

Логистикаспособствует повышению эффективностиработы фирмы при соблюдении следующихтребований:

  1. Связь логистики с корпоративной стратегией

  2. Совершенствование организации движения материальных потоков.

  3. Поступление необходимой информации и современная технология ее обработки.

  4. Эффективное управление трудовыми ресурсами.

  5. Тесная взаимосвязь с другими фирмами по выработке стратегии.

  6. Учет прибыли от логистики в системе финансовых показателей

  7. Определение оптимальных уровней качества логистического обслуживания с целью повышения рентабельности.

  8. Тщательная разработка логистических операций,

Шестьправил логистики

Деятельностьв области логистики имеет конечнуюцель, которая получила название “шестьправил логистики”:

1.Груз- нужный товар.

2.Качество – необходимого качества.

3.Количество – в необходимом количестве.

4.Время – должен быть доставлен в нужноевремя.

5.Место – в нужное место.

6.Затраты- с минимальными затратами.

Цельлогистической деятельности считаетсядостигнутой, если эти шесть условийвыполнены, т. е. нужный товар, необходимогокачества, в необходимом количестведоставлен в нужное время в нужное местос минимальными затратами.

3.11 Факторы развития логистики

Усложнениесистемы рыночных отношений и повышениетребований к качественным характеристикампроцесса распределения;

созданиегибких производственных систем.

Значительноевоздействие на развитие логистикиоказал переход от рынка продавцов крынку покупателей, сопровождавшийсясущественными изменениями в стратегиипроизводства и системах товародвижения.

Приспособление к интересам клиентурыв условиях острой конкуренции, в своюочередь, потребовало от фирм – изготовителейпродукции адекватной реакции на этиусловия, и результатом стало повышениекачества обслуживания, и прежде всегосокращение времени выполнения заказови безусловное соблюдение согласованногографика поставок.

Тем самым факторвремени наряду с ценой и качествомпродуктов стал определять успехфункционирования предприятия насовременном рынке.

использованиетеории систем и компромиссов для решенияэкономических задач;

ускорениенаучно-технического прогресса вкоммуникациях, внедрение в хозяйственнуюпрактику фирм ЭВМ последних поколений,используемых в сфере товародвижения;!

унификациюправил и норм по поставке товаров вовнешнеэкономической деятельности,устранение различного рода импортныхи экспортных ограничений, стандартизацию”технических параметров путейсообщения, подвижного состава ипогрузочно-разгрузочных средств встранах, участвующих в интенсивныхмирохозяйственных связях.

формированиеконцепции логистики было ускореноразработкой теории систем и теориикомпромиссов.

4.

4.1 Виды логистических систем

Логистическиесистемы делят на макро- и микрологистические.

Макрологистическаясистема – это крупная система управленияматериальными потоками, охватывающаяпредприятия и организации промышленности,посреднические, торговые и транспортныеорганизации различных ведомств,расположенных в разных регионах страныили в разных странах.

Макрологистическаясистема представляет собой определеннуюинфраструктуру экономики региона,страны или группы стран.

При формированиимакрологистической системы, охватывающейразные страны, необходимо преодолетьтрудности, связанные с правовыми иэкономическими особенностями международныхэкономических отношений, с неодинаковымиусловиями поставки товаров, различиямив транспортном законодательстве стран,а также ряд других барьеров.

Формированиемакрологистических систем вмежгосударственных программах требуетсоздания единого экономическогопространства, единого рынка без внутреннихграниц, таможенных препятствийтранспортировке товаров, капиталов,информации, трудовых ресурсов.

Микрологистическиесистемы являются подсистемами,структурными составляющимимакрологистических систем.Кним относят различные производственныеиторговыепредприятия, территориально-производственныекомплексы.

Микрологистическиесистемы представляют собой классвнутрипроизводственных логистическихсистем, в состав которых входяттехнологически связанные производства,объединенные единой инфраструктурой.Врамках макрологистики связи междуотдельными микрологистическими системамиустанавливаются на базе товарноденежныхотношений. Внутри микрологистическойсистемы также функционируют подсистемы.

Однако основа их взаимодействиябестоварная. Это отдельные подразделениявнутри фирмы, объединения, либо другойхозяйственной системы, работающие наединый экономический результат.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5154674/page:8/

Деятельность в области логистики имеет конечную цель, которая получила название «шесть правил логистики»:

  • 1. Груз – нужный товар.
  • 2. Качество – необходимого качества.
  • 3. Количество – в необходимом количестве.
  • 4. Время – должен быть доставлен в нужное время.
  • 5. Место – в нужное место.
  • 6. Затраты – с минимальными затратами.

Цель логистической деятельности считается достигнутой если эти шесть условий выполнены, т.е. нужный товар необходимого качества в необходимом количестве доставлен в нужное время, в нужное место с минимальными затратами.

В процессе управления материальными потоками решается множество разнообразных задач: прогнозирования спроса и производства, а следовательно, и объема перевозок, определения оптимальных объемов и направлений материальных потоков, организации складирования, упаковки, транспортировки и др. Рассмотрим, кем решаются эти задачи.

Материальные потоки образуются в результате деятельности различных предприятий и организаций, производящих и потребляющих ту или иную продукцию, оказывающих или пользующихся теми или иными услугами. При этом ключевую роль в управлении материальными потоками играют следующие предприятия и организации:

  • – транспортные предприятия общего пользования, различные экспедиционные фирмы;
  • – предприятия оптовой торговли;
  • – коммерческо-посреднические организации;
  • – предприятия-изготовители, чьи склады готовой продукции выполняют разнообразные логистические операции.

Силами этих предприятий и организаций формируются материальные потоки, непосредственно осуществляется и контролируется процесс товаропередвижения.

Каждый из перечисленных участников логистического процесса специализируется на осуществлении какой-либо группы логистических функций. Логистическая функция – это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы. К ним можно отнести следующие:

  • 1. Формирование хозяйственных связей по поставкам товаров или оказанию услуг, их развитие, корректировка и рационализация.
  • 2. Определение объемов и направлений материальных потоков.
  • 3. Прогнозные оценки потребности в перевозках.
  • 4. Определение последовательности продвижения товаров через места складирования, определение оптимального коэффициента складской звенности.
  • 5. Развитие, размещение и организация складского хозяйства.
  • 6. Управление запасами в сфере обращения.
  • 7. Осуществление перевозки, а также всех необходимых операций в пути следования грузов к пунктам назначения.
  • 8. Выполнение операций, непосредственно предшествующих и завершающих перевозку товаров (упаковка, маркировка, подготовка к погрузке, погрузочно-разгрузочные работы).
  • 9. Управление складскими операциями (сдача и приемка грузов по количеству и качеству, организация доставки мелкими партиями и др.).

Критерием эффективности реализации логистических функций является степень достижения конечной цели логистической деятельности, выраженной шестью правилами логистики.

Чтобы какой-либо объект можно было считать системой он должен обладать четырьмя свойствами.

  • 1. Целостность и членимость. Система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Элементы существуют только в системе. Вне системы это лишь объекты, обладающие потенциальной способностью образования системы. Элементы системы могут быть разнокачественными, но одновременно совместимыми.
  • 2. Связи. Между элементами системы имеются существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегративные качества этой системы. Связи могут быть вещественные, информационные, прямые, обратные и т.д. Связи между элементами внутри системы должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней средой, так как в противном случае система не сможет существовать.
  • 3. Организация. Наличие системоформирующих факторов у элементов системы лишь предполагает возможность ее создания. Для появления системы необходимо сформировать упорядоченные связи, т.е. определенную структуру, организацию системы.
  • 4. Интегративные (суммарные или эмерджентные) качества – это качества, присущие системе в целом, но не свойственные, ни одному из ее элементов в отдельности.

Можно привести множество примеров систем. Возьмем обыкновенную шариковую ручку и посмотрим, имеет ли она четыре признака системы. Первое: ручка состоит из отдельных элементов – корпус, колпачок, стержень, пружина и т.д. Второе: между элементами имеются связи – ручка не рассыпается, она является единым целым.

Третье: связи определенным образом упорядочены. Все части разобранной ручки можно было бы связать ниткой. Они тоже были бы взаимосвязаны, но связи не были бы упорядочены и ручка не имела бы нужных нам качеств.

Четвертое: ручка имеет интегративные качества, которыми не обладает ни один из составляющих ее элементов – ручкой можно писать.

Из всего множества разнообразных систем логистические системы выделяются составом элементов, характером связей между ними, организацией и интегративными свойствами.

Отличительные признаки логистической системы:

  • – наличие потокового процесса;
  • – определенная системная целостность.

Охарактеризуем свойства логистических систем в разрезе каждого из четырех свойств, присущих любой системе.

Первое свойство: логистическая система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Выделяют следующие элементы логистических систем:

ЗАКУПКА – подсистема, которая обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему.

СКЛАДЫ – здания, сооружения, устройства и т.п., где временно размещаются и хранятся материальные запасы, преобразуются материальные потоки.

ЗАПАСЫ – запасы материалов, которые позволяют данной системе быстро реагировать на изменение спроса, обеспечивают равномерность работы транспорта, помогают решать другие задачи в логистических системах.

ТРАНСПОРТ – этот элемент является сложной системой и включает в себя материально-техническую базу, с помощью которой транспортируются грузы, а также инфраструктуру, обеспечивающую ее функционирование.

ИНФОРМАЦИЯ – подсистема, которая обеспечивает информационную связь между другими элементами логистической системы, контролирует выполнение логистических операций, а также решает ряд других задач.

КАДРЫ – организованный персонал, занятый выполнением логистических операций.

СБЫТ – подсистема, которая обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы.

В производственных логистических системах выделяют также элемент «ОБСЛУЖИВА-НИЕ ПРОИЗВОДСТВА», под которым понимаются подразделения логистики, занятые обслуживанием процесса производства.

Второе свойство: между элементами логистической системы имеются существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегративные качества системы.

Третье свойство: связи между элементами логистической системы определенным образом упорядочены, т.е. логистическая система имеет организацию.

Четвертое свойство: логистическая система обладает интегративными качествами, не свойственными ни одному из элементов в отдельности.

Это способность поставить нужный товар необходимого качества в необходимом количестве в нужное время, в нужное место с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.

Интегративные качества логистической системы позволяют ей закупать материалы, пропускать их через свои производственные мощности и выдавать во внешнюю среду, достигая при этом заранее намеченных целей.

Логистическую систему можно сравнить с живым организмом.

Мускулы этого организма – подъемнотранспортная техника, центральная нервная система – сеть компьютеров на рабочих местах участников логистического процесса, организованная в единую информационную систему.

По размерам этот организм может занимать территорию завода или оптовой базы, а может охватывать регион или выходить за пределы государства. Он способен адаптироваться, приспосабливаться к измениям внешней среды.

Логистическая система – это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции.

Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. В качестве логистической системы можно рассматривать промышленное предприятие, территориально-производственный комплекс, торговое предприятие и т.д.

Цель логистической системы – доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек.

Границы логистической системы определяются циклом обращения средств производства (принципа «уплаты денег – получения денег»).

Вначале закупаются средства производства, которые в виде материального потока, поступают в логистическую систему, складируются, обрабатываются, вновь хранятся и затем уходят из логистической системы в потребление в обмен на поступающие в логистическую систему финансовые ресурсы.

Логистические системы делят на макро- и микрологистические системы.

Макрологистическая система – это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах. Она представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран.

При формировании макрологистической системы, охватывающей разные страны, необходимо преодолеть трудности, связанные с правовыми и экономическими особенностями международных экономических отношений, с неодинаковыми условиями поставки товаров, различиями в транспортном законодательстве стран и другие барьеры.

Формирование макрологистических систем в межгосударственных программах требует создания единого экономического пространства, единого рынка без внутренних границ, таможенных препятствий транспортировке товаров, капиталов, информации, трудовых ресурсов.

Микрологистические системы являются подсистемами, структурными составляющими макрологистических систем.

К ним относят различные производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы.

Микрологистические системы представляют собой класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых входят технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой.

В рамках макрологистики связи между отдельными микрологистическими системами устанавливаются на базе товарно-денежных отношений. Внутри микрологистической системы также функционируют подсистемы. Однако основа их взаимодействия бестоварная. Это отдельные подразделения внутри фирмы, объединения, либо другой хозяйственной системы, работающие на единый экономический результат.

Принципиальная схема планово-организованной совокупности подразделений предприятия, образующих микрологистическую систему.

На уровне макрологистики выделяют три вида логистических систем.

Логистические системы с прямыми связями, в которых материальный поток проходит непосредственно от производителя продукции к ее потребителю, минуя посредников.

Эшелонированные логистические системы. В таких системах на пути материального потока есть хотя бы один посредник.

Гибкие логистические системы. Здесь движение материального потока от производителя продукции к ее потребителю может осуществляться как напрямую, так и через посредников.