Что такое окончание слова правило 2 класс

Першина Светлана Николаевна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория, стаж 17 лет. КГУ «Средняя школа № 9» Северо-Казахстанская область, г.Петропавловск

Цель: Ознакомление с понятием «суффикс».

Задачи:

1. Рассмотреть особенности новой части слова, её значение, роль в речи.2. Развивать речь, внимание, мышление, память, творческое воображение.

3. Воспитывать любовь к русскому языку, аккуратность.

Оборудование: учебник «Русский язык 2», таблица суффиксов, иллюстрации, стихотворения, ребус, ёлочка, загадка.

I Сообщение темы урока

Сегодня на уроке вы познакомитесь с новой частью слова, её значением, будете учиться определять эту часть в словах.

III Актуализация знаний учащихся

1. Фронтальный опрос.

— Какие части слова знаете?

— Что называется окончанием?

— Что такое основа?

— Что называется корнем?

— Какие слова называются однокоренными?

2. Работа в парах. (Дети проверяют друг у друга правило о приставке).

IV Изучение нового материала

1. — Какое сейчас время года? (зима)

— Как можно ласково назвать зиму? (зимушка)

— Как одним словом назвать день зимой? (зимний)

На доске: планшет со словами

ЗимаЗим-ушк-а

Зим-н-ий (дети записывают в тетрадь)

Загадка:

Какой это мастерНа стёкла нанёс.

И листья, и травы, и заросли роз? (мороз)

— Как можно назвать лёгкий мороз? (морозец)

— Как называется сильный, жёсткий мороз? (морозище)

На доске: планшет со словами

МорозМороз-ец

Мороз- ищ-е (дети записывают в тетрадь)

2. Выделение в словах окончания, основы, корня. (подробное объяснение)

3. — Мы выделили окончание, основу, корень, но одна часть слова осталась. Кто-нибудь знает какая?

На доске: -ушк-, -н-, ец-, -ищ- СУФФИКСЫ.

Суффиксы обозначаются так:

— Выделите суффиксы в словах у себя в тетради.

— Между какими частями слова стоят суффиксы? Для чего служат? Какой делают нашу речь?

— Послушайте, какое определение суффикса даётся в словаре русского языка под редакцией Евгеньева. Суффикс — часть слова, стоящая между корнем и окончанием и придающая слову иной смысл по сравнению с другими однокоренными словами. Слово суффикс произошло от лат. cлова suffixus — прикреплённый.

А теперь, посмотрим, какое определение суффикса в нашем учебнике.

Стр. 90 — чтение правила детьми

— чтение правила учителем.

4. Сказка о суффиксах.

Давным — давно жили на свете слова. Они были совсем не такие, как теперь. Эти слова отличались твёрдостью, решительностью и не позволяли себе ни каких нежностей. Это были слова: белый, солнце, заяц, огурец и другие. Но вот появились суффиксы.

Они были такие ласковые и добрые, что все слова, к которым они подходили, превращались в таких же добрых и ласковых, как и сами суффиксы. Заяц становился зайчонком, солнце — солнышком, стол — столиком, огурец — огурчиком. Прошли десятки лет, и, например суффикс — чик приобрёл большой опыт.

Он стал не только уменьшать слова и делать их ласковыми и нежными, но и образовывать слова, обозначающие профессии. Из корня —лёт- -чик образовал слово летчик, груз — грузчик. Сейчас суффиксы уже немолодые. Но они по-прежнему хорошо работают и служат людям, делая нашу речь красивой, образной. Человеку без них не обойтись, вот какие труженики, эти суффиксы.

Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Русский язык удивительно богат суффиксами. ТАБЛИЦА С СУФФИКСАМИ.

Суффиксы —арь, -ист, -щик — указывают на профессии ( тракторист, каменщик), —ущ, -ющ,-ищ — используются в словах с увеличительным значением (лапища, хитрющий), -ышк, -очк — придают словам уменьшительно-ласкательный оттенок, -онок, -енок — используются при названии детёнышей, -ик — суффикс ягодный, -ин —суффикс мясной. Итак, суффикс — это маленькая часть слова, но имеет своё лицо и многое может рассказать.

5.Обобщение.

6. Физкультминутка

У маленьких детишек ёлочка большаяОгоньками, шариками ёлочка сверкаетАй да ёлочка, погляди, погляди.Деткам, ёлочка, посвети, посвети.Не коли нас, ёлочка,Веточкой лохматойУбери иголочки

Дальше от ребяток.

— Какие слова с суффиксами услышали?

— Чем сверкала ёлочка? (шариками)

7. Демонстрация рисунка шаров.

— Чем отличаются шары? (размером)

— Выясним, чем отличаются по составу слова. Запишите слова шар — шарик, разберём их по составу.

— С помощью какой части слова удалось указать на то, что один шар маленький? (суффикс—ик).

— А теперь сделайте маленькими дом, сад. Выделите суффикс, который вам помог.

8. Проверка. Обобщение.

V Закрепление знаний

1. Игра «Назови детёнышей» устно. (картинки с изображением животных).

2. Работа по учебнику с.90 упр. 384. (работа в группах, каждая группа выполняет по одной строке упражнения)

3. Проверка. Обобщение.

4. Домашнее задание с. 90 упр. 385, правило.

5. Работа с деформированным предложением.

Белочка, на, гнёздышко, ёлочке, устроила.
запись у доски, выделение суффиксов в словах

— Какое значение придали суффиксы словам?

6. Сравнение роли суффикса и приставки.

— Что называется приставкой?

Ребус: ДО (изображение оленьих рогов) — ДОРОГА.

— Запишите слово дорога, образуйте слово, отвечающее на вопрос какая?

— Как называется лечебное травянистое растение, которое растёт у дороги?

Дорога — дорожный — подорожник. (разбор слов по составу)

— Какие части слова использовались для образования новых слов?

— Чем похожи приставка и суффикс? (служат для образования новых слов)

— Чем отличаются? (приставка стоит перед корнем, суффикс — после корня)

7. Обобщение.

VI Итог урока

— Что нового узнали на уроке?

— Что называется суффиксом?

— Для чего нужны суффиксы?

— С какой частью слова похожи? Чем отличаются от приставки?

— Сегодня на уроке хорошо работали …. Этим детям предоставляется право первыми повесить свои украшения на ёлку.

VII.Оценивание

— Посмотрите, ребята, какой красивой, праздничной стала наша гостья.

— Урок окончен, спасибо.

Источник: https://www.azbyka.kz/urok-russkogo-yazyka-vo-2-klasse-ponyatie-o-suffiksah

Окончания в русском языке

Окончания — это сло­во­из­ме­ни­тель­ные мор­фе­мы в соста­ве суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, место­име­ний и чис­ли­тель­ных, при­ча­стий и лич­ных форм гла­го­лов.

Грамматические признаки окончания

Окончания, или флек­сии (лат. flexio — сги­ба­ние, пере­ход), — это слу­жеб­ные мор­фе­мы, нахо­дя­щи­е­ся после кор­ня или после суф­фик­са, напри­мер:

  • дорога;
  • длинная;
  • твоя;
  • первый;
  • при­писываю;

Окончания выра­жа­ют грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние рода, чис­ла, паде­жа у имен­ных частей речи, лица и чис­ла у гла­го­лов:

  • хороший (м. р.), хорошая (ж. р.), хорошее (ср. р.), хорошие (мн. ч.);
  • дерево (и. п.), мимо дерева (р. п.), к дереву (д. п.) и т. д.;
  • два­дцатый (им. п. ед.ч.), два­дцатого (р. п. ед. ч.), о два­дцатом (п. п. ед. ч.);
  • твой     — твоего, твоему, твоим, о твоём;
  • пры­гаю (1 лицо ед. ч.), пры­гаешь (2 лицо ед. ч.), пры­гаете (2 л. мн. ч.).

Окончания слу­жат для свя­зи слов в сло­во­со­че­та­нии и пред­ло­же­нии:

  • красный флаг;
  • красная полос­ка;
  • красное заре­во;
  • красные огонь­ки.

Они оста­но­ви­лись на пере­крёст­ке: горел крас­ный свет (Анатолий рыба­ков. Страх).

Суммируем все выше­ска­зан­ное и дадим точ­ное опре­де­ле­ние, что такое окон­ча­ния в рус­ском язы­ке.

Как определить окончание в слове?

Чтобы най­ти окон­ча­ние, нуж­но изме­нить сло­во: про­скло­нять или про­спря­гать. Та часть сло­ва, кото­рая изме­ня­ет­ся, и будет являть­ся его окон­ча­ни­ем.

Например: опре­де­лим окон­ча­ние у суще­стви­тель­но­го «кра­со­та», изме­нив его по паде­жам:

  • р. п. нет чего? кра­соты;
  • д. п. стрем­люсь к чему? к кра­соте;
  • в. п. вижу что? кра­соту и т. п.

Очевидно, что в началь­ной фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла окон­ча­ни­ем явля­ет­ся мор­фе­ма -а:

красота — корень/суффикс/окончание.

У неко­то­рых слож­ных суще­стви­тель­ных и чис­ли­тель­ных суще­ству­ет несколь­ко окон­ча­ний:

  • счет    -фак­тура — чего? счёта — фак­туры, чему? счёту-фак­туре, о чём? о счёте-фак­туре;
  • триста — трёхсот    , трёмстам, тремястами, о трёхстах.

Нулевое окончание

У ряда слов име­ет­ся нуле­вое окон­ча­ние, мате­ри­аль­но не выра­жен­ное бук­ва­ми или зву­ка­ми, напри­мер:

  • маль­чик    ;
  • речь    ;
  • мой    ;
  • тёмен    ;
  • окру­жён    .

Чтобы выявить нуле­вое окон­ча­ние, изме­ня­ем сло­во по паде­жам или чис­лам:

  • лицо кого? маль­чика;
  • иду к кому? к маль­чику;
  • наши маль­чики.

В падеж­ных фор­мах нуле­вое окон­ча­ние про­яв­ля­ет­ся в виде букв. Значит, в началь­ной фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа сло­ва «маль­чик» обо­зна­чим его квад­ра­ти­ком в кон­це.

Слова, не имеющие окончаний

В поис­ках окон­ча­ния будем иметь в виду, что эту мор­фе­му в сво­ем соста­ве име­ют толь­ко изме­ня­е­мые сло­ва. У неиз­ме­ня­е­мых слов и форм слов окон­ча­ний не быва­ет. Не име­ют флек­сий сле­ду­ю­щие части речи и фор­мы слов:

1. нескло­ня­е­мые суще­стви­тель­ные

  • паль­то — корень;
  • дра­же — корень;
  • али­би — корень;
  • так­си — корень;

2. нескло­ня­е­мые при­ла­га­тель­ные

  • рука­ва реглан;
  • цвет хаки;
  • час пик;
  • юбка мак­си;

3. наре­чия

  • когда — корень;
  • отве­тить быстро — корень/суффикс;
  • бежать вприпрыжку — приставка/приставка/корень/суффикс/суффикс;
  • одеть­ся по—зимнему  — приставка/корень/суффикс/ суф­фикс;

4.  фор­мы про­стой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­ных и наре­чий

  • кни­га (како­ва?) инте­рес­нее филь­ма (инте­реснее — корень/суффикс/суффикс);
  • мёд (каков?) сла­ще саха­ра (слаще — корень/суффикс);
  • сде­лать гро­мче — корень/суффикс;
  • выгля­деть веселее — корень/суффикс;

5. дее­при­ча­стия

  • убегая — приставка/корень/суффикс/суффикс;
  • прочитав — приставка/корень/суффикс/суффикс.

Вывод

Чтобы пра­виль­но опре­де­лить окон­ча­ние в сло­ве, пред­при­мем сле­ду­ю­щие шаги:

  1. опре­де­лим часть речи иссле­ду­е­мо­го сло­ва;
  2. выяс­ним, изме­ня­ет­ся сло­во или нет;
  3. изме­ним сло­во по паде­жам, родам, чис­лам или лицам;
  4. срав­нив фор­мы сло­ва, выде­лим в нем окон­ча­ние.

урок

Средняя оценка: 4.2.Проало: 5

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/sostav-slova/okonchaniia.html

Глава 4. Морфемика

Морфема – это минимальная значимая часть слова. Она не делится на более мелкие значимые части. Слова строятся из морфем, значения морфем при этом являются компонентами общего значения слова.

Морфемы разделяют на словообразовательные и словоизменительные (формообразующие).

Словообразовательные морфемы служат для образования слов и помогают выразить лексическое значение слова.

Словоизменительные (формообразующие) морфемы нужны для образования форм изменяемых слов и выражают грамматическое значение слов.

§2. Виды словообразовательных морфем

К словообразовательным морфемам  относят корень, приставку, суффикс и интерфикс.

Корень – основная морфема, общая для родственных слов и выражающая основное лексическое значение слова.

Запомни:

Слова без корня в русском языке невозможны.

В словах дом, домик, домище, домовой, домушник, домоводство, домостроение есть  корень дом. В приведённых примерах сложных слов это первый из двух корней. Корней в слове, как это видно из примера, может быть несколько.

В русском языке есть слова, состоящие только из корня. Это, прежде всего, служебные слова: предлоги: по, к, над, союзы: и, но,  если, междометия: ах, ох, алло,  некоторые наречия: очень, там, а также неизменяемые существительные: кофе, метро  и прилагательные: беж,хаки.

Приставка– это морфема, занимающая в слове положение перед корнем, например сбегать, приехать, переосмыслить. Приставок, как и корней, в слове  может быть несколько: бессмысленный, беспомощный.

Запомни:

Слово не может состоять только из приставки.

Суффикс – морфема, занимающая в слове положение после корня, например человечный, береговой. Во многих русских  словах не один, а несколько суффиксов: насильственно,  американизированный.   

Запомни:

Слово не может состоять только из суффикса.

Несколько особо в системе морфем стоит интерфикс.
К интерфиксам  в русском языке относят буквы  о и е  в роли соединительных гласных в сложных словах. Интерфиксы участвуют в словообразовании, но своего значения не добавляют: теплоход, паровоз, самовар.

§3. Виды формообразующих морфем

К формообразующим морфемам относят, прежде всего, окончания и суффиксы.

Окончание – это морфема, служащая для изменения слова, образования его форм и выражения значений: числа, рода, падежа, лица. Окончания нужны для связи слов в предложении.
Окончания есть только у изменяемых слов. Примеры:

Слушаю, слушаешь, слушает, слушаем, слушаете, слушают

 гл. наст. времени 1-го спр., формы 1-го, 2-го и 3-го лица ед. и множ. ч.

дача, дачи, даче, дачу, дачей, о даче 

сущ. 1-го скл., ж.р., ед. ч., им., род., дат., вин., тв., п. пад.

Нулевое окончаниеОкончание может быть нулевым, т.е. не выраженным, не представленным, но и такое окончание несёт информацию о грамматическом значении.

Пример:  стол  – нулевое окончание (сущ. м.р., 2-го скл., им.=вин. пад.), читал  – нулевое окончание (гл. прош. времени, м.р., мн.ч.). 

Запомни:

 В этих словах и этих формах бывают нулевые окончания:

  • у существительных 2-го и 3-го скл. в форме И.п. и В.п. в ед.ч., если их формы совпадают, как у неодушевленных существительных: дом , конь , мать , ночь 
  • у существительных всех склонений в форме Р.п. во мн.ч.: машин , окон , солдат , армий 
  • у кратких прилагательных в форме ед.ч. м.р.: здоров , рад , счастлив 
  • у глаголов в форме изъявительного наклонения, прошед. времени, ед.ч., м.р.: читал , писал , считал 
  • у глаголов в форме условного наклонения, ед.ч., м.р.: прочитал  бы, написал  бы, сосчитал  бы
  • у глаголов в форм повелительного наклонения единственного числа: пиши , читай , считай 
  • у кратких страдательных причастий в форме ед.ч. м.р.:  написан , прочитан  

Не путай:

Нулевое окончание и отсутствие окончания у неизменяемых слов. Это грубая ошибка, распространённая при разборах.

Формообразующие суффиксы – это морфемы, стоящие в слове после корня и служащие для образования форм слова. Примеры: суффикс неопределённой формы глагола -ть, -ти: читать, идти, суффикс прошедшего времени –л: ходил, повелительного наклонения  -и: смотри, степени сравнения прилагательных и наречий -е:тише. 


Обсуждаем проблему толкования

Формообразующие суффиксы или окончания?Некоторые авторы рассматривают формообразующие суффиксы как окончания.

Логика их такова: если морфема используется для образования новых слов, это суффикс, а если с помощью морфемы образуются разные формы одного и тогоже слова, то это окончания.

По этой логике получается, что показатель прошедшего времени -л – окончание, и показатель инфинитива тоже. Ведь любить и любил – это одно и то же слово, различны лишь его формы.

Есть авторы, которые занимают позиции непоследовательно. Так -л они считают суффиксом, а -ть, -ти – окончаниями. Объяснить их точку зрения труднее всего.

Рекомендую ребятам не удивляться, встретив новую для себя интерпретацию. Ничего не поделаешь, есть вопросы, относительно которых исследователи еще не пришли к согласию. Главное – быть последовательными и всегда комментировать спорные явления одинаково.

Проба сил 

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы. 

Итоговый тест

    • Словообразовательные
    • Формообразующие (словоизменительные)
    • Для словообразования
    • Для передачи нового значения
    • Для формообразования

Правильные ответы:

  1. Морфема
  2. Да
  3. Словообразовательные
  4. Корень
  5. Нет
  6. Нет
  7. Окончание
  8. Для словообразования
  9. Окончание
  10. Да

Смотрите также

Источник: http://russkiy-na-5.ru/articles/158

24. Повторение изученного в V классе

Словообразование — раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова.

Орфография — раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов.

Морфемика — раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово.

Окончание — это значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Среди окончаний есть нулевые окончания.

Основа — это часть изменяемого слова без окончания или всё неизменяемое слово. В основу самостоятельных слов (существительных, глаголов и др.) могут входить, кроме корня, суффиксы, приставки. В основе слова заключено его лексическое значение.

Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня или после другого суффикса и служит для образования слов.

Приставка — это значимая часть слова, которая находится перед корнем или перед другой приставкой и служит для образования слов.

Самостоятельные слова, имеющие один и тот же корень, образуют группу однокоренных слов. В лексическое значение каждого из однокоренных слов входит значение корня.

110. Назовите окончания и основы выделенных слов. Что обозначает каждое окончание? В каких словах есть нулевые окончания? Запишите текст под диктовку.

        Осень.

        Обсыпается весь наш бедный сад,4
        Листья пожелтелые по ветру летят; Лишь1 вдали красуются, там, на дне долин,

        Кисти ярко-красные вянущих рябин.

(А. К. Толстой.)

111. Выпишите в левый столбик однокоренные слова, а в правый — формы одного и того же слова. • Какие существительные с суффиксами обозначают людей, а какие — предметы? • С выделенными словами составьте предложение с однородными членами, подчеркните его основу.

Меб..ль, меб..льный, меб..ли, меб..льщик; подмету, метёт, мести; полотёр*, полотёром; п..ркет, п..ркетный, п..ркетного; шкаф, шкафчик, шкафчика; нат..рает, нат..рал, натирка; окно, подоконник, окна; уборка, уб..рала, уб..рает, уборщица.

паркет

112. Расположите однокоренные слова столбиком. Обозначьте в них части слов, поставьте в словах ударение. • Какие из однокоренных слов являются проверочными для других?

        Половик, пол, полотёр, подпол.Стенной, настенный, стена.Водопровод, водопой, наводнение, вода, заводь.

        Стёклышко, застеклить, стекло, стеклотара.

113. Выпишите группами однокоренные слова, выделяя в каждом из них корни. Подчеркните в корнях чередующиеся гласные, согласные. В каких корнях есть орфограммы?

Красить, ноша, краска, расти, круг, глотка, земной, крашение, избегать, заберёт, глотать, обходить, носить, выращивать, кружить, нести, рослый, пахать, поглощать, земля, избежать, проглатывать, выбирать, обхождение, выбрать, пашня, краситель, приносить, растительный, закружиться, проглотить, земляника, прибирать, хождение, украсить, разрастаться, вспашка.

114. Прочитайте слова в правой колонке. Все ли они имеют тот же корень, что и слова в левой колонке? От каких слов образованы остальные слова?

Запишите по образцу: письмо → письменный, письмецо.

ВодаБелый

Зима

водяной, водянистый, водитель, подводник.белизна, побелить, беловатый, беличий.

зимний, зимушка, перезимовать, зимовщик.

Однокоренные слова нередко используются как средство связи предложений в тексте.

115. Прочитайте текст и скажите, с помощью каких однокоренных слов связаны предложения. • Выпишите слова с пропусками и со скобками, обозначая в них условия выбора вставленных орфограмм. • В первом предложении назовите наречия.

Утром мы стали спускат(?)ся вниз к реке. Спуск ок..зался крутым. Нам приходилось осторожно ступать на камни, чтобы они (не)обваливались. Спускались мы почти полчаса.

116. Составьте небольшие тексты на темы «На самолёте», «В мастерской», используйте в них однокоренные слова для связи предложений.

Для справок: лететь, полёт, прилететь; чинить, починка, починить.

117. Составьте и запишите словосочетания из слов левого и правого столбиков. Если существительное употребляется с двумя прилагательными, записывайте оба словосочетания. Обозначьте морфемы, которыми различаются однокоренные прилагательные.

1. Дружный, дружеский2. Обидный, обидчивый3. Удачный, удачливый

4. Хлопотливый, хлопотный

1. Семья, просьба 2. Замечание, название, ребёнок 3. Охотник, поход, сочинение

4. Ласточки, пчёлы, день

118. Выберите заголовок, который бы более соответствовал стилю текста: «Какие корни у данных слов?», «Забытое родство», «Изменения в составе слова». Укажите в тексте элементы научного стиля. • Выпишите слова с пропущенными буквами, обозначая в них условия выбора вставленных орфограмм.

предмет

Улитка, улей и улица — совершенно разные предметы, ничего общего не имеющие между собою.

Если внимательно присмотреться к их составу, то можно заметить общий элемент ул. Случайно ли он ок..зался в них? В древност..

слово ула обозначало «дыра, отверстие, дупло», затем оно стало обозначать «вход», «проход», наконец — «проход между рядами домов», «улица».

Слово ула ушло из употребления, но оно породило слова улитка, улей и улица: улитка — живое существо, живущее в уле — в убежище; улей — дупло, где жили пч..лы; улица — маленькая ула.

Люди забыли древнее слово ула, забыли, как были образованы слова улитка, улей и улица, поэтому суффиксы в этих словах ср..слись с корнем. Слова эти сейчас не воспринимаются как родственные3. В слове улитка корень улитк-, в слове улица — улиц-, в слове улей — улей-.

119. Озаглавьте таблицу и заполните её словами ц..ркуль, p..сmym, н..деть, (з, с)делатъ, д..ватъ, про(з, с)ьба, сл..жить, трос(?)ник, ло(ж, ш)ка, ра(з, с)жечь, ч..рный, брош..

ра, яс(?)ный, ни(з, с)кий, тру (б, п)ка, по(д, т)тянуться, п..пасть, н..дрез. Обозначьте в них условия выбора букв на месте пропусков.

Над какими видами орфограмм вы работали? Добавьте по 2—3 своих примера в каждую графу.

Источник: http://tepka.ru/russkij_yazyk_6/26.html