Наша кнопка
Скачать материал
Конспект урока по физике
на тему
Закон Ома для участка цепи
Учитель физики
Рихерт Т.М.
Цели урока:
Образовательная:
Учащиеся должны усвоить, что:
– сила тока в проводнике обратно пропорциональна сопротивлению проводника.
– сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению. Эта зависимость называется законом Ома и вычисляется по формуле
Развивающая:
Учащиеся должны овладеть следующими видами деятельности:
-Устанавливать обратную пропорциональность между силой тока и сопротивлением
-Распознавать и воспроизводить ситуации, соответствующие этим фактам.
Воспитательная:
Учащиеся должны убедиться в том, что:
-Законы физики являются отражением тех связей, которые существуют в природе.
-Для объяснения многих явлений необходимо знать материал предыдущего занятия.
Тип урока: изучение нового материала.
Метод урока: Наглядно – словесный.
Оборудование:Мел, доска, амперметр, вольтметр, ключ, проводники (обладающими различными сопротивлениями), источник тока (аккумулятор), провод
Ход урока:
1. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, садитесь. (дежурный, отсутствующие)
2. Этап актуализации знаний
Учитель: На предыдущих занятиях мы рассмотрели три величины, с которыми мы имеем дело в любой электрической цепи, – это сила тока, напряжение и сопротивление.
Рассказ: В одной организации вышли из строя приборы. Пришли два электрика. Посмотрели на щит, а там амперметр, вольтметр и реостат. У амперметра стрелка задевает за шкалу.
Как узнать, какую силу тока должен показывать амперметр? «У нас такого амперметра нет!» – Сказал молодой электрик. «Воспользуемся законом Ома». «Так какие показания можно снять с закрытого амперметра?» – спрашивает учитель.
На этот вопрос мы и попробуем ответить в конце урока.
Давайте вспомним, что такое сила тока, напряжение и сопротивление? Для этого вам нужно ответить письменно на вопросы задание на ваших столах.
Учащиеся отвечают на вопросы.
Вариант – I
ВОЛЬТМЕТР – …ФОРМУЛА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СИЛЫ ТОКА?РЕЗИСТОР – …ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ – …
ФОРМУЛА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ?
Учитель: передавайте я проверю ваши знания.
А теперь, дайте небольшую характеристику каждой из этих величин, по плану:
-
Назвать величину;
-
Что характеризует данная величина?;
-
Как обозначается?;
-
В каких единицах измеряется?.
Для этого заполним общую таблицу
Физические величины
3. Мотивационный этап
Учитель: А как связаны между собой эти величины?
Ученик: Сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на концах проводника.
Учитель: Верно.
Учитель: А, зависит ли сила тока от сопротивления?
Ученик: Да.
Учитель: А, как зависит сила тока от сопротивления?
Ученик: …
4. Этап изучения нового материала
Учитель: Запишите сегодняшнее число и тему урока: «Закон Ома для участка цепи». Скажите, существует ли зависимость между силой тока и напряжением?
На сегодняшнем уроке нам необходимо решить следующую задачу:
- выяснить, как зависит сила тока на участке цепи от приложенного напряжения и величины сопротивления одновременно. Это является главной целью нашего урока.
Итак, работу на сегодняшнем уроке будем проводить по этапам.
– Сначала установим зависимость силы тока от напряжения, запишем математически эту зависимость и проверим на опыте.
– Второй этап будет состоять в установлении зависимости между силой тока и сопротивлением, при постоянном напряжении; запишем результаты в таблицу, сделаем вывод о характере этой зависимости.
– На третьем этапе мы совместно сделаем общий вывод о том, как зависит сила тока одновременно от напряжения и сопротивления, т.е. решим основную задачу урока.
Учитель: Ребята, зависимость силы тока от напряжения и сопротивления, с которой мы сегодня познакомимся, была впервые установлена немецким ученым Георгом Омом в 1827 году, и поэтому носит название закона Ома для участка цепи.
Георг Ом (1787-1854) – немецкий физик-экспериментатор. Он родился 16 марта 1787 года в семье слесаря. Отец придавал большое значение образованию детей. Хотя семья постоянно нуждалась, Георг учился сначала в гимназии, а потом в университете.
Сначала он преподавал математику в одной из частных школ Швейцарии. Физикой Георг Ом стал интересоваться позже. Свою научную деятельность начал с ремонта приборов и изучения научной литературы.
Создание первого гальванического элемента открыло перед физиками новую область исследований, и Ом сделал важнейший шаг на пути создания теории электрических цепей
Учитель: итак, давайте выясним, в нашем случае какую физическую величину надо изменять, а какую величину – измерять, а какую оставить постоянной?
Давайте проведем несколько опытов на выяснения зависимость силы тока от напряжения. У нас на столе собрана цепь из некоторых электрических приборов. Начертите схему этой электрическо цепи (один ученик на доске) ( Учитель быстро раскрывает назначение каждого элемента собранной демонстрационной установки, определяя цену деления электроизмерительных приборов).
Для лабораторно работы вызываю одного учащегося, он контролирует показания приборов. Дети чертят таблицу в тетради.
Подаю напряжение на концы проводника 4В. Какую силу тока показывает амперметр? 0,4А.
Я увеличу напряжение до– 6В.
Изменились ли показания амперметра?
Да, сила тока в цепи 0,6А.
Т.е. увеличивая напряжение, сила тока тоже увеличилась .
Запишем полученные результаты в таблице.
U, В
Вывод: I ~ U.
Учитель: А что мы можем сказать о сопротивлении проводника. Изменилась оно или нет?
Нет, оно постоянно:
R= cons t.
Учитель: Итак, экспериментально мы доказали, что I ~ U, при R=cons t. Давайте обозначим эту зависимость на графике
Учитель: Теперь перейдем ко второму этапу наших рассуждений, т.е. установим зависимость между силой тока и сопротивлением.
Ребята, подумайте и скажите: будет ли одинаковой сила тока в проводнике с большим сопротивлением и в проводнике с маленьким сопротивлением?
Конечно, сила тока будет разная.
А в каком случае сила тока будет меньше?
Где больше R.
Учитель: Итак, давайте убедимся в этом на опыте. Так как в этом случае мы будем устанавливать зависимость между I и R, то U=const. Начертим таблицу в тетрадь и будем ее заполнять по ходу опыта.( Один учащийся у доски)
U, В
Учитель: Сейчас в цепь включен проводник сопротивлением 0,4 Ом, подано напряжение 4В. Какой ток в цепи?
Увеличим сопротивление в 2 раза, не меняя напряжение, какой ток в цепи сейчас?
5 А
Учитель: Итак, глядя на таблицу, что можно сказать о зависимости между силой тока и сопротивлением?
Эта зависимость обратно пропорциональная.
Вывод: I ~ 1/R . Давайте обозначим эту зависимость на графике
Учитель: Итак, вот мы и подошли к третьему этапу. Здесь мы должны сделать общий вывод о том, как зависит сила тока одновременно от U и R.
Значит, сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на концах проводника и обратно пропорциональна сопротивлению проводника. Эта зависимость называется законом Ома, открывшего этот закон, и вычисляется по формуле .
“Закон Ома для участка цепи”.
Закон Ома читается так: “сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению”.
Учитель: ИНТЕРЕСНО !
Когда немецкий электротехник Георг Симон См положил на стол ректора Берлинского университета свою диссертацию, где впервые был сформулирован этот закон, без которого невозможен ни один электротехнический расчет, он получил весьма резкую резолюцию. В ней говорилось, что электричество не поддается никакому математическом описанию, так как электричество
– это собственный гнев, собственное бушевание тела, его гневное Я, которое проявляется в каждом теле, когда его раздражают.
Его работу хорошо приняли в Германии. В 1833 году ученый был уже профессором политехнической школой в Нюрнберге. Однако за рубежом, особенно во Франции, Англии, работы Ома долгое время оставались неизвестными.
Через 10 лет после появления его работы французский физик Пулье на основе экспериментов пришел к таким же выводам. Но Пулье было указано, что установленный им закон еще в 1827 году был открыт Омом.
Любопытно, что французские школьники и поныне изучают закон Ома под именем закона Пулье.
Учитель: Для запоминания формулы закона Ома и последующего его применения для решения задач лучше пользоваться треугольником
Так можем мы сейчас помочь нашим электрикам, которые не могли определить силу тока, без показаний амперметра.
5. Этап применения нового знания
Учитель: давайте решим задачу этих электриков.
Допустим сила тока не известна, вольт метр показывает напряжение 40 В, а резистор стоит на 20 Ом. Так какая сила тока была?
А теперь решим задачи
№1 В каком из приведенных соотношений находятся сопротивления трех резисторов?
№2
№3
№4
№5
№6
Учитель: Молодцы!
Учитель: А сейчас подведем итог нашего урока. Какую взаимозависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением на участке цепи мы раскрыли?
Ученик: Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению.
Учитель: В какой формуле выражена эта взаимозависимость?
Ученик: Взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления выражена законом Ома для участка цепи. I = .
Учитель: Итак, ребята, мы выяснили с вами, как связаны между собой эти три величины (I, U, R). А вот зависит ли сопротивление данного проводника от силы тока и напряжения в электрической цепи, вы выясните сами. Все свои варианты ответов сможете проверить и обосновать, прочитав § 14, повторив § 42,43.
Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.
Содержание
Ещё документы из категории физика:
Источник: https://doc4web.ru/fizika/konspekt-uroka-po-fizike-zakon-oma-dlya-uchastka-cepi-klass.html
Закон Ома. Физика. 8 класс. Разработка урока
Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
- образовательные: установить зависимость между силой тока, напряжением на однородном участке электрической цепи и сопротивлением этого участка, сформулировать закон Ома для участка цепи, научиться применять его при решении задач;
- развивающие: развивать умения сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты экспериментов; продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.
- воспитательные: воспитывать чувство уважения к товарищу при работе в группах, учащиеся должны убедиться в том, что: законы физики являются отражением тех связей, которые существуют в природе.
Задачи (шаги, с помощью которых достигаются цели урока):
- усвоить, что сила тока прямо пропорциональна напряжению на концах проводника, если при этом сопротивление проводника не меняется;
- усвоить, что сила в участке цепи обратно пропорциональна его сопротивлению, если при этом напряжение остается постоянным;
- знать закон Ома для участка цепи;
- уметь определять силу тока; напряжения по графику зависимости между этими величинами и по нему же – сопротивление проводника;
- уметь наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты демонстрационного эксперимента;
- уметь применять закон Ома для участка цепи при решении задач;
- отрабатывать навыки проверки размерности;
- отрабатывать навыки соотношения полученных результатов с реальными значениями величин.
Использованные источники (книги с указанием автора, названия, издательства, года издания; ссылки на сайты, с которых была взята информация для урока):
1. Актуализация знаний. (Сценка)
1 ученик: «Ура, свобода! Семь уроков закончилось. Пойдем домой»
2 ученик: «Вы сейчас дома что будете делать?»
3 ученик: « Я сяду за компьютер, пока родители не пришли с работы. А то они твердят одно и то же: «Ты уроки делал? На носу экзамены? Как будто мне больше нечем заняться»
1 ученик: «А я обед разогрею в микроволновке. Кушать хочется»
2 ученик: «А я телек посмотрю, а то что – то я сегодня устал»
3 ученик: « Не мудрено, семь уроков!!!Бедные, мы бедные. Все в голове перемешалось: суффикс, алгоритм, биоценоз, дифференциация, интеграция, синтез…»
1 ученик: каждый учитель думает, что его предмет самый важный, вот и требует с нас по полной. А у нас голова то одна»
2 ученик: «Ты прав. Вот сегодня, например, Наталья Викторовна весь урок говорила одно и то же: «Электричество нужно. Электричество важно. Что в нем такого важного и нужного? »
(Далее звучит сообщение о том, что из-за непогоды произошел обрыв проводов и приостановлена подача электричества)
1 ученик: «Что же мы теперь будем делать? Я кушать хочу!
2 ученик: «А я теперь на новый уровень в игре не пройду»
3 ученик: «И телевизор не посмотришь. Серию любимого сериала пропущу»
2. Проверка знаний
№1. На рисунке 1 изображены условные обозначения, применяемые на схемах. Каким номером обозначены?
Вариант – II АМПЕРМЕТР – … ФОРМУЛА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАПРЯЖЕНИЯ? РЕОСТАТ – … УДЕЛЬНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ – … ЕДИНИЦ А ИЗМЕРЕНИЯ УДЕЛЬНОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ? |
Сила тока |
Напряжение |
Сопротивление |
Что характеризует | Электрический ток в проводнике | Электрическое поле | Сам проводник |
Обозначение | I | В | R |
Формула | |||
Единица измерения | |||
Каким прибором измеряют | |||
Условное обозначение прибора | |||
Способ включения | |||
I, А |
|||
4 | 0,4 | ||
6 | 0,6 | ||
I, А |
R, Ом |
||
4 | 10 | 0,4 | |
4 | 5 | 0,8 |
1. Первым.2. Вторым3. Третьим4. Четвертым 5. Пятым |
Какое слово лишнее в цепочке слов: источник тока, соленый огурец, соленый помидор? (Лишнего слова нет. Это все источники тока. Демонстрация действия источников)
№2. Из каких частей состоит электрическая цепь, изображенная на рисунке?
1.Элемент, выключатель, лампа, провода.2. Батарея элементов, звонок, выключатель, провода.3. Батарея элементов, лампа, выключатель, провода. |
По истечении времени, отведенного для выполнения проверочной работы, учитель собирает карточки и ответы учащихся.
3. Актуализация опорных знаний
№3. А теперь проверим, как вы видите нарушения в составлении электрических цепей.
Перед вами две схемы
1. Почему не горит исправная лампа в первой цепи при замыкании ключа? (Рис. 1)
Ответ учащихся.
Эталон ответа. Электрическая цепь имеет разрыв. Чтобы лампа загорелась, в цепи должен существовать электрический ток, а это возможно при замкнутой цепи, состоящей только из проводников электричества .
Учитель. А чем проводники отличаются от непроводников или изоляторов?
Ответ учащихся.
Эталон ответа. Проводники – такие тела, через которые электрические заряды могут переходить от заряженного тела к незаряженному. А в изоляторах такие переходы невозможны, и лампа загорается.
Приглашается ученик, который дал правильный ответ и он, устранив разрыв, демонстрирует правильный ответ. Лампа загорается.
2. Почему не звенит звонок во второй цепи при замыкании цепи? (Рис. 2)
Ответ учащихся.
Эталон ответа. Для получения электрического тока в проводнике, надо в нем создать электрическое поле.
Под действием этого поля свободные заряженные частицы начнут двигаться упорядоченно, а это и есть электрический ток.
Электрическое поле в проводниках создается и может длительно поддерживаться источниками электрического поля. Электрическая цепь должна иметь источник тока. Подключаем цепь к источнику тока и звонок звенит.
Приглашается ученик, который дал правильный ответ и он, подсоединив к цепи источник тока, демонстрирует правильный ответ.
№4. Где надо расположить источник тока, чтобы при замыкании ключа К1 зазвенел звонок, а при замыкании ключа К2 загорелась лампа? (Рис. 3)
Ответ учащихся.
Эталон ответа. Источник тока необходимо располагать параллельно ветвям, содержащим звонок и лампочку.
4. Изучение нового материала
План изложения нового материала:
- Зависимость силы тока от напряжения и сопротивления.
- Закон Ома.
- Применение закона Ома.
А). Электрический ток в цепи – это направленное движение заряженных частиц в электрическом поле. Чем сильнее действие электрического поля на эти частицы, тем и больше сила тока в цепи. Но действие поля характеризуется напряжением. Поэтому можно предположить, что сила тока зависит от напряжения. Эту зависимость можно установить экспериментально.
Эксперимент показывает, что во сколько раз увеличивается напряжение, приложенное к проводнику, во столько же раз увеличивается сила тока в нем. Эту зависимость желательно проиллюстрировать графически – построить график зависимости I = f(U).
Б). Закон Ома для участка цепи можно установить экспериментально:
Существует много описаний соответствующих опытов и установок, которые можно сгруппировать следующим образом:
а) опыты с установкой, в которой осуществляется замена резисторов;
б) опыты с демонстрационным магазином сопротивлений;
в) опыты с демонстрационным реохордом.
Во всех этих опытах применяют демонстрационные амперметр и вольтметр. Работу проводят в группах в два этапа. Сначала устанавливают зависимость силы тока от сопротивления участка цепи при постоянном напряжении на данном участке цепи. По результатам этого опыта обнаруживают обратно пропорциональную зависимость силы тока от сопротивления проводника:
На втором этапе, не меняя сопротивления, измеряют силу тока при разных значениях напряжения на данном участке цепи. По результатам этого опыта устанавливают прямую пропорциональную зависимость силы тока от напряжения:
I ~ U
Результаты обоих опытов обобщают и формулируют закон Ома для участка цепи:
Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональнa его сопротивлению.
В). Применение закона Ома.
После установления закона Ома целесообразно закрепить его понимание решением соответствующих задач. Учащиеся должны из закона Ома получать производные формулы: и U = I · R.
Кроме того, необходимо научить учащихся решать комбинированные задачи с использованием зависимостей
5. Решение задач
Для самостоятельного решения в классе можно предложить следующие несложные задачи:
Задача 1 (устно)
Какое напряжение надо создать на концах проводника, сопротивлением 20 Ом, чтобы в нем возникла сила тока 0,5 А? (Ответ: 10В)
Задача 2
На цоколе электрической лампы написано 3,5 В; 0,28 А. Что это значит?
Найдите сопротивление спирали лампы. (Ответ:12.5Ом )
Задача 3
При напряжении 220 В сила тока в резисторе равна 5 А. Какой будет сила тока, если напряжение уменьшится на 10 В? (Ответ: 44 Ом; 4.5 А )
6. Защита творческих проектов
За 2-3 недели до проведения мероприятия класс делится на группы по 4-5 человек. Каждая группа получает задание: выполнить проект в виде макета. На макете может быть изготовлено то, что интересует больше всего ее членов. Например, спортивный зал или красивый уголок парка. Обязательное условие – использовать в проекте электрические цепи.
Настал момент, когда каждая группа может продемонстрировать домашнее задание (3 группы.)
А сейчас мне хотелось бы вспомнить об одном ученом.
Конец XVIII века, Франция, город Лион, дом одного из коммерсантов. Немного странно, но все же заглянем внутрь. В библиотеке мы видим 14-летнего мальчика.
Он в совершенстве владеет латынью, очень много времени проводит за книгами, и уже успел изучить 20-томовую энциклопедию Дидро и Даламбера. Не посещая школу, этот мальчик смог получить всестороннее образование, благодаря огромному трудолюбию и настойчивости.
Этому мальчику предстоит вскоре стать всемирно известным ученым. Кто же это? И какое отношение он имеет к нам, а также империи тока.
О каком ученом идет речь?
Этим ученым является АНДРЕ-МАРИ АМПЕР.
А вспомнила я о нем не только потому, что он имеет непосредственное отношение к электричеству, но и для того, чтобы обратить ваше внимание на целеустремленность подростка, огромное желание приобретать знания. В наше время для вас созданы все условия для успешного обучения, поэтому мне хотелось Вам, мои ученики, пожелать воспитать в себе целеустремленность в достижении поставленных целей и огромного трудолюбия.
Науку все глубже постигнуть стремись, Познанием вечного жаждой томись. Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.
Фирдоуси, персидский поэт,
940-1030 гг.
Домашнее задание:
- § 42, 44 учебника; вопросы и задания к параграфам.
- Выполнить упражнение 19 (1-4), с. 102-103 учебника.
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/zakon-oma-fizika-8-klass-razrabotka-uroka574/
План – конспект урока «Закон Ома для участка цепи» (8 класс)
Цели урока:
Образовательная: раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи.
Развивающая:
- развивать умения сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты экспериментов;
- продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.
Воспитательная: развивать познавательный интерес к предмету, тренировка рационального метода запоминания формул.
Задачи урока.
- Усвоить, что сила тока прямо пропорциональна напряжению на концах проводника, если при этом сопротивление проводника не меняется;
- Усвоить, что сила в участке цепи обратно пропорциональна его сопротивлению, если при этом напряжение остается постоянным;
- Знать закон Ома для участка цепи;
- Уметь определять силу тока; напряжения по графику зависимости между этими величинами и по нему же – сопротивление проводника;
- Уметь наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты демонстрационного эксперимента;
- Уметь применять закон Ома для участка цепи при решении задач;
- Отрабатывать навыки проверки размерности;
- Отрабатывать навыки соотношения полученных результатов с реальными значениями величин.
Оборудование. Учебные амперметры и вольтметры, источники тока, ключи, соединительные провода, три сопротивления (1,2,4 Ом), экран, мультимедийный проектор, компьютер.
План урока.
І. Организационный момент.
ІІ. Подготовка к восприятию нового материала.
ІІІ. Изучение нового материала.
ІV. Закрепление знаний, умений, навыков.
V. Подведение итогов урока, оценка работ учащихся.
VІ. Домашнее задание.
І. Организационный момент.
Изучая тему “электрические явления”, вы знаете на данном этапе основные величины, характеризующие электрические цепи.
И уже ремонтировали или будете ремонтировать бытовые электроприборы, проводку в квартире, но я надеюсь, что из вас никто не претендует на роль “всезнающего” и “все умеющего” электромонтера и вы не оставите поселок после вашего ремонта без света.
А чтобы этого не произошло, недостаточно знать только в отдельности физические величины, характеризующие электрические цепи, их надо рассматривать во взаимозависимости. Вот взаимозависимость мы и будем раскрывать сегодня на уроке.
ІІ. Подготовка к восприятию нового материала
В начале, пожалуйста, перечислите основные величины, характеризующие электрические цепи.
(Сила тока, напряжение, сопротивление).
Дайте небольшую характеристику каждой из этих величин, по плану:
-
Назвать величину;
-
Что характеризует данная величина?;
-
Как обозначается?;
-
В каких единицах измеряется?
Слайд 2: напряжение, сила тока, сопротивление.
Сегодня мы перед собой поставим основную цель: раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи. Они связаны между собой законом, носящим имя Ома.
ІІІ. Изучение нового материала
Мы постараемся выяснить, как зависит сила тока от напряжения в участке цепи при постоянном сопротивлении этого участка и как сила тока зависит от сопротивления проводника, при постоянном напряжении на его концах.
Для этого разобьёмся на две группы: первая будет находить зависимость сила тока от напряжения на участке цепи при постоянном сопротивлении, вторая – зависимость сила тока от сопротивления проводника, при постоянном напряжении на его концах.
На столах у вас есть все необходимое оборудование, а также схемы эксперимента и таблицы, которые необходимо заполнить.
1 группа:
U, B
I, A
R, Ом
const
const
const
Меняя сопротивление: 1 Ом, 2 Ом, 4 Ом
2 группа:
U, B
I, A
R, Ом
const
const
const
Через хххххх минут вы должны ответить на вопросы:
-
Как зависит сила тока в цепи от напряжения при постоянном сопротивлении?
-
Как зависит сила тока в цепи от сопротивления при постоянном напряжении?
Внимательно следите за правильностью подключения измерительных приборов!
Послушаем выводы 1 группы: С увеличением напряжения сила тока в проводнике возрастает при постоянном сопротивлении, т.е. при
R = const, I~ U.
Послушаем 2 группы: С увеличением сопротивления проводника сила тока уменьшается, т.е. при
U = const, I ~ 1/R.
Тогда сможем записать:
Это выражение называется законом Ома для участка цепи.
Закон Ома читается так: “сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению”.
Данный закон немецкий физик Георг Ом открыл в 1827 году.
Историческая справка (доклад ученика):
Георг Ом (1787-1854) – немецкий физик-экспериментатор. Он родился 16 марта 1787 года в семье слесаря. Отец придавал большое значение образованию детей. Хотя семья постоянно нуждалась, Георг учился сначала в гимназии, а потом в университете.
Сначала он преподавал математику в одной из частных школ Швейцарии. Физикой Георг Ом стал интересоваться позже. Свою научную деятельность начал с ремонта приборов и изучения научной литературы.
Создание первого гальванического элемента открыло перед физиками новую область исследований, и Ом сделал важнейший шаг на пути создания теории электрических цепей.
В 1825 году он представил научному миру плоды своего труда в виде статьи, которую озаглавил “Предварительное сообщение о законе, по которому металлы проводят электричество”. Сейчас это сообщение мы называем законом его имени. В честь этого ученого также названа единица сопротивления.
Для запоминания формулы закона Ома и последующего его применения для решения задач лучше пользоваться треугольником.
Графическая зависимость силы тока от напряжения называется ВАХ (вольт – амперная характеристика) проводника.
U, B
A
B
3
2
1
2
4
6
0
ІV. Закрепление знаний, умений, навыков
Решим задачу: (задача на экране).
На рисунке изображены графики зависимости силы тока от напряжения для двух проводников А и В. Какой из этих проводников обладает большим сопротивлением?
По закону Ома для участка цепи, сила тока обратно пропорциональна сопротивлению проводника при постоянном напряжении. Т.к. при напряжении 6В сила тока проводника В, 1А, а сила тока проводника А, 3А. Таким образом, сила тока проводника В меньше, значит сопротивление больше.
Докажите это расчетами.
I Вариант решает для проводника А. II Вариант решает для проводника В.
Общий ответ: 6 Ом > 2 Ом Rв > Ra.
Тест:
Вариант 1
1. Как зависит сила тока от сопротивления проводника?
А. Сила тока прямо пропорциональна сопротивлению.
Б. Сила тока обратно пропорциональна сопротивлению.
В.. Сила тока равна сопротивлению
Г. Этой зависимости нет
2. Математическая запись закона Ома
А. Б. В. I= UR Г.
3. В электрической цепи амперметр показывает 3 А, а вольтметр 6 В. Чему равно сопротивление резистора?
А. 2 Ом. Б. 0,5 Ом. В. 18 Ом Г. 3 Ом.
4. Напряжение на концах проводника увеличилось вдвое. Как изменилась сила тока, протекающего в проводнике?
А. Уменьшилась в 2 раза В. Увеличилась в 2 раза
Б. Не изменилась Г. Уменьшилась в 1,5 раза
5. Можно лиэлектрическую лампу, рассчитанную на напряжение
127 В, включать в цепь с напряжением 220 В?
А. Нельзя. Сила тока в цепи превысит допустимое значение, и лампа перегорит
Б. Можно. Ничего не произойдет
В. Можно, но только в цепях с постоянным током.
Вариант 2
1. Как зависит сила тока от напряжения проводника?
А. Сила тока пропорциональна напряжению.
Б. Сила тока обратно пропорциональна напряжению.
В. Этой зависимости нет. Г. Сила тока равна напряжению
2. Формулировка закона Ома.
А. Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна его сопротивлению и обратно пропорциональна напряжению на этом участке.
Б. Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению.
В. Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна его сопротивлению и напряжению на этом участке.
Г. Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна произведению его сопротивления и напряжения на этом участке.
3. Сила тока электрической лампы 0,5 А, сопротивление спирали 10 Ом. Найти напряжение на концах спирали.
А. 8,5 В Б. 20 В. В. 0,05 В Г. 5 В.
4. Необходимо вдвоеуменьшить силу тока в данном проводнике. Что для этого нужно сделать?
А. Увеличить напряжение в 2 раза
Б. Вдвое уменьшить сопротивление.
В. Уменьшить напряжение в 2раза Г. Ничего не делать.
5. Зависит ли сопротивление проводника от силы тока в нем и напряжения на его концах?
А. Сопротивление зависит от силы тока и напряжения
Б. Зависит от напряжения.
В. Не зависит.
Г. Зависит от силы тока.
V.Подведение итогов урока, оценка работ учащихся.
Подведем итог нашего урока:
– Между какими величинами устанавливает зависимость закон Ома?
– В какой формуле выражена эта взаимозависимость?
VI.Домашнее задание: § 44.
Источник: https://infourok.ru/material.html?mid=52104
Урок
Цели урока:
Образовательная: раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи.
Развивающая:
- развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты экспериментов;
- продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.
Воспитательная: развивать познавательный интерес к предмету, тренировка рационального метода запоминания формул.
Задачи урока.
- Усвоить, что сила тока прямо пропорциональна напряжению на концах проводника, если при этом сопротивление проводника не меняется;
- Усвоить, что сила в участке цепи обратно пропорциональна его сопротивлению, если при этом напряжение остается постоянным;
- Знать закон Ома для участка цепи;
- Уметь определять силу тока; напряжения по графику зависимости между этими величинами и по нему же – сопротивление проводника;
- Уметь наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты демонстрационного эксперимента;
- Уметь применять закон Ома для участка цепи при решении задач;
- Отрабатывать навыки проверки размерности;
- Отрабатывать навыки соотношения полученных результатов с реальными значениями величин.
Оборудование.
Демонстрационные амперметр и вольтметр, источник тока В-24, ключ, соединительные провода, демонстрационный магазин сопротивления, ТСО, кодоскоп, экран, магнитная доска, магниты, портрет Ома, таблицы с формулами.
План урока.
І.
Организационный момент.
ІІ.
Подготовка к восприятию нового материала.
ІІІ.
Изучение нового материал.
ІV.
Закрепление знаний, умений, навыков.
V.
Домашнее задание.
VІ.
Подведение итогов урока, оценка работ учащихся.
VІІ.
Резерв.
- Работа с ОК.
- Сообщение учащегося “Георг Ом”.
Учитель:
Изучая тему “электрические явления”, вы знаете на данном этапе основные величины, характеризующие электрические цепи. И уже ремонтировали или будете ремонтировать бытовые электроприборы, проводку в квартире, но я надеюсь, что из вас никто не претендует на роль “всезнающего” и “все умеющего” электромонтера и вы не оставите наш поселок после вашего ремонта без света. А чтобы этого не произошло, недостаточно знать только в отдельности физические величины, характеризующие электрические цепи, их надо рассматривать во взаимозависимости. Вот взаимозависимость мы и будем раскрывать сегодня на уроке.
ІІІ. Изучение нового материал
Итак, тема урока: “ Закон Ома для участка электрической цепи ”.
( Запись учителем темы на доске и учениками в тетрадях).
Учитель:
Как зависит сила тока от напряжения в участке цепи при постоянном сопротивлении этого участка?
Ученик:
Сила тока прямо пропорциональна напряжению на концах проводника, если при этом сопротивление проводника не меняется.
Учитель:
Какие приборы были вами использованы для установления этой закономерности?
Ученик:
Амперметр, вольтметр, источник тока, проводник, соединительные провода, ключ.
(Учитель обращает внимание учеников на таблицу с электрической цепью).
Учитель:
Какие приборы изображены под цифрой 1 и 2 и почему вы так думаете?
Ученик А:
Под цифрой 1 изображен вольтметр, т.к. он подключается параллельно тому участку, где измеряют напряжение.
Ученик В:
Под цифрой 2 изображен амперметр, т.к. он подключается в цепи последовательно тому участку, где измеряют силу тока.
Учитель:
Какой график вы получили, исходя из эксперимента, и как он называется?
Ученик:
Мы получили график прямой пропорциональности между силой тока и напряжением. Графическая зависимость силы тока от напряжения называется ВАХ (вольт – амперная характеристика) проводника.
(Учитель прикрепляет на магнитную доску график ВАХ).
Учитель: Еще раз проверим это на опыте. Обратите внимание на демонстрационную установку. ( Учитель быстро раскрывает назначение каждого элемента собранной демонстрационной установки, определяя цену деления электроизмерительных приборов).
Учитель: Источник тока – для создания и поддержания электрического поля в проводнике. Амперметр для измерения силы тока в проводнике. Вольтметр для измерения напряжения на концах проводника.
Демонстрационный магазин сопротивления – для изменения сопротивления на участке цепи. Ключ – (замыкающее и размыкающее устройство), нужен для включения и выключения в нужное время источника тока.
Соединительные провода – доставляют электрическую энергию в электрическую цепь.
(Учитель демонстрирует зависимость силы тока от напряжения при постоянном сопротивлении проводника).
Учитель: Ребята, во время ответа ваша задача внимательно проследить за показаниями амперметра и вольтметра, а затем сделать соответствующий вывод.
Учитель: Итак, ребята, что вы наблюдали?
Ученик: С увеличением напряжения сила тока в проводнике возрастает при постоянном сопротивлении.
(Запись на доске и в тетрадях. Если R = const, I~ U).
Учитель:
А теперь мы с вами выясним, как сила тока зависит от сопротивления проводника, при постоянном напряжении на его концах.
Учитель:
Ребята, ваша задача опять внимательно проследить за показаниями приборов и сделать вывод, одновременно заполнить таблицу, при U = 3В:
(Учитель демонстрирует опыт, при этом необходимо показания вольтметра поддерживать постоянными, заполняет таблицу, лучше начинать при R = 10 Ом, U = 3В).
Учитель:
Что вы наблюдали?
Ученик:
С увеличением сопротивления проводника сила тока уменьшается.
(Учитель прикрепляет на магнитную доску таблицу с графиком зависимости силы тока от сопротивления).
Учитель:
Такой график называется графиком обратной пропорциональности между силой тока и сопротивлением.
Учитель:
Итак, ребята, запишем результат опыта: сила тока в проводнике обратно пропорциональна сопротивлению проводника, при постоянном напряжении на концах проводника.
(Учитель записывает на доске. При U = const, I ~ ).
Учитель:
Ребята, зависимость силы тока от сопротивления была изучена немецким физиком Омом.
Учитель:
Обобщим два эти вывода и запишем итоговую формулу:
(Записываем данную формулу на доске и в тетрадях).
Учитель: Такая запись носит название:
“Закон Ома для участка цепи”
.
Закон Ома читается так: “сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению”.
(Повторить несколько раз).
(Запись учениками формулировки закона в тетрадях),
Учитель: Данный закон немецкий физик Георг Ом открыл в 1827 году.
(Учитель обращает внимание на портрет Георга Ома).
Учитель: Его работу хорошо приняли в Германии. В 1833 году ученый был уже профессором политехнической школой в Нюрнберге. Однако за рубежом, особенно во Франции, Англии, работы Ома долгое время оставались неизвестными.
Через 10 лет после появления его работы французский физик Пуйе на основе экспериментов пришел к таким же выводам. Но Пуйе было указано, что установленный им закон еще в 1827 году был открыт Омом.
Любопытно, что французские школьники и поныне изучают закон Ома под именем закона Пуйе.
Пуйе Клод Серве Маттиас (1790-1868) – французский физик.
Учитель:
Для запоминания формулы закона Ома и последующего его применения для решения задач лучше пользоваться треугольником.
(Учитель прикрепляет таблицу с треугольником на магнитную доску и раскрывает, как им пользоваться).
Учитель: Для теоретического изложения данного вопроса лучше запомнить следующую таблицу:
V. Домашнее задание
Запишем домашнее задание: § 44, упр. 21 (1,2). Повторить § 42,43.
VІ. Подведение итогов урока, оценка работ учащихся
( Учитель подводит итог урока, оценивая работу учеников).
VІІ. Резерв.
- Работа с ОК.
- Сообщение учащегося “Георг Ом”.
Приложение. Опорный конспект
Приложение. Оформление доски
4.02.2005
Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/211819/