Корень мок мак правило

Наша кнопка

Скачать материал

Конспект урока на тему:

«Чередование гласных в корнях равн- / ровн- и мак- / мок-»

6 класс

подготовила

учитель русского языка и литературы

Алексеева Елена Александровна

г. Магнитогорск

2012

Тема урока: Чередование гласных в корнях равн- / ровн- и мак- / мок-

Тип урока: комбинированный

Методы: словесный, наглядный

Оборудование: учебник: учебник: Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. / М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2011. – 239 с.

Фотография животного, дидактический материал, схема.

Цели урока: обучающая – научить школьников правильно писать корни равн- / ровн-; мак- / мок-.

развивающая – развить логическое мышление, письменную и устную речь;

воспитывающая – сформировать навыки работы в коллективе, воспитать любовь к животным.

Оформление доски:

Поравняться

макнуть

сровнять

сравнить

заровнять

промокнуть

промокает

Ход урока

1.Оргмомент (1 мин)

Задача: организовать внимание детей, рабочий настрой.

2. Проверка домашнего задания (5 мин)

Задача: проверить степень усвоения пройденного материала; актуализация опорных знаний.

Дома ученики выполняли упражнение 337 по заданию: списать текст, вставить пропущенные буквы, выделить корни в словах. Перед проверкой домашнего задания, ученики отвечают на вопросы:

1. Все ли справились с домашним заданием?

2. Есть ли вопросы по домашнему заданию?

Слабые ученики проверяют домашнее задание с помощью сигнальных карточек. Средние – по трафарету. Сильные составляют обобщающую таблицу по домашнему заданию.

3. Орфографическая разминка (5 мин)

Задачи: 1. Воспроизвести знания, полученные на прошлых уроках.

2. Создать настрой для повторения материала.

Ученики записывают под диктовку предложение, объясняют расстановку знаков препинания, выделяют корни во всех словах.

Три ученика работают с индивидуальными карточками (Приложение 1). Один ученик – у доски.

Роты без взаимного сговора подтянулись в промокших шинелях, выровнялись в рядах.

Ученики, работающие индивидуально, сдают работу. Школьнику, работающему у доски, учитель ставит оценку.

Вопрос ученикам: Почему в словах выровнялись и промокших пишется буква о в корне?

Учитель диктует второе предложение.

Вася обмакнул лист бумаги и сделал равными края.

Вопросы ученикам:

  1. Почему в словах обмакнул и равными пишется буква а в корне?

  2. Как вы думаете, почему в словах выровнялись и равными, промокших и обмакнул, несмотря на схожие корни, пишутся разные буквы?

  3. Посмотрите значение слов в толковом словаре, какого отличие между ними?

Вывод: в корнях равн- / ровн- и мак- / мок- пишутся гласные в зависимости от значения слова.

4.Изучение нового материала (5 мин)

Учитель с учениками составляет схему «Правописание гласных в корнях равн- / ровн- и мак- / мок-».

равн- / ровн-

значение = равный, одинаковый значение = гладкий, ровный

исключения: уровень, поровну, исключения: равнина, равнение ровесник

мак- / мок-

значение = погружать в жидкость значение = пропускать жидкость [1, c.21-22]

Вывод по схеме: в корне равн-/ровн- пишется а, если слово имеет значение равный, одинаковый, о – при значении гладкий, ровный. В корнях мак- пишется а, если слово имеет значение погружать в жидкость, о – при значении пропускать жидкость.

5. Закрепление материала (15 мин)

Задача: отработка полученных знаний на практике.

1.На доске записаны слова, ученики объясняют написание корней равн  / ровн-, мак- / мок-.

Вывод по заданию: в словах сровнять, заровнять в корне ровн- пишется о, потому что слова имеют значение гладкий, ровный, в остальных словах в корне равн- пишется а, так как слова имеют значение равный, одинаковый. В слове мокнуть в корне пишется о, так как глагол имеет значение погружать в жидкость, а в остальных словах в корне пишется о, так как они со значением – пропускать жидкость.

2.Учитель раздаёт карточки. Ученики должны найти в перечисленных словах изучаемые слова.

Неровность, равнина, пригорел, промокашка, ровесник, зарница, прикосновение, обмакивать, промокнуть.

Вывод по заданию: слова неровность, рванина, ровесник, промокашка, обмакивать, промокнуть являются изучаемым объектом, так как у них корень ровн- / равн- или мак- / мок-.

3.Списать с доски слова, выделить в них корень и объяснить его написание.

Вывод по заданию: в словах с корнями равн- / ровн- пишется в корне а, если оно имеет значение – равный, одинаковый, о – если гладкий, ровный. В словах с корнями мак- / мок- пишется в корне а, если слова обозначают погружение в воду, о – при значении пропускать жидкость.

4.Распределительный диктант. Учитель диктует слова, школьники распределяют их по 4 столбцам: слова с корнем равн-, ровн-, мак-, мок-, графически объясняя написание.

Промокнуть, равнина, ровесник, неровность, обмакивать, уравнение, прировнять, промокать, примочить, макать.

Вывод по заданию: в словах промокнуть, промокать, примочить пишется в корне о, так как глаголы имеют значение – пропускать жидкость; в словах обмакивать, макать в корне а, так как глаголы обозначают погружение в жидкость; слове уравнение в корне пишется а, так как слово со значением равный, одинаковый, в словах равнина пишется а, так как это исключение; в словах неровность, прировнять в корне о, так как значение ровный, гладкий, слово ровесник – исключение.

5.Ученики придумывают пары словосочетания, в которых одни и те же слова со корнями равн- / ровн-, мак- / мок- пишутся по-разному.

Образец: подравнять стрижку – подровнять улицу; обмакнуть в сметану – обмокнуть.

Вывод по заданию: среди слов с корнями равн- / ровн-, мак- / мок- встречаются омонимичные формы, написание которых различается по контексту.

6. Работа в группах. Сильная группа придумывает слова, которые похожи на чередование корней равн- / ровн-, мак- / мок-, и объясняют их различие. Средняя группа составляют небольшой рассказ, в котором используются слова с корнями равн- / ровн-, мак- / мок. Слабая группа, употребляя суффиксы, приставки, составляют с корнями равн- / ровн-, мак- / мок.

Вывод по заданию: следует различать слова, которые сходны с изучаемым явлением. На написание корней равн- / ровн-, мак- / мок не влияет наличие приставок, суффиксов.

6. Работа с фотографией животного (10 мин)

Задача: развитие устной речи, умение использовать изучаемое явление в тексте.

[2]

Учитель вывешивает фотографию с животным и задаёт вопросы ученикам:

  1. Какой по стилю текст можно написать, глядя на фотографию?

  2. Какими могут быть темы повествования?

  3. Как вы относитесь к животным? Нужно ли беречь их и заботиться о них?

Задание: ученики пишут небольшое сочинение по фотографии, используя слова с корнями равн- / ровн- и мак- / мок-, объясняя их написание и выделяя в них корень.

Вывод по фотографии: текст, написанный по фотографии, может быть разного стиля (художественного, научного), темы повествования также разнообразны – животное, жизнь животных в зимний период, спасение волков. Животные – одни из самых незащищённых существ, которые нуждаются в заботе, защите, так как на них постоянно ведётся охота.

Вывод по заданию: слова с корнями равн- / ровн- и мак- / мок- придают образность тексту, передают дополнительную характеристику явлений и предметам, уточняют детали.

7. Подведение итогов (2 мин)

Задача: проверить степень усвоение нового материала, выявить достигнуты ли цели уроки.

Вопросы к ученикам:

1.Что нового вы сегодня узнали?

2. Что является главным при написании корней равн- / ровн-, мак- / мок-?

Вывод: слова с корнями равн- / ровн- и мак- / мок- пишутся в зависимости от их значения. При этом важно помнить об исключениях, а также о словах, которые могут быть сходными с данными корнями. Некоторые слова имеют омонимичные формы, которые различаются написанием в зависимости от контекста.

Учитель выставляет оценки ученикам за работу в классе.

8. Инструктаж по домашнему заданию (2 мин)

Задача: объяснить цель домашнего задания и способ его выполнения.

Дома ученики составляют орфографический диктант по изученному правилу. Выделяют корни в словах, объясняя их написание.

Приложение

Карточка 1

Списать предложение, вставить попущенные буквы, написать проверочные слова, если это возможно. Расставить знаки препинания. Сделать синтаксический разбор.

(За)р…кой на сотни кил(лл)ометров рас(сс)т…ла­лась зелёная равнина [1, c. 126].

Карточка 2

Списать предложение, вставить попущенные буквы, написать проверочные слова, если это возможно. Расставить знаки препинания. Сделать синтаксический разбор.

Только Пиратка равно­душно ст…ял в ст…роне, (как)будто ниче…о (не)случилось [1, c. 73].

Карточка 3

Списать предложение, вставить попущенные буквы, написать проверочные слова, если это возможно. Расставить знаки препинания. Сделать синтаксический разбор.

На б…лотах и на солон­чаках уже (ни)что (н…)росло [1, c. 174].

Список использованных источников

  1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык: пунктуация и орфография. – М.: Айрис, 2003. – 384 с.

Интернет-ресурсы

  1. http://subscribe.ru/group/pozitiv/310448/

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Содержание

Ещё документы из категории русский язык:

Источник: https://doc4web.ru/russkiy-yazik/konspekt-uroka-cheredovanie-glasnih-v-kornyah-ravn-rovn-i-mak-mo.html

Чередующиеся корни мак мок | Медицинский справочник

Русский язык – орфография:

Контакты

Корни с чередованием о — а

Правописание гласных во многих словах нельзя проверить ударением: собака, волдырь, ватрушка и др.; о таких словах следует справляться в словаре и запоминать их правописание.

кос — кас , лож — лаг

В корнях кос- — кас-, лож- — лаг- пишется буква а, если за корнем следует суффикс -а-, например: кас-а́-ться ( но кос-ну́ться), кас-а́-тельная ( но прикос-нове́ние); излаг-а́-ть ( но излож-и́ть), слаг-а́-ть ( но слож-и́ть).

клон — клан , твор — твар , гор — гар

В корнях клон- — клан-, твор- — твар-, гор- — гар- без ударения пишется буква о, например: наклоня́ть, склоне́ние, поклони́ться; творе́ц, творе́ние, сотвори́ть; загоре́лый, загора́ть, горе́ть, горе́ние.

В корне зар- — зор-аря́ — зо́ри — зо́рька) без ударения пишется а, например: заря́, зарни́ца, зарево́й, озаря́ть, озаре́ние.

плав — плов

Корень плав- — плов- пишется с буквой о только в двух словах: пловец, пловчиха, в остальных случаях пишется а: сплавлять, плавник, поплавок, плавунец ( жук ), плавучий. (Запомните слово плывун — слои подпочвы, насыщенные водой.)

В корне раст- — рос-асти́ — росло́) без ударения перед ст и щ пишется а (вы́растить, во́зраст, нараста́ние, взращённый, сраще́ние);
перед с без последующего т пишется о (вы́рос, вы́росший, во́доросль, не́доросль).

равн — ровн

Корень равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с «равный» («одинаковый»): равномерный, равнозначный, сравнить, всё равно, а также в словах : равнение, равняйсь, равняясь, поравнялся, равнина;
корень ровн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «ровный» («гладкий», «прямой»), например: ровнять ( дорожки ), подровнять ( клумбы ) и т. п., уровень, ровня.

мак — мок — моч

Корень мак- пишется в словах со значением «опускать или опустить что-либо в жидкость с целью напитать этой жидкостью» : макать ( хлеб в молоко ), обмакнуть ( перо в чернильницу );
корень мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость, становиться влажным» : сапоги промокают, вымокнуть ( под дождём ), бумага промокает, промокательная бумага, промокашка.

Перед ч (моч-) — всегда пишется буква о, например: мочить, намочи, промочу, вымоченный ( ср. под ударением: мочит, смоченный; о глаголах на -иватъ типа смачивать, вымачивать см.Корни с проверяемыми гласными).

скак — скоч

В корне скак- — скоч- без ударения перед ч обычно пишется о, перед к — буква а, например: вскочи́ть ( но скака́ть), наскочи́ть ( но на скаку́), заскочи́ть, вы́скочка.

Чередующиеся корни мак мок

Чередование гласных в корне

Вспомните правила правописания чередующихся гласных в корне. В корнях с чередующимися гласными выбор гласной может зависеть от наличия суффикса –а-, или от сочетания согласных в корне, или от ударения, или от лексического значения слова.

Источник: https://nobest.ru/chereduyushhiesya-korni-mak-mok.html

Правило корней мок мак — Советы юристов

Правописание корней входит в Единый государственный экзамен по русскому языку для 11 класса (задание 8).

Алгоритм для проверки правописания корней

Проверить, является ли корень чередующимся. Если является, проверить по правилу.Если корень не чередующийся, попробовать подобрать проверочное слово. Если проверочное слова найдено, буква является проверяемой.Если проверочное слово не было найдено, буква является непроверяемой.

Правописание чередующихся корней

Правописание чередующихся корней может зависеть от многих факторов: ударение, наличие суффикса, значение слова и др.

Чередующиеся гласные Е и И в корне

Чередование гласных Е и И в корнях зависит от наличия суффикса -А- после корня: если суффикс есть, то пишется И, иначе пишется Е.

Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И

Не путать со словом мириться, гласная в котором проверяемая (мир).

Правописание проверяемых гласных/согласных в корне

Если гласная или согласная буква в корне проверяемая, значит есть такое однокоренное слово, в котором гласная находится под ударением, а согласная – перед гласной.

Сх. матический – проверочное слово схЕма => схЕматическийБ. дриться – проверочное слово бОдрость => бОдритьсяСч. стливый – проверочное слово счАстье => счАстливыйХру. кий – проверочное слово хруПок => хруПкийПрору. ь – проверочное слово проруБить => проруБьОпас. ный – проверочное слово опасен => опасный

Правописание непроверяемых гласных/согласных в корне

Непроверяемые гласные и согласные в корне следует проверить по словарю и запомнить правильное написание.

Поделитесь статьей с одноклассниками «ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ теория».

worksbase.ru

Безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова. Безударные гласные

Как правильно писать: халодный или холодный, корабль или карабль, выростет или вырастет? Данные вопросы возникают у большинства людей, давно окончивших общеобразовательное учреждение, и у тех, кто еще в процессе обучения. Как правило, такая путаница связана с тем, что на гласную букву в корне названных слов не падает ударение.

Безударные гласные – это верный путь к ошибочному написанию письма. Но если изучить все необходимые правила, то можно легко создать грамотный текст.

В чем заключается сложность?

В русском языке существует довольно много выражений, при написании которых возникают разные вопросы касательно их «правильности». Так, все слова, имеющие в корне безударную гласную, можно разделить на 3 группы:

  • безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова;
  • слова, у которых имеются чередующиеся гласные буквы в корне;
  • слова, имеющие непроверяемую безударную гласную в корне.
  • Чтобы правильно написать письмо, следует знать, как именно пишется безударная гласная в корне. Правило для таких слов существует не одно, а несколько (для каждого случая отдельное). Рассмотрим их более подробно.

    Безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова

    Как правильно написать слово, в корне которого стоит безударная гласная? Ответим на этот вопрос прямо сейчас. К нему необходимо подобрать однокоренное проверочное слово, где на ту же самую букву будет падать ударение. После такой проверки в неударном слоге корня можно смело ставить такую же гласную, что стоит в ударном слоге.

    Примеры слов

    Чтобы стало более понятно, как осуществляется проверка безударных гласных в корне на практике, приведем несколько примеров:

  • Как написать правильно слово «ух. дить». Для начала следует подобрать проверочные слова. В качестве них могут выступать «ход» или «уход». Как вы успели заметить, в этих словах ударение падает на «о». Именно поэтому сомнений в том, как пишется безударный слог, не должно возникать («ухОдить»).
  • Как написать правильно слово «аргум. нтировать»? Для него так же необходимо подобрать проверочное слово. Например, «аргумент». Ударение в нем падает на «е». Следовательно, правильно будет «аргумЕнтировать».
  • Особенности правила

    Безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова, – это самое простое правило в орфографии. Однако во время такой проверки могут возникнуть трудности. Ведь очень важно подобрать правильные проверочные слова, в противном случае можно легко допустить ошибку.

    Итак, рассмотрим слова «посв. щение» и «просв. щение». Проверочным словом для «посвящение» является «святость», поэтому его следует писать через букву «я». Проверочным словом для «просв. щение» является «свет». В связи с этим его необходимо писать через букву «е».

    Рассмотрев эти примеры, можно смело сделать вывод о том, что используемые проверочные слова должно быть однокоренным (то есть максимально близкими по смыслу).

    Какие трудности могут возникнуть?

    Несмотря на то что правило «Безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова», довольно простое, при его использовании все же могут возникнуть трудности. С чем они связаны? Дело в том, что при написании некоторых слов возникает сложность в том, чтобы подобрать для них подходящие проверочные слова.

    Рассмотрим несколько из них:

  • покорять — покорный;
  • образцовый — образчик;
  • постигать — постигнуть;
  • извинение — невинный;
  • пастух — подпасок или пас;
  • неиссякаемый — иссякнуть;
  • поглощать — глотка;
  • нагромождать — громоздкий;
  • обнажать — наг;
  • разлиновать — линия.
  • Примечание

    Гласные «а» и «о» в корнях глаголов совершенного вида ни в коем случае нельзя проверять глаголами несовершенного вида.

  • Проглотить – глотка. Использовать слово «проглатывать» нельзя.
  • Опоздать — поздно. Использовать слово «опаздывать» нельзя.
  • Затопить — затопит. Использовать слово «затапливать» нельзя.
  • Раздвоить – двое. Использовать слово «раздвоить» нельзя.
  • Используя это правило на практике и обращая внимание на его особенности, вы сможете грамотно составить любой текст или письмо.

    Слова, у которых имеются чередующиеся гласные буквы в корне

    В русском языке имеется огромное количество корней, в которых гласные буквы чередуются. Таким образом, в одних словах данные корни пишутся с одной гласной, а в других – с другой.

    Следует особо отметить, что подобные выражения можно довольно легко принять за те, которые необходимо проверять при помощи ударного слога. В связи с этим список таких корней необходимо запомнить.

    При этом выбор той или иной гласной может зависеть от наличия в словах суффикса -а-, от значения корня, а также от ударения или буквы, следующей за ней. Приведем в пример несколько таких корней:

    Слова, имеющие непроверяемую безударную гласную в корне

    В некоторых случаях правописание безударных гласных в корне не поддается ни одному из представленных правил. В таких ситуациях учителя и преподаватели требуют их просто запомнить.

    Однако их настолько много, что заучить данные слова проблематично.

    В связи с этим рекомендуется записать их на отдельном листочке и использовать его тогда, когда у вас возникают сложности во время грамотного написания письма.

    Представим неполный список слов, написание которых требуется знать наизусть:

  • авангард, авантюра, агроном, альманах, апельсиновый, апелляция;
  • баллон, багровый, беседующий, берлога, беспрецедентный;
  • вакцина, великолепный, вариант, вакансия, великий, вестибюль, винегрет, виртуоз, ветеран, восхищение, витраж;
  • гениальность, гербарий, гимназист, гипотеза, гипноз, горячий, горизонт;
  • диагноз, директор, дорогие, документ, дорожный;
  • железнодорожный, желать;
  • заинтересовать, завтрашний;
  • иждивенец, игнорировать, информационный, интерес, инцидент, информация;

Источник: http://uruh-sovet.ru/pravilo-kornej-mok-mak/

Классный урок.

Чередование гласных в корнях

равн- / ровн- и мак- / мок-

Р…вноправный, непром…каемый, р…вняйсь, подр…внять, вым…кнуть, ур…внять в правх, прир…внять, м…кать.

Д/з – составить орфографический диктант (10-15 сл.) на изученное правило, выделить корни в словах объяснив их написание.