При организации учебного занятия используются все виды учебного общения, различного сочетания фронтальной, групповой, коллективной и индивидуальной форм деятельности.
При фронтальной работе реализуется отношение «деятельность учителя — деятельность ученика — деятельность класса», при коллективной форме реализуется отношение «деятельность учителя — деятельность класса — деятельность ученика», при групповой форме деятельности — «деятельность учителя — деятельность группы — деятельность ученика», и с помощью индивидуальной формы деятельности реализуется отношение «деятельность учителя — деятельность ученика».
Изменение содержания образования требует применения новых педагогических технологий, в основе которых лежит коллективное взаимодействие, требующее многократного воспроизведения способов деятельности.
Каждый преподаватель хочет, чтобы в его классе было как можно больше способных учеников (мы называем их «сильными» учениками).
Практика показала, что «сильные» ученики при любой системе обучения — развивающей или традиционной — быстрее включаются в учебный процесс. Например, когда идет фронтальная работа, «сильные» ученики самые активные, они первые помощники на уроке. «Слабые» же просто слушают, часто не понимая, о чем идет речь, т.е. они пассивны. Некоторые же — вообще ничего не делают.
В школу приходят учиться разные дети: «способные» и «менее способные», «сильные и слабые», и каждый учитель хочет, чтобы все они были активны на уроке. Но… возникает вопрос, как включить каждого ученика в урок — и «сильного», и «слабого2. Оказывается, эту проблему можно решить через организацию коллективных занятий.
Коллективные учебные занятия — это не просто работа учащихся в парах: постоянных или сменного состава. Здесь каждый ученик по очереди работает то в роли обучающего, то в роли обучаемого. Каждый участник является попеременно то учителем, то учеником.
Основная цель каждого ученика: обучать других всему тому, что знаешь сам. Основной принцип работы: все по очереди учат каждого, а каждый по очереди всех; т.е. коллектив обучает каждого своего члена.
Одна из таких технологий — «Коллективный способ обучения» (КСО).К коллективным формам организации обучения относится работа в динамических парах или парах сменного состава. Коллективная работа в парах сменного состава принципиально отличается от групповой и просто парной работы. На таких занятиях каждый ученик по очереди работает с другим.
В качестве коллективного способа обучения следует особо выделить такую форму работы, как занятия в парах сменного состава.
Такая организация уроков позволяет не только реализовать сотрудничество, но и учитывать неоднородность учебных способностей учеников, предоставить каждому возможность регламентировать свое время на ознакомление и усвоение нового материала. Каждый трудится спокойно, в удобном для него темпе и, что особенно важно, с индивидуальным консультантом.
Более того, ученик имеет возможность вернуться к непонятному еще раз, поменять консультанта и выслушать объяснение из других уст. Данную форму работы удобно использовать для отработки различных навыков и умений, для введения нового материала и систематизации знаний.
Работу в парах можно вводить уже с первого класса. Главным в этот период становится выработка умения учащихся договариваться, конструктивно общаться. Для этого знакомим первоклассников с основными правилами общения
- При разговоре смотри на собеседника
- Говори в паре тихо, чтобы не мешать одноклассникам
- Называй товарища по имени, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять его, дополнять, оценивать. Объясняем, как следует сидеть за партой, как выражать согласие и возражение, как оказывать помощь и просить о ней.
Необходимо также научить школьников проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения задачи, правильность и красоту письма, домашнее задание и т.д.
Следующий этап — научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счет, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой). Далее идет обсуждение в парах.
Это значит говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их («Передайте друг другу, о чем я вам только что рассказала»; «Скажи напарнику, как ты его понял» и т.п.) Следует научить детей правильно задавать вопросы и точно отвечать на них.
При работе в парах младшие школьники приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя); постоянно готовиться к ответу (для ребенка важно, чтобы его спросили); учиться говорить, отвечать, доказывать. Ученик может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается — общаться с одноклассником, свободно сидеть.
Детям такая работа очень нравится. Ограничение во времени и нежелание отстать от других пар стимулирует первоклассников не отвлекаться и общаться только по теме урока. Есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе.
В более узком кругу сверстников стеснительные ученики начинают говорить, поскольку знают, их выслушают, не будут смеяться, при необходимости объяснят и помогут.
Для парной работы удобны обычные ряды, а для групповой работы парты надо ставить так, чтобы каждый ребенок видел своих собеседников, не сидел спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа бумаги, на котором фиксируется итог работы группы, был в пределах досягаемости всех участников.
Содержание
- 0.1 Каких детей объединять в пары?
- 0.2 Формы организации учебного процесса
- 0.3 Тренинг на ориентирование в пространстве
- 0.4 Тренинг на умение слушать партнера и слышать то, что он говорит
- 0.5 Тренинг на умение работать в шуме
- 0.6 Тренинг на умение находить нужную информацию
- 0.7 Тренинг на умение использовать лист индивидуального учета
- 0.8 Тренинг на умение переводить образную информацию в вербальную и обратно
- 1 Правила работы в парах на уроке в начальной школе памятка
- 1.1 Работа в парах как одна из форм фомирования коммуникативной компетентности младших школьников.
- 1.2 Памятки ученикам (начальная школа)
- 1.3 Правила школьника. Как работать на уроке в паре. Памятка-инструкция по самоподготовке
- 1.4 Памятки
- 1.5 Памятки для учеников начальных классов
- 1.6 Организация работы в парах на уроках русского языка в начальной школе (из опыта работы)
- 1.7 Учебно-методический материал по теме: Памятки ученикам начальных классов
Каких детей объединять в пары?
При изучении нового материала лучше объединять в пары «сильного» и «слабого» учеников, «среднего» и «сильного». При обобщении и закреплении материала лучше, чтобы дети в паре были равносильны: сильный — сильный, средний — средний, слабый — слабый
Формы организации учебного процесса
Работа ученика над выполнением домашнего задания, работа над сочинением, даже простое чтение учебника — это индивидуальная форма организации учебного процесса. Ученик решает задачу, выполняет упражнение, читает правило, учит стихотворение и при этом не вступает в личный контакт с учителем или учащимися. Такая работа выполняется без сотрудничества с кем бы то ни было.
Парная форма учебной работы предполагает, что два человека занимаются друг с другом и ни с кем больше. Работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений.
Работа в парах — это выполнение задания двумя учениками, которые, общаясь и взаимодействуя, выполняют решение задачи, направленной на получение общего итога.
Он складывается фактически из двух результатов его участников, поэтому соответствие общего результата поставленной цели зависит от правильности выполненного задания каждым участником.
«Я тебя понял так… Ты это имел в виду?». Я не согласен потому, что… и в связи с тем, что…». «Я предлагаю сделать… Ты согласен с этим?»; «У меня появилась идея, но я не уверен в ее правильности. А ты как считаешь?»; «Как ты относишься к тому, чтобы мы обсудили второй вопрос, а потом вернулись к первому?»
Тренинг на ориентирование в пространстве
В классе имеется одно свободное место. Учитель начальных классов спрашивает: «Сколько свободных мест в классе?» Ребята отвечают. Того, кто ответил первым, учитель просит сесть на свободное место, но так, чтобы ничего не задеть и как можно быстрее. Ученик пересаживается. Учитель указывает на ученика, который должен найти свободное место и занять его.
Тренинг можно усложнить. Учитель указывает одновременно на двух учеников. Понятно, что вдвоем они не смогут сесть на единственное место, его займет лишь один из них. Другой вынужден будет занять только что освободившееся место своего товарища. А тем временем учитель указывает уже на двух других учеников.
Еще более сложный вариант: учитель предлагает всем закрыть глаза и внимательно послушать окружающий мир. Ребята слушают и слышат то, на что раньше не обращали внимания.
Учитель говорит: «Тот ученик, до плеча которого я дотронусь, откроет глаза и сядет на свободное место как можно тише». После этого остальные ученики, не открывая глаз, показывают рукой туда, где образовалось свободное место.
Учитель просит всех открыть глаза, но пока не убирать руку, указывающую направление.
Подобные тренинги можно проводить в качестве физкультминуток. Они хорошо снимают усталость и переключают внимание ребят.
Тренинг на умение слушать партнера и слышать то, что он говорит
Ребята любят играть в «Испорченный телефон». Элементы этой игры используются в тренинге. Класс делится на варианты. На первую парту каждого варианта выдается карточка с пословицей, поговоркой, скороговоркой, правилом, определением и т.д.
Ученики на первой парте читают запись на карточке, запоминают ее и, отложив в сторону, по сигналу учителя поворачиваются и проговаривают фразу соседу на второй парте. И так до конца. Ученик на последней парте произносит фразу вслух.
Процесс можно усложнить — вместо фраз взять, к примеру, правила, которые ребятам трудно запомнить.
Тренинг на умение работать в шуме
Почти ни у кого не вызывает сомнения, что учиться в слишком большом шуме довольно трудно. А вот то, что учиться в абсолютной тишине, оказывается, практически невозможно, у многих вызывает сомнение. Однако, это именно так.
Умение учиться в шуме следует отрабатывать специально. Задание при этом такое: у каждого ученика есть небольшая карточка, на которой написана скороговорка.
Мальчики приходят в гости, здороваются и читают свою скороговорку девочкам, а те свою — мальчикам.
Когда каждый проговорит свою скороговорку без запинки, ученики меняются карточками, и мальчик, поблагодарив, уходит в гости к другой девочке. В классе стоит шум, так как половина ребят говорит. Однако ученики довольно быстро привыкают к этому и даже не замечают шума.
Это связано с тем, что ребенок адаптируется к шумовой среде и старается говорить так, чтобы его слышал только сосед.
Важно, чтобы эти фразы были написаны заранее, а не являлись экспромтом приходящих «гостей», тогда помимо основного навыка — работы в шуме — будет отрабатываться и дополнительный навык – умение обращаться с карточкой.
Тренинг на умение находить нужную информацию
Этот тренинг можно проводить двумя способами:
- разрешить всем ходить по классу;
- разрешить ходить по классу только половине ребят.
Перед всеми ребятами в классе кладутся обратной стороной вверх карточки. На них написано по половине пословицы, например: на одной карточке «тише едешь», на другой — «дальше будешь». Парные карточки лежат в разных концах класса на разных вариантах. Задача ребят — найти нужного партнера и образовать пару.
Тренинг можно усложнить. Первому варианту предложить карточки с загадками, а второму — с отгадками. Первый вариант остается на месте, а второй отправляется на поиски нужной загадки. Интересно использовать такой тренинг на уроках математики, где одному варианту предлагаются задачи, а второму — ответы.
Тренинг на умение использовать лист индивидуального учета
Лист индивидуального учета позволяет вести учет проработанных карточек. На листе написаны цифры, соответствующие номерам выполняемых заданий. Если задание изучено и выполнено — номер обводится кружочком. Если оказана помощь другому ученику в выполнении этого задания — номер зачеркивается.
Тренинг на умение переводить образную информацию в вербальную и обратно
Использование этого приема существенно развивает речь ребенка, способность переводить образы в слова, а также учит внимательно слушать и точно подбирать предметное действие, соответствующее сказанному партнером слову. С этой целью используются разрезные картинки.
У одного ученика в паре имеется карточка с нарисованным сюжетом, которую запрещено показывать до окончания работы, а у его партнера — ее разрезные части. Задача первого — руководить так, чтобы партнер как можно быстрее выложил соответствующий рисунок. Управлять можно только словом, без помощи жестов.
Затем тот, кто руководил, уходит искать свободного партнера, а тот, кто собирал рисунок, остается ждать нового партнера. Теперь уже руководить будет он.
Об авторе: Мальшакова Наталья Прокопьевна, учитель начальных классов, МАОУ “Средняя общеобразовательная школа № 24” г. Петропавловск-Камчатский.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Источник: http://pedsovet.su/metodika/priemy/5868_parnaya_rabota
Правила работы в парах на уроке в начальной школе памятка
Непосредственная работа в паре. Рефлексия способов взаимодействия эффективности. Подготовительный этап 1. Формирование пары (способы и состав пар).
2.Развитие навыка работы в условиях шума. 3. Регулировать уровень шума.
4. Установление контакта и настрой на совместную работу.
5. Умение слушать партнёра и слышать то,что он говорит. 5. Этикет, или правила работы в паре. Установление контакта и настрой на совместную работу.
Работа в парах как одна из форм фомирования коммуникативной компетентности младших школьников.
Таким образом, компетентность – это более широкое понятие, включающее в себя компетенции.
Одной из важнейших задач на сегодня является определение ключевых компетенций, которые человек должен освоить в процессе обучения, а также способы их формирования.
Исследователи признают, что компетентностный подход может стать основой начального образования.
Общеучебная компетентность младшего школьника: 1.Познавательная компетенция. 2. Коммуникативная компетенция. 3. Информационная компетенция.
4. Ценностно-смысловая компетенция. 5. Личностная компетенция. Я остановлюсь на коммуникативной компетентности.
Памятки ученикам (начальная школа)
Выполнять домашнюю работу нужно начинать в точно установленное время. 2. Прежде чем начинать заниматься, проверь готовность рабочего места. 3. Приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начнёшь.
4. Старайся все затруднения разрешить самостоятельно.
5. О задании узнавай в дневнике или по закладкам в учебнике. 6. Забыл правило, постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику.
7. Начинай самоподготовку в определённом порядке. 8. Через каждые 35-40 минут работы, связанной со зрительной нагрузкой, делай перерывы на 5-10 минут для отдыха.
6. Проверь всю работу.
Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, изменение всех составляющих методической системы учителя.
Задача обучения: учить умению сотрудничать и работать в паре, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.
Что же такое пара? Пара или, как обозначают философы, диада – это элементарная и одновременно универсальная форма развития человека, как существа социального.
В паре представлены в свернутом виде все возможности личностного, познавательного и социального развития. Работа в паре имеет большое значение для формирования всех видов универсальных учебных действий: Личностных: в паре ученику необходимо само-определяется, относительно: учебной задачи: партнера, своей и другой точки зрения.
Правила школьника. Как работать на уроке в паре. Памятка-инструкция по самоподготовке
4.
Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил.
Следи за тем, не делает ли он ошибок, если делает, то тактично и доброжелательно исправляй их. 3. Приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начнѐшь.
4. Старайся все затруднения разрешить самостоятельно. 5. О задании узнавай в дневнике или по закладкам в учебнике. 6. Забыл правило, постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику.
7. Начинай самоподготовку в определѐнном порядке. 8. Через каждые минут работы, связанной со зрительной нагрузкой, делай перерывы на 5-10 минут для отдыха.2 Как готовить домашнее задание по русскому языку 1.
Памятки
Памятка-совет.
В ней учащиеся получают рекомендации о том, при каких условиях то или иное действие (деятельность) осуществляется успешно. Выбрать действия, наиболее подходящие для него лично, — дело самого учащегося.
Внимательно прочитайте задание. 2. Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну. 3. Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.
4. Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить.
Но не злоупотребляй этим. 5.
Памятки для учеников начальных классов
Пишем не сомневаясь. Общие памятки Как работать на уроке в паре 1. Внимательно прочитайте задание.2.
Если ты выполняешь задание с товарищем,который приблизительно равен тебе по силам,то старайтесь разделить всю работу поровну.3. Помогайте друг другу в случае затруднений,тактично исправляйте ошибки друг друга.4. Если твой товарищ справляется лучше тебя,не стесняйся обратиться к нему за помощью,попросить что-то объяснить.
Но не злоупотребляй этим.5. Не обижайся на товарища, если он исправит туили иную ошибку.6. Если ты видишь, что твой товарищ справляетсяхуже тебя,помоги ему, однако старайся делать это так,чтобы он сам работал с полным напряжением сил.7. Следи за тем, не делает ли он ошибок, если делает,то тактично и доброжелательно исправляй их.8.
Запомни главное правило: в любом коллективном деленужна согласованность действий и готовностьпомочь своему товарищу.Ты в ответе за него. Он – за тебя. Как работать над параграфом учебника1.
Организация работы в парах на уроках русского языка в начальной школе (из опыта работы)
Особенность этой технологии – построение обучения на основе активного взаимодействия всех участников учебного процесса с привлечением всевозможных источников информации. Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы.
Работу в парах начинаю вводить в свою практику с первого класса.
В качестве подготовительной работы на уроках имеет место сочетание фронтальной и индивидуальной формы работы.
В одном классе учатся сильные, слабые, средние ученики. Поэтому задания для индивидуальной работы я даю дифференцированно.
После того как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, предлагаю учиться работать в парах « учитель – ученик». В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомимся с правилами общения: как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори
Учебно-методический материал по теме: Памятки ученикам начальных классов
Он – за тебя.Памятка«Как работать над параграфом учебника»
- Сопоставь изучаемый параграф с параграфом, в котором излагается похожий материал, изученный ранее. Найди в них сходное и различное.
- Попытайся запомнить вывод из параграфа, а правило выучи наизусть.
- Перескажи содержание параграфа.
- Прочитай весь параграф. Найди в нём главное. Отметь непонятные места, выражения, слова. Попытайся разобраться в них самостоятельно. В случае необходимости обратись к предыдущим параграфам, к своим товарищам, а если нужно, к учителю.
- Внимательно прочитай название параграфа, уясни, и чём в нём говорится.
- Проследи из каких частей состоит правило, какие признаки изучаемого материала в нём отличаются. Найди эти признаки в примерах.
- Установи, что ты узнал из нового параграфа.
Проследи по учебнику, как применяется данное правило.
Источник: https://bezzakonu.ru/pravila-raboty-v-parah-na-uroke-v-nachalnoj-shkole-pamjatka-63963/