Этим уроком мы заканчиваем изучение раздела «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел». Полученные при изучении этого раздела знания позволят нам посмотреть на хорошо знакомое арифметическое действие вычитание другим глазами.
Содержание
- 0.1 2. Вычитание можно заменить сложением
- 0.2 3. Примеры. Как заменить вычитание сложением
- 0.3 4. Два знака минус, идущих подряд, можно заменить сложением. Примеры
- 0.4 5. Выражение, которое содержит лишь знаки сложения и вычитания, можно рассматривать как сумму. Упражнения
- 0.5 6. Применение переместительного и сочетательного законов сложения
- 0.6 7. Какой смысл может иметь вычитание отрицательного числа?
- 0.7 8. Заключение
- 1 Конспект урока по Математике
- 2 Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел
2. Вычитание можно заменить сложением
Вычитание – это действие, обратное сложению.
Если нас просят, например, вычесть 8 из 11, то нам надо найти число, которое нужно прибавить к 8, чтобы получить 11. Ясно, что это число 3. С другой стороны, если к 11 прибавить , мы тоже получим 3.
Таким образом, вычесть 8 и прибавить – это одно и то же действие.
Сформулируем правило.
Чтобы из данного числа вычесть другое, надо к уменьшаемому прибавить число, противоположное вычитаемому.
3. Примеры. Как заменить вычитание сложением
Пример1.
Для того чтобы из вычесть , заменим вычитание сложением, а число 14 – ему противоположным. Выполним сложение отрицательных чисел.
Пример 2.
Для того чтобы из вычесть , заменим вычитание сложением. Затем сложим числа с разными знаками.
Пример 3.
Вычтем из числа 10 число . Заменим вычитание сложением, а число – ему противоположным. Получим число 13. Заметим, что в данном примере два знака минус, которые следовали друг за другом, мы заменили знаком плюс. Это удобный технический прием.
Заметим, что в подобных случаях его применяют всегда. При этом промежуточные рассуждения опускают.
4. Два знака минус, идущих подряд, можно заменить сложением. Примеры
Пример 1.
В этом примере два знака минус идут подряд. Их можно заменить знаком плюс.
Пример 2.
Заменим два знака минус, идущих подряд, знаком плюс.
Пример 3.
Воспользуемся правилом, заменим два знака минус, которые следуют друг за другом, знаком плюс.
5. Выражение, которое содержит лишь знаки сложения и вычитания, можно рассматривать как сумму. Упражнения
Сформулируем замечание.
Любое выражение, содержащее лишь знаки сложения и вычитания, можно рассматривать как сумму.
Упражнение. Рассмотрите данные выражения и укажите каждое слагаемое в сумме.
Это сумма числа .
Первое слагаемое – это число , второе – число .
Это сумма чисел и
Это сумма, которая состоит из трех слагаемых: 10, и .
Первое слагаемое – это , 9 – второе слагаемое, – третье слагаемое.
Это сумма чисел .
6. Применение переместительного и сочетательного законов сложения
Замена действия вычитания действием сложения позволяет в некоторых случаях значительно упростить вычисления за счет применения переместительного и сочетательного законов сложения.
Пример 1.
Сначала заменим вычитание сложением. Ясно, что удобно сложить и ; получим число . Затем прибавим к нему 56.
Пример 2.
Заменим вычитание сложением и выберем удобный порядок действий. Сложим вначале и , а затем к полученному результату прибавим .
Пример 3.
Заменив вычитание сложением, заметим, что первое и третье слагаемое в сумме дают ноль. Значит, значение числового выражения равно второму слагаемому.
7. Какой смысл может иметь вычитание отрицательного числа?
Длина отрезка АВ показывает, сколько единиц надо прибавить к числу , чтобы получилось число 9. Значит, длина отрезка АВ равна разности чисел 9 и . Итак, длина отрезка АВ равна 14.
Заметим, что в данной задаче мы вычитали отрицательное число.
Рассуждая аналогично, найдем длину отрезка АВ. Она равна разности чисел и , то есть равна 4.
8. Заключение
Сделаем вывод.
Чтобы найти длину отрезка на координатной прямой, надо из координаты правого конца вычесть координату его левого конца.
источнки видео – http://www..com/watch?v=sHK23UZszYs
источник видео – http://www..com/watch?v=Y3f9MTK86WY
источник конспекта – http://interneturok.ru/ru/school/matematika/6-klass/tema/vychitanie-2?seconds=0&chapter_id=1818
источник презентации – http://ppt4web.ru/matematika/vychitanie-klass.html
Источник: https://www.kursoteka.ru/course/2833/lesson
Конспект урока по Математике
Наша кнопка
Скачать материал
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Вычитание отрицательных чисел
-
Цель урока: вывести правило вычитания положительных и отрицательных чисел; показать, что вычитание на множестве положительных и отрицательных чисел выполнимо всегда; развивать познавательную активность и широту кругозора.
-
Задачи:
– образовательные (формирование познавательных УУД):
научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «вычитание отрицательных чисел», «вычитание чисел с разными знаками»
– воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
– развивающие (формирование регулятивных УУД)
-
умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в табличной форме, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
-
Тип урока. Урок первичного предъявления новых знаний.
-
Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная
-
Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно выходят на проблему и решают её;
-самостоятельно определяют тему, цели урока;
-выводят правило вычитания отрицательных чисел, правило нахождения длины отрезка на координатной прямой;
-работают с текстом учебника;
-отвечают на вопросы;
-решают самостоятельно задачи;
-оценивают себя и друг друга;
-рефлектируют.
-
Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники по математике, раздаточный материал ( карточки с заданиями, анкета для учащихся, кружки трех цветов, листы самооценки. ), электронная презентация, выполненная в программе Power Point
14.Структура и ход урока
Ход урока
Деятельность учителя
Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.
Ещё документы из категории математика:
Источник: https://doc4web.ru/matematika/konspekt-uroka-po-matematike-vichitanie-otricatelnih-chisel-klas.html
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел
Если вспомнить урок математики и тему «Сложение и вычитание чисел с разными знаками», то для сложения двух отрицательных чисел необходимо:
- выполнить сложение их модулей;
- дописать к полученной сумме знак «–».
Согласно правилу сложения можно записать:
$(−a)+(−b)=−(a+b)$.
Правило сложения отрицательных чисел применяется к отрицательным целым, рациональным и действительным числам.
Пример 1
Сложить отрицательные числа $−185$ и $−23 \ 789.$
Решение.
Воспользуемся правилом сложения отрицательных чисел.
Найдем модули данных чисел:
$|-185|=185$;
$|-23 \ 789|=23 \ 789$.
Выполним сложение полученных чисел:
$185+23 \ 789=23 \ 974$.
Поставим знак $«–»$ перед найденным числом и получим $−23 \ 974$.
Краткая запись решения: $(−185)+(−23 \ 789)=−(185+23 \ 789)=−23 \ 974$.
Ответ: $−23 \ 974$.
При сложении отрицательных рациональных чисел их необходимо преобразовать к виду натуральных чисел, обыкновенных или десятичных дробей.
Пример 2
Сложить отрицательные числа $-\frac{1}{4}$ и $−7,15$.
Решение.
Согласно правилу сложения отрицательных чисел, сначала необходимо найти сумму модулей:
$|-\frac{1}{4}|=\frac{1}{4}$;
$|-7,15|=7,15$.
Полученные значения удобно свести к десятичным дробям и выполнить их сложение:
$\frac{1}{4}=0,25$;
$0,25+7,15=7,40$.
Поставим перед полученным значением знак $«–»$ и получим $–7,4$.
Краткая запись решения:
$(-\frac{1}{4})+(−7,15)=−( \frac{1}{4}+7,15)=–(0,25+7,15)=−7,4$.
Ответ: $–7,4$.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Как вычитать числа с разными знаками
Правило сложения чисел с противоположными знаками:
Для сложения положительного и отрицательного числа необходимо:
- вычислить модули чисел;
-
выполнить сравнение полученных чисел:
- если они равны, то исходные числа являются противоположными и их сумма равна нулю;
- если они не равны, то нужно запомнить знак числа, у которого модуль больше;
-
из большего модуля вычесть меньший;
- перед полученным значением поставить знак того числа, у которого модуль больше.
Сложение чисел с противоположными знаками сводится к вычитанию из большего положительного числа меньшего отрицательного числа.
Правило сложения чисел с противоположными знаками выполняется для целых, рациональных и действительных чисел.
Пример 3
Сложить числа $4$ и $−8$.
Решение.
Требуется выполнить сложение чисел с противоположными знаками. Воспользуемся соответствующим правилом сложения.
Найдем модули данных чисел:
$|4|=4$;
$|-8|=8$.
Модуль числа $−8$ больше модуля числа $4$, т.е. запомним знак $«–»$.
Далее от большего модуля отнимем меньший модуль, получим:
$8−4=4$.
Поставим знак $«–»$, который запоминали, перед полученным числом, и получим $−4.$
Краткая запись решения:
$4+(–8) = –(8–4) = –4$.
Ответ: $4+(−8)=−4$.
Для сложения рациональных чисел с противоположными знаками их удобно представить в виде обыкновенных или десятичных дробей.
Вычитание чисел с разными и отрицательными знаками
Правило вычитания отрицательных чисел:
Для вычитания из числа $a$ отрицательного числа $b$ необходимо к уменьшаемому $a$ добавить число $−b$, которое является противоположным вычитаемому $b$.
Согласно правилу вычитания можно записать:
$a−b=a+(−b)$.
Данное правило справедливо для целых, рациональных и действительных чисел. Правило можно использовать при вычитании отрицательного числа из положительного числа, из отрицательного числа и из нуля.
Пример 4
Вычесть из отрицательного числа $−28$ отрицательное число $−5$.
Решение.
Противоположное число для числа $–5$ – это число $5$.
Согласно правилу вычитания отрицательных чисел получим:
$(−28)−(−5)=(−28)+5$.
Выполним сложение чисел с противоположными знаками:
$(−28)+5=−(28−5)=−23$.
Краткая запись решения: $(−28)−(−5)=(−28)+5=−(28−5)=−23$.
Ответ: $(−28)−(−5)=−23$.
При вычитании отрицательных дробных чисел необходимо выполнить преобразование чисел к виду обыкновенных дробей, смешанных чисел или десятичных дробей.
Сложение и вычитание чисел с разными знаками
Правило вычитания чисел с противоположными знаками совпадает с правилом вычитания отрицательных чисел.
Пример 5
Вычесть положительное число $7$ из отрицательного числа $−11$.
Решение.
Противоположное число для числа $7$ – это число $–7$.
Согласно правилу вычитания чисел с противоположными знаками получим:
$(−11)−7=(–11)+(−7)$.
Выполним сложение отрицательных чисел:
$(−11)+(–7)=−(11+7)=−18$.
Краткая запись решения: $(−28)−(−5)=(−28)+5=−(28−5)=−23$.
Ответ: $(−11)−7=−18$.
При вычитании дробных чисел с разными знаками необходимо выполнить преобразование чисел к виду обыкновенных или десятичных дробей.
Источник: https://spravochnick.ru/matematika/racionalnye_chisla/slozhenie_i_vychitanie_polozhitelnyh_i_otricatelnyh_chisel/
ФИО (полностью) |
Никитина Регина Николаевна |
Место работы | «МОУ Лицей г.Козьмодемьянска» |
Должность | Учитель математики |
Предмет | Математика |
Класс | 6Б |
Тема и номер урока в теме | Вычитание отрицательных чисел |
Базовый учебник | Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин и др. -30-е изд. стер.- М: Мнемозина, 2013 |
Деятельность учеников |
|
I. Организационный этапМотивация.Учитель: Ровно встали. Тихо сели. Возьмите желтые кружочки. Нарисуйте на них улыбку. Обменяйтесь кружками. Пусть доброжелательность и взаимоуважение сопровождает вас весь урок.Если хочешь строить мост,Наблюдать движенье звездУправлять машиной в поле,Иль ввести машину ввысь.Хорошо работай в школе,Добросовестно учисьДевиз урока: «Презирай лень мысли». Учащимся было заранее предложено придумать девиз урока. Лучшие предложения зачитываются и выбирается девиз. Учитель знакомит учеников с листом оценивания. | Учащиеся готовы к началу работы, имеют представление о работе с листом самооценки. Зачитывают свои стихи о математике, сочиненные ими. |
II. Вводная беседа. Актуализация знаний. Учитель: Новые знания нам будет очень трудно получить без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета: Найти значение выражения|-3,6| + |-1,8|; |-4,2| + |-2,9|; |-14| + |-17|; |-4,2| + |-2,9|; |-3½| + |-2,2|; |-2¼| + |-4,7|.Назовите числа противоположные числам: -4; -21; 12; -(-2); 5,5.С помощью координатной прямой найдите разность чисел: 7и3;4и4; 1и5; -3и2.Что мы проходили с вами на прошлых уроках?Какие действия с отрицательными числами мы научились выполнять? Когда вычитаем, куда двигаемся на координатной прямой?С помощью координатной прямой всегда можно найти точку, соответствующую разности двух чисел?А какое действие мы еще с вами не выполняли с отрицательными числами?А теперь выполним следующие задания:-12+3(-8,в), -29+29(0,ы), -7+(-13)(-20,Ч), -14+8(-6,и), -5+16(11,Т), 13+(-7)(6,А), 8+(-15)(-7,Н), -9+(-5)(-14,И), -10+5(-5,Е) Какое слово у вас получилось?Правильно. Вычитание. Это и есть тема нашего сегодняшнего урока.III. Изучение нового материалаУчитель: Вычитание отрицательных чисел имеет тот же смысл, что и вычитание положительных чисел? Как вы считаете?Давайте решим задачу. Вчера температура воздуха в Козьмодемьянске была -8 градусов, а сегодня она понизилась на 2 градуса. Какой стала температура сегодня? Как вы рассуждали? В обоих случаях результаты получились одинаковые.Учитель: По заданной сумме и одному из слагаемых находят другое слагаемое. Чтобы найти искомое слагаемое надо прибавить к сумме число, противоположное известному слагаемому. Например: 4+5=9, 9-5=4, 9-4=5. Дети формулируют сами правило. Чтобы из данного числа вычесть другое число, надо к уменьшаемому прибавить число, противоположное вычитаемому: а – в = а +(-в)Теперь откройте стр. 185, прочитайте правило, закройте его ладошкой, проговорите его про себя, расскажите его соседу по парте, заработайте 1 балл. | Учащиеся решают примеры устно .Проговаривают правила.Отвечают на вопросы:Отрицательные числа, сложение отрицательных чисел, сложение чисел с помощью координатной прямой, сложение чисел с разными знаками, противоположные числа.Сложение.Влево.Всегда.Вычитание.Вычитание.?-8-2=-10. На координатной прямой от точки(-8 ) идем влево на 2 единичных отрезка. Получаем точку ( -10)Можно еще решить так: -8+(-2)=-10.Учащиеся рассказывают правила друг другу. |
а) Значит чем можно заменить вычитание? разность?б) А что еще может быть положительным и отрицательным? Придумайте несколько словосочетаний со словами положительный и отрицательный?в) Назовите тему урока.г) Приведите примеры заменив вычитание сложениемд )Если уменьшаемое = вычитаемому чему равна разность?е) Если уменьшаемое меньше вычитаемого, то чему равна разность?ж) Если уменьшаемое больше вычитаемого, то чему равна разность?и) Как можно представить выражение , содержащее лишь знаки сложения и вычитания?к) Что вы еще хотите узнать?Эти вопросы и будут нашими целями на урок. | а) «Сложением. Суммой»б) «Человек обладает положительными и отрицательными качествами Отрицательные числа это долг, а положительные числа – это имущество. В далеком прошлом так и делались расчеты. Положительное мнение и отрицательное мнение.»в) «Вычитание»г) «5 + (-5) и т д. »д) «Нулю»е) «Разность равна положительному числу»ж) «Как найти расстояние между точками на прямой»и) «Сложением»к) «Как вычесть из отрицательного числа отрицательное» |
IV. Первичное осмысление и закрепление знаний.5 – 5 = 5 + ( -5 ) = 0- 8 – ( -8 ) = 08 – 10 = 8 + (-10) = -2-6 – 13 = – 6 + (-13) = -19Сравните уменьшаемое и вычитаемое в каждой разности.Какой вывод можно сделать?Решить номера из учебника № 1087, № 1088, 1089, стр. 185.Работа в паре. Решают №1090. а), б). в). Меняются тетрадями, проверяют друг у друга решение, ставят баллы. | Учащиеся делают вывод и анализируют.Решают самостоятельно. Проверяют решение друг у друга |
V. Физкультминутка. Ребята, встаньте, улыбнитесь. Передайте своему товарищу мысленно или через рукопожатие положительные эмоции. Поделитесь капелькой теплоты и доброты .Любое упражнение выполняется при условии мысленного и эмоционального настроя на формирование красивого, здорового, и « умного» тела.Быстро встали, улыбнулись,Выше-выше потянулись.Ну-ка плечи распрямите,Поднимите. Опустите.Вправо. Влево повернитесь,Рук коленями коснитесь.Сели встали. Сели встали.И на месте побежали. | Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем. |
VI. Решение задачРешение задачПрактическое применение действий с отрицательными числами.Задача 1. Некий торговец купил товар за 7 долларов, продал его за 8 $., потом опять купил, но уже за 9$ и, наконец, продал за десять.Какова прибыль купца? -7 + 8 – 9 + 10 = 2.Задача 2. Во время пребывания космонавта в открытом космосе солнечная сторона его скафандра находится при температуре +140 градусов, а теневая сторона при температуре -130 градусов.Найдите разность температур солнечной и теневой сторон скафандра.Задача 3. Шмели выдерживают температуру до -7,8. А пчелы выше этой температуры на 1,4 градуса .Какую температуру выдерживают пчелы?Задача 4. Птица клест-еловик несет яйца и высиживает птенцов зимой. Даже при температуре воздуха – 35 градусов в гнезде температура +14 градусов. На сколько температура в гнезде выше температуры воздуха?Задача 5. (сценка) Встречаются Иван Тимофеевич с Тимофеем Ивановичем.И.Т. –Доброго здоровья тебе, Т.И.Т.И. –И тебе не хворать!И.Т. – Не мешало бы нам рассчитаться!Т.И.- Ну что же! Я не против! У меня 700 рублей и я должен тебе 400 рублей!И.Т. – Согласен! А у меня 900 рублей и я должен тебе 600 рублей.Вместе: Сколько останется у каждого после взаимных расчетов? | Учащиеся решают задачу, один ученик решает задачу у доски.Учащиеся поднимают руки и говорят свои ответыУчащиеся решают задачу. |
VII. Этап оценивания знаний учащихся Давайте обратимся к вашим листам самооценки. За каждое правильно решенное задание вы ставили себе 1 балл. Суммируйте полученные баллы. Переведите их в оценкиУчитель: Поднимите руку, кто получил «5», «4», «3».Учитель выставляет оценки за работу на уроке самым активным учащимся, комментирует отметки. | Учащиеся самостоятельно выставляют себе отметки с учетом предоставленных критериев.Учащиеся поднимают руки с учетом полученных оценок. |
VIII. Подведение итогов урока Рефлексия. Анкета для учащихся.1. На уроке я работал…2.Своей работай на уроке я …3.Урок для меня показался…4.За урок я…5.Мое настроение….6.Материал урока мне был…7.Домашнее задание мне кажется…. | Учащиеся заполняют пропуски в анкете |
IX. Информирования учащихся о домашнем задании Учитель: Сегодня мы говорили о вычитании отрицательных чисел.А еще я предлагаю вам оценить свое настроение. Красный кружок «+» настроение, « – » отрицательное настроение в конце урока. Прикрепите кружки на доску. | Учащиеся внимательно слушают.
2)Кто получил «5» выполняют 2 задания. Кто «4»-3 задания, «3»- 4и по желанию более заданий. Дети в конце урока прикрепляют разноцветные кружки на доску. |