Что такое спряжение глагола?
Зачем определять спряжение глагола?
Как определить спряжение глагола?
Как применять правило?
Какие глаголы называются разноспрягаемыми?
Что такое глаголы особого спряжения?
Тест по теме «Спряжение глагола»
Тест «Правописание глаголов и причастий»
Спряжение глагола — пожалуй, одна из самых сложных тем в курсе русского языка.
Однако хорошо усвоить её нужно обязательно: без глаголов не обходится ни один школьный диктант.
Кроме того, задания, связанные с определением спряжения глагола, непременно встретятся в тестовой части выпускных экзаменов по русскому языку — ОГЭ в девятом классе и ЕГЭ — в одиннадцатом.
Несмотря на то, что определять спряжение глагола и грамотно писать его личные окончания учат ещё в начальных классах, ошибок на это правило предостаточно в работах школьников всех возрастных категорий.
Покорить Его Величество Глагол непросто… Но мы всё же — шаг за шагом — попробуем это сделать. Для начала разберёмся, что же из себя представляет это пресловутое спряжение глагола.
Содержание
- 0.1 Что такое спряжение глагола?
- 0.2 Зачем определять спряжение глагола?
- 0.3 Как определить спряжение глагола?
- 0.4 Ко второму спряжению относятся:
- 0.5 К первому спряжению относятся
- 0.6 Как применять правило?
- 0.7 Разноспрягаемые глаголы
- 0.8 Глаголы особого спряжения
- 1 Личные окончания глаголов первого и второго спряжения
- 2 Урок русского языка в 4 классе «Безударные личные окончания глаголов I и II спряжения»
- 3 Личное окончание глаголов. Правописание
Что такое спряжение глагола?
Спряжением называется изменение глагола по лицам и числам.
Как это выглядит на практике?
Лицо и число глагола можно определить, если подставить к нему одно из подходящих по смыслу личных местоимений.
Вспомним эти местоимения:
Так, к глаголу идёшь можно подставить местоимение ты: (ты) идёшь — значит, это глагол 2 лица единственного числа. А к глаголу поём подставляется местоимение мы — это глагол 1 лица множественного числа. (Они) клеят — 3 лицо множественного числа, (я) рассказываю — 1 лицо единственного числа и т.д.
Теперь научимся спрягать глаголы (то есть изменять их по лицам и числам).
Вот так, к примеру, спрягаются глаголы делать и клеить:
Окончания глаголов первого, второго и третьего лица называются личными. То же название имеют и формы глаголов, образовавшиеся при спряжении.
Кстати, окончания глаголов мы выделили не случайно. В русском языке огромное количество разных глаголов. Но почти все они по своим личным окончаниям делятся всего на два типа.
Первый тип глаголов (то есть глаголы первого спряжения) имеет личные окончания:
-у (или -ю), -ем, -ешь, -ете, -ет, -ут (или -ют).
Окончания глаголов второго типа (то есть глаголов второго спряжения):
—у(или -ю), -им, -ишь, -ите, -ит, -ат (или -ят).
Наверняка вы уже отметили, что мы проспрягали глаголы обоих типов: глагол делать относится к первому спряжению, а глагол клеить — ко второму спряжению.
Личные окончания глаголов первого и второго спряжения нужно запомнить!
Зачем определять спряжение глагола?
Действительно, зачем? Для чего учителя периодически усложняют жизнь школьникам, заставляя их зубрить — в стихах и в прозе — глаголы-исключения, вновь и вновь повторять, казалось бы, затверженное наизусть правило определения спряжения? Оказывается, причина есть — и причина важная.
Попробуйте-ка, не зная правил, вставить пропущенные буквы в глаголы:
(мы) се…м,
(мы) вид…м.
Задача не из лёгких, не так ли? Даже если природа вас наделила врождённой грамотностью, правильно писать личные окончания глаголов непросто.
Гораздо легче тем, кто определил, что глагол сеять относится к первому спряжению, а глагол видеть — ко второму.
Из списка личных окончаний глаголов первого спряжения выбираем подходящее по смыслу окончание для глагола се…м — -ЕМ. И пишем глагол правильно:
Из другого списка — личных окончаний второго спряжения — выберем нужное личное окончание для глагола вид…м — -ИМ. Напишем глагол грамотно:
Кстати, от спряжения глагола зависят и гласные в суффиксах причастий настоящего времени. Если причастие образовано от глагола первого спряжения, его суффиксы будут такими:
-ущ-, -ющ-, -ом-, -ем-.
У причастий, образованных от глаголов второго спряжения, суффиксы следующие:
-ащ-, -ящ-, -им-.
Итак, умение определять спряжения глагола необходимо, чтобы правильно писать личные окончания глаголов и суффиксы причастий. Теперь возникает другой вполне резонный вопрос — как именно определять спряжение глагола?
Как определить спряжение глагола?
Чтобы определить спряжение глагола, прежде всего, поставим его в неопределённую форму.
Напомним: в неопределённой форме (она по-другому называется инфинитивом) глагол отвечает на вопрос что делать? или что сделать? — смотреть, искать, нести, беречь, надеяться и т.п.)
Смотрим, на что оканчивается глагол. К примеру, глагол смотреть оканчивается на -еть, искать — на -ать, нести — на -ти, беречь — на -чь, надеяться — на -ять (постфикс -ся отбрасываем) и т.д.
А вот, собственно говоря, само правило.
Ко второму спряжению относятся:
— все глаголы, оканчивающиеся в инфинитиве на -ИТЬ, кроме трёх — брить, стелить, зиждиться;
— 11 глаголов-исключений, которые оканчиваются на -ЕТЬ и -АТЬ (их нужно запомнить!) —
К первому спряжению относятся
все остальные глаголы, включая глаголы-исключения брить, стелить, зиждиться.
Примечание. Этот способ определения спряжения подходит только для глаголов, у которых на личное окончание не падает ударение.
Не пытайтесь определять по неопределённой форме спряжение глаголов с ударными личными окончаниями.
Во-первых в этом нет необходимости, так как гласные под ударением слышатся чётко, а значит для их правильного написания в окончаниях глаголов правило применять не требуется.
Во-вторых, определяя по инфинитиву спряжение глаголов с ударными личными окончаниями, вы рискуете запутаться: глагол лететь, например, оканчивается в неопределённой форме на -ЕТЬ (а если применить к нему правило, то окажется, что он первого спряжения).
Однако личные формы глагола лететь имеют все окончания второго спряжения (летим, летишь, летите, летит, летят).
Следовательно, и относить этот глагол нужно ко второму спряжению.
Спряжение глаголов с ударными личными окончаниями определяется по самим окончаниям, а не по неопределённой форме!
Как применять правило?
Итак, мы выяснили, что определять спряжение глагола необходимо, чтобы правильно писать гласные в личных окончаниях. На практике это выглядит следующим образом.
Предположим, что требуется вставить пропущенные буквы в глаголах:
(мы) се…м,
(они) кол…тся,
(ты) пил…шь,
(он) удерж…т.
Личные окончания этих глаголов безударные, и для определения спряжений нужно поставить глаголы в неопределённую форму.
Се…м — сеять. В инфинитиве глагол оканчивается на -ять, а значит, относится к первому спряжению. Вспоминаем личные окончания глаголов 1 спряжения:
Выбираем из списка то окончание, которое нам подходит по смыслу: -ЕМ. Записываем глагол правильно: сеем.
Кол…тся — колоться. В неопределённой форме глагол оканчивается на -оть и, следовательно, также относится к первому спряжению (на постфикс -ся в данном случае внимания не обращаем: он не влияет на написание глагола). Выбираем из списка подходящее окончание:
Без пропусков глагол выглядит так: колются.
Пил…шь — пилить. Инфинитив этого глагола оканчивается на -ить — значит, перед нами глагол второго спряжения. Вспомним личные окончания глаголов второго спряжения и выберем из них то, что подходит по смыслу:
Без пропусков глагол пишется так: пилишь.
Удерж…т — удержать. Глагол оканчивается в инфинитиве на -ать. Вспоминаем: глагол держать — один из четырёх глаголов-исключений на -ать, относящихся ко второму спряжению (приставка у- на написание глагола не влияет). Выбираем из списка подходящее по смыслу окончание:
Записываем глагол в соответствии с правилом: удержит.
Разноспрягаемые глаголы
Есть в русском языке глаголы, которые при спряжении приобретают личные окончания и первого, и второго спряжения. Таких глаголов всего три: хотеть, бежать и брезжить. Поскольку ни к первому, ни ко второму спряжению эти глаголы отнести нельзя, они считаются разноспрягаемыми.
Проанализируем формы глагола хотеть. В единственном числе он имеет окончания первого спряжения: хочешь, хочет. А вот формы множественного числа спрягаются уже по второму типу спряжения: хотим, хотите, хотят.
Все личные окончания глагола бежать ударные: бежим, бежишь, бежите, бежит, бегут. Как видим, во множественном числе третьего лица глагол имеет окончание первого спряжения -ут. Остальные же его формы спрягаются по второму спряжению.
Глагол брезжить не употребляется в первом и втором лице. Что же касается третьего лица, то в единственном числе глагол приобретает окончание второго спряжения (брезжит), а во множественном числе – окончание первого спряжения (брезжут).
Глаголы особого спряжения
Глаголы в русском языке, спрягаясь, приобретают, как правило, личные окончания одного из двух типов спряжения. Исключением являются глаголы особого спряжения, имеющие специфические личные окончания. Это глаголы есть и дать – древнейшие слова, судя по всему, одними из первых появившиеся во всех языках мира. Проанализируем их формы.
Глагол есть (в значении «принимать пищу») во множественном числе спрягается подобно глаголам второго спряжения: едим, едите, едят. А вот в единственном числе окончания в формах этого глагола особенные: ем (окончание -м), ешь (окончание -шь), ест (окончание -ст).
Глагол дать во множественном числе спрягается и как глаголы второго спряжения (дадим, дадите), и как глагол первого спряжения (дадут).
Что же касается единственного числа, то здесь окончания специфические, как и у глагола есть: дам (окончание -м), дашь (окончание -шь), даст (окончание -ст).
Источник: http://bacenko.ru/podgotovka-k-ege/opredelyaem-spryazhenie-glagola/
Личные окончания глаголов первого и второго спряжения
Личные окончания глаголов первого и второго спряжения отличаются своим написанием. В большинстве окончаний глаголов первого спряжения пишется буква «е», а у глаголов второго спряжения — буква «и».
Глагол является изменяемой частью речи. Он изменяется по временам, лицам и числам.
Спряжение глаголов
Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.
В русском языке у глаголов выделяют первое и второе спряжение, которые различаются своими окончаниями.
Таблица спряжения глаголов
Личные окончания глаголов I спряжения | ||||
Лицо | Окончания | Примеры | ||
Ед. ч. | Мн. ч. | Ед. ч. | Мн. ч. | |
1-е | -у (-ю) | -ем (-ём) | иду, узнаю | идем, узнаем |
2-е | -ешь (-ёшь) | -ете (-ёте) | идешь, узнаешь | идете, узнаете |
3-е | -ет (-ёт) | -ут (-ют) | идет, узнает | идут, узнают |
Личные окончания глаголов II спряжения | ||||
Лицо | Окончания | Примеры | ||
Ед. ч. | Мн. ч. | Ед. ч. | Мн. ч. | |
1-е | -у (-ю) | -им | славлю, научу | славим, научим |
2-е | -ишь | -ите | славишь, научишь | славите, научите |
3-е | -ит | -ат (-ят) | славит, научит | славят, научат |
Легко определить спряжение у глаголов с ударными окончаниями, например:
петь:
- 1 лицо я пою́ — мы поём
- 2 лицо ты поёшь -вы поёте
- 3 лицо девочка поёт — дети пою́т.
Значит, глагол «петь» первого спряжения.
Лете́ть
- 1 лицо я лечу́ — мы лети́м
- 2 лицо ты лети́шь — вы лети́те
- 3 лицо самолёт лети́т — пушинки летя́т.
А этот глагол, несмотря на конечное -еть, отнесем в соответствии с ударными окончаниями ко второму спряжению.
Окончания глаголов второго спряжения
У многих глаголов окончания являются безударными, что доставит затруднения в их написании. Чтобы правильно выбрать окончание глагола, определяем его принадлежность к первому или второму спряжению по неопределенной форме глагола. Так, ко второму спряжению относятся:
1. глаголы, заканчивающиеся на -ить:
косить, хвалить, клеить, мучитьглаголы «брить», «стелить» и односложные (пить, лить и др.)
2. семь глаголов, заканчивающихся на -еть:
видеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, терпеть, смотреть
3. четыре глагола, заканчивающихся на -ать:
слышать, дышать, держать, гнать
Проспрягаем глагол «видеть»:
- 1 лицо я ви́жу — мы ви́дим
- 2 лицо ты ви́дишь — вы ви́дите
- 3 лицо он ви́дит — они ви́дят
Эти глаголы — исключения выучим с помощью следующей стихотворной запоминалки:
Имеем в виду, что однокоренные глаголы с приставками относятся сюда же (возненавидеть, разогнать, вытерпеть и пр.). Убедимся в этом на примере приставочного глагола «рассмотреть», который имеет безударные окончания второго спряжения:
- 1 лицо я рассмотрю́ — мы рассмо́трим
- 2 лицо ты рассмо́тришь — вы рассмо́трите
- 3 лицо он рассмо́трит — они рассмо́трят.
Окончания глаголов первого спряжения
Все остальные глаголы, которые заканчиваются в неопределенной форме на -ать, -ять, -оть, -еть, -уть, -ти, -чь, относятся к первому спряжению.
Посмотрим личные окончания глагола «купать», который заканчивается на -ать. По этому признаку изменим его по лицам и числам по первому типу спряжения:
- 1 лицо я купа́ю — мы купа́ем
- 2 лицо ты купа́ешь — вы купа́ете
- 3 лицо он купа́ет — они купа́ют
В большинстве личных безударных окончаний глаголов первого спряжения пишется буква «е», а у глаголов второго спряжения — буква «и».
урок для учащихся 5 класса
Средняя оценка: 4.1.Проало: 9
Источник: https://RusskiiYazyk.ru/chasti-rechi/glagol/okonchaniya-glagolov-pervogo-i-vtorogo-spryazheniya.html
Урок русского языка в 4 классе «Безударные личные окончания глаголов I и II спряжения»
Наша кнопка
Скачать материал
Урок русского языка в 4 классе
« Безударные личные окончания глаголов I и II спряжения»
Тема урока: Безударные личные окончания глаголов I и II спряжения
Тип урока: урок закрепления изученного материала
Цели урока:
- познакомиться с написанием слова «сверкать», запомнить его;
- закреплять умение спрягать глаголы, распознавать спряжения глаголов с безударными окончаниями по неопределённой форме;
- формировать навык опознавания глаголов-исключений, умения писать безударные окончания глаголов правильно в зависимости от типа спряжения;
- развивать внимание, память, восприятие на слух, умение действовать по алгоритму, анализировать, умение делать выводы;
- продолжать работу по развитию речи учащихся, развивать логическое мышление.
Оборудование: презентация к уроку, тетради, учебники.
Ход урока.
1.Организация класса.
– Ребята! Как вы думаете какая часть речи могла о себе так сказать
Что без меня предметы?Лишь названья.Но я приду – всё в действие придет:Летит ракета, люди строят здания,
И рожь в полях растет.
-Это глагол. Сегодня мы работаем с этой частью речи.
– Оформление тетрадей (число, классная работа).
2.Актуализация знаний.
– Я называю группы однокоренных слов, а вы хлопаете, когда услышите глагол.
Зелень, зеленеет, зелёный.
Весёлый, веселеет, веселье.
Бег, бегун, бежит.
Пловец, плыть, плавание.
Каток, катание, кататься.
3.Словарная работа.
– На доске таблица. В этой таблице спрятались слова, найдите и назовите их
А
- Придумайте зрительную опору к этому слову сверкать (детям предлагается рассмотреть картинки с изображением молнии и лампочки, на доску вывешивается карточка со словом «сверкать»).
-Назовите синонимы к слову сверкать.
- Придумайте предложение по картинке.
(Например: «На тёмном небе сверкает и горит молния».)
– Выполните синтаксический разбор предложения и дайте
характеристику.
– Дайте характеристику глаголу.
(время, лицо, число, вид, спряжение).
4. Физминутка (под музыку).
Отдыхаем и стараемся на слух запомнить глаголы. Дети кладут голову на руки.
– Реснички опускаются, глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем,
Дышится легко, ровно, глубоко,
Наши руки отдыхают,
Отдыхают, засыпают,
Шея не напряжена и расслаблена.
Губы чуть приоткрываются,
Всё чудесно расслабляется…
Дышится легко, ровно, глубоко.
Хорошо нам отдыхать, но уже пора вставать.
Потянулись и улыбнулись.
– Какие глаголы вы запомнили?
5.Блиц опрос.
- Назовите три формы времени у глагола? Приведите примеры.
- Какие формы будущего времени вы знаете? Приведите примеры.
- В каком времени глагол изменяется по лицам?
- Как называется изменение глаголов по лицам и числам?
- В каком времени глагол изменяется по родам?
- От чего зависит выбор буквы «Е» или «И» в безударном личном окончании глагола? (Зависит от спряжения: I – «Е»; II – «И»).
- Как определить спряжение? (По неопределённой форме).
- Все ли глаголы на – ИТЬ относятся ко II спряжению?
- Перечислите глаголы-исключения.(3-4 чел.)
I спряжение
– Назовите глаголы группы риска.
I спряжение
– Почему мы их называем глаголами группы риска? (В них имеются
опасные места).
6.Тренировочные устные упражнения.
-Перед вами слова, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы
1)С.диш., св.тлееш., кр.чиш., вл.заеш., зам.чаеш.,ч.рнееш..
-О какой орфограмме мы ещё ничего не сказали?
-Предположите, чем мы сегодня будем заниматься?
(упражняться в написании безударных личных окончаний глаголов)
-Вставьте безударную гласную в окончания глаголов и определите спряжение
2)Сидишь, светлеешь, кричишь, влезаешь, замечаешь, чернеешь.
-Определить спряжение, пользуясь алгоритмом рассуждения. Вставить буквы «Е», «И» в окончания глаголов.
Алгоритм.
-
Ставлю ударение: изуча-ть. Безударная гласная в личных окончаниях глаголов.
-
Это не глагол-исключение.
-
Ставлю глагол в неопределённую форму – изучать. Перед – ть – гласная -а-, значит I спряжение, а в I спряжении присутствует гласная -е-, а в 3-ем лице мн.ч. окончания -ут, -ют.
-
Изучаешь – окончание – ешь.
3) -Проверяем правильно ли определены спряжения глаголов, если да ставим «+»,если нет то-«-»
ПРАВИЛЬНО ЛИ ОПРЕДЕЛЕНЫ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛОВ? Правильно – «+», неправильно – «-».
-
Обидеть – 1 спр. 1. –
-
Хлестать – 1 спр. 2. +
-
Искать – 1 спр. 3. +
-
Разрезать – 1 спр. 4. +
-
Слышать – 2 спр. 5. +
-
Сеять – 2 спр. 6. –
-
Клеить – 1 спр. 7. –
-
Терпеть – 2 спр. 8. +
-
Вертеть – 2 спр. 9. +
-Проверяем.
7. Физминутка
- Я называю глаголы, а вы хлопаете только тогда, когда услышите глаголы-исключения и глаголы группы риска
(играет, слышит, выгнать, реет, сверкает, лелеет, рисует, зависит).
4) Выполнение упражнения. (Работа по учебнику).
Стр. 74 упражнение 258. Используя алгоритм рассуждения.
8.Закрепление изученного материала.
Буквенный диктант.
– Определите гласную в безударном личном окончании глагола.
(Он покупа_т, они покупа_т, они мо_т, она работа_т, они пищ_т, они кле_т, ты ход_шь, они ма_тся, он ве_т).
е
Проверка диктанта: Карточка:
– Молодец! (Хвалит себя тот, кто не допустил ошибок.)
9.Итог урока.
- Что повторяли на уроке?
- Чему учились на уроке?
- Какое словарное слово запомнили?
- Какой этап урока понравился больше всего?
- Вот что советует вам глагол:
Глаголу нравится читать,
Шуметь, бурлить, кипеть,
Играть, работать и мечтать,
Шить, жить, свистеть и петь!
И нам предлагает он никогда не унывать,
Больше общаться и меньше скучать.
(Выставление отметок)
– Благодарю, вас, за усердие, старание и прилежание. Мне было очень приятно с вами работать.
10. Домашнее задание
Работа по карточкам из тестов.
Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.
Ещё документы из категории русский язык:
Источник: https://doc4web.ru/russkiy-yazik/urok-russkogo-yazika-v-klasse-bezudarnie-lichnie-okonchaniya-gla.html
Личное окончание глаголов. Правописание
Какое личное окончание следует писать у той или иной части речи? Этот вопрос довольно часто возникает у школьников, но только в том случае, если последний слог какого-либо слова стоит в безударном положении. Ведь именно в таких ситуациях очень сложно расслышать ту букву, которую следует писать в окончании. Особенно это касается глаголов.
Общие сведения
То или иное личное окончание глаголов зависит полностью от того, к какому спряжению относится данное слово. Умея правильно определять его, вы никогда больше не зададитесь подобным вопросом.
Личное окончание глаголов, стоящих в ударном положении
С ударными окончаниями (личными) глаголов всегда все понятно. Ведь буква, стоящая в таком положении, слышится максимально отчетливо и является проверочной. Приведем несколько примеров: следишь, кипишь, творишь и пр. Как видите, все окончания данных слов являются ударными, то есть они пишутся в точности так же, как и слышатся (произносятся).
Правописание безударных личных окончаний глаголов
В том случае, если окончания глаголов находятся в безударном положении, то определить правильное написание той или иной буквы становится проблематично. Именно поэтому требуется обратиться к соответствующему правилу. Оно гласит, что все глаголы в русском языке относятся или к первому спряжению, или ко второму.
Все глаголы в форме инфинитива, оканчивающиеся на -оть, -ать, -еть, -ять, -ыть и –уть, относятся к 1-му спряжению: таять, копать, мокнуть и пр. Личное окончание данных слов, стоящих в безударном положении, имеет букву «е».
Приведем пример: таешь, таем, копаем, копаешь, копаете, мокнешь, мокнете, мокнем, мокнет, тает и пр. Однако в 3 лице мн. числа глаголы 1-го спряжения имеют следующие окончания: –ут или –ют. Например, копают, мокнут, тают и пр.
Спряжение второе
Все глаголы, стоящие в инфинитиве и оканчивающиеся на -ить следует относить ко 2-му спряжению: пилить, гордиться, молить и пр. Личные окончания данных слов, стоящих в безударном положении, имеют букву «и».
Приведем пример: пилишь, пилит, пилим, пилите, гордимся, гордишься, молите, молишь, молит и пр. Однако в 3 лице мн. числа глаголы 2-го спряжения имеют следующие окончания: –ат или –ят. Например: пилят, гордятся, молят и пр.
Исключения из правил
Теперь вам известно, какие гласные в личных окончаниях глаголов следует писать, если они стоят в безударном положении. Для этого требуется лишь определить спряжение, поставив данную часть речи в неопределенную форму. Однако в этом правиле есть свои исключения. Рассмотрим их более подробно:
- Брить, стелить. Несмотря на то что данные слова имеют на конце –ить, их все равно следует относить к 1-му спряжению, так как это исключение. Соответственно, их личные окончания будут иметь гласную букву «е» (-ют, -ут). Приведем пример: стелешь, стелете, стелем, бреешь, бреем, бреете, бреют, стелют и пр.
- Терпеть, обидеть, видеть, зависеть, смотреть, вертеть, ненавидеть, дышать, слышать, гнать, держать. Несмотря на то что данные слова имеют на конце –еть и –ать, они все равно относятся ко второму спряжению, так как это исключение. Соответственно, их личные окончания будут иметь гласную букву «и» (-ят, -ат). Приведем пример: обидишь, видишь, зависим, смотрим, вертит, ненавидит, дышит, гонят, держат и пр.
Слова-исключения следует заучить и запомнить, так как очень многие школьники делают в них ошибки.
Разноспрягаемые слова
Зная правописание безударных личных окончаний глаголов, можно довольно быстро и легко составить грамотный текст.
Однако следует отметить, что в школьной программе дисциплины «Русский язык» уделяется особое внимание не только спряжениям и словам-исключениям, но и таким лексическим единицам, которые являются разноспрягаемыми. К ним относятся следующие: хотеть, бежать.
Почему же они так называются? Дело в том, что в разных лицах данные слова могут иметь как окончание первого спряжения, так и второго:
- он бежит, хочет;
- ты бежишь, хочешь;
- я бегу, хочу;
- они бегут, хотят;
- вы бежите, хотите;
- мы бежим, хотим.
Подведем итоги
Чтобы определить то или иное правописание личных окончаний глаголов, рекомендуется следовать нижеописанной схеме:
- Определить, в каком положении стоит окончание глагола (в ударном или безударном). Если в ударном, то его проверять не следует. Если в безударном, необходимо продолжить анализ.
- Поставить глагол в инфинитив (или так называемую неопределенную форму), а затем проверить его окончание. Если слово заканчивается на –ить, то это второе спряжение. Следовательно, необходимо писать в окончании букву «и» (в 3 лице мн. числа – –ат или –ят). В ином случае необходимо продолжить рассуждение.
- Требуется проверить, не входит ли данный глагол в список слов-исключений на -ать или –еть. Если входит, то он также принадлежит ко второму спряжению, то есть в окончании следует писать «и». Если не входит, то это глагол первого спряжения. В его окончании следует писать «е» (в 3 лице мн. ч. пишем –ют или –ут).
Источник: https://FB.ru/article/150365/lichnoe-okonchanie-glagolov-pravopisanie
С |
У |
С |
К |
В |
К |
Т |
Я |
Т |
|
О | В | Т | О | Ж | Н | Ж | Я | Е | Ё |
Г | Е | Е | М | Я | Ш | Ь | И | Н | М |
Ь | Р | Ф | Н | Е | Б | О | Г | А | Н |
У | К | Г | П | О | К | Ш | Ы | А | О |
О | А | О | С | К | Е | Т | Р | Л | Е |
К | Т | Р | Ф | П | С | Ц | Н | К | Р |
Н | Ь | Я | У | Е | Т | В | Ф | М | И |
И | С | Т | Е | М | Р | Ё | Н | Е | Т |
Я | Д | О | М | О | Л | Н | И | Я | Т |
II спряжение |
|||||||||
бритьстелить | Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть и обидеть и терпеть, и зависеть и вертеть.- Вы запомните, друзья, их на «е» спрягать нельзя! | ||||||||
II спряжение |
|||||||||
Сеять, веять, маяться,Чуять, чаять, каяться,Лаять, хаять и лелеять,И надеяться и реять. | клеить | ||||||||
ю |
е |
а |
я |
и |
ю |
е |