Закон судный людям это

«Закон судный людем» (Законъ сѹдьнꙑи людьмъ), или Судебник царя Константина, — древнейший славянский памятник права. Основным источником имел византийское право.

Первоначальный текст Закона судного не сохранился. Известен в составе рукописей русского происхождения — Кормчей книги, сборников, заимствованных из Кормчих в летописи, и других рукописных сборников (например, в составе Мерила Праведного).

В некоторых списках назван «Судебник царя Константина».

Известен в трех редакциях, соотношение которых недостаточно выяснено:

  • Первая, Краткая, помещена в Кормчих и известна уже в списках XIII века, большинством учёных датируется концом IX — началом X веков;
  • Вторая, средняя, сохранилась в единственном списке второй половины XIV века и присоединена к Пространной Правде;
  • Третья, Пространная, имеется в списках XV веке большинством учёных датируется времением от XI до XIII века. В Пространной редакции Закон судного Русская Правда непосредственно соединена с Законом судным в один памятник с общим предисловием, причём начало Закона пропущено.

Наиболее древней и близкой к подлиннику считается Краткая редакция по Румянцевскому списку.

Происхождение

Обращение болгар к византийскому императору Михаилу с просьбой крестить их; крещение болгар при царе Михаиле. Миниатюра из Радзивиловской летописи.

Tекст из Радзивиловской летописи: «Болгаре же увидевше, яко не могоше стати противу, креститися просиша и покоритися греком.

Цар же крести княза их и боляры вся»

Право, отраженное в Законе судном своим источником имело византийские законы, титул XVII Эклоги, но было значительно переработано в соответствии с особенностями славянского обычного и раннегосударственного права.

По вопросу о происхождении Закон судного имеется несколько точек зрения. Общепринято мнение о болгарском происхождении. Его впервые высказал российский исследователь Г. А. Розенкампф.

Чешский учёный И. Вашица и австрийский — Шмид, основываясь на наличии моравизмов и паннонизмов в тексте Закона судного, выдвинули гипотезу о его появлении в Великоморавской державе в период деятельности там славянских просветителей Кирилла и Мефодия.Моравская версия поддержана совр. российским учёным К. А. Максимовичем.

М. H. Тихомиров предложил гипотезу о русском происхождении пространной редакции Закона судного.

Болгарская версия

Создан в Болгарии в княжение Бориса I вскоре после принятия болгарами христианства в 865 году.

Это был период развития болгарского государства, усиления государственной власти, введение христианства как официальной государственной религии, которая санкционировала складывавшийся правопорядок.

Введение в Болгарии христианства сопровождалось введением единого нового права, которое регулировало общественные и производственные отношения и способствовало их дальнейшему развитию.

Состоит из 32 глав. Закон судный рассматривает вопросы судопроизводства, содержит нормы уголовного и др. права. По характеру законодательства и степени развития правовых взглядов Закон судный краткой редакции является памятником общества, сравнительно недавно вступившего на путь развития государственных отношений.

Многие статьи направлены против язычества, что свидетельствует об относительно недавнем принятии христианства. Закон судный пространной редакции содержит ряд статей, направленных на укрепление частной собственности (наказания за использование орудий без разрешения господина, за потраву скотом нив и виноградников и др.).

Затронуты многочисленные правовые вопросы.

Постановления касаются преступлений, связанных с принятием христианства (вопросы о санкциях, которые надо наложить на язычников — I глава), преступлений против общественной нравственности и христианской морали (прелюбодеяние, нарушение права церковного убежища, идолопоклонство, вероотступничество) и преступлений против собственности (поджог, некоторые виды воровства — главы IV—XII). Разнообразны предусмотренные этими постановлениями наказания — смертная казнь, членовредительство, телесные наказания, продажа виновного в рабство, изгнание и наложение поста.

Содержит также ряд положений, устанавливающих принципы, на которых организуется новый судебный процесс (главы II, VIIa, XVI, XVIII, XX и часть главы ХХХа).

Закон обязывает судей не рассматривать дела без свидетелей, указывает, кто может быть свидетелем и каким должно быть их число, а также говорит об оценке судом свидетельских показаний.

Установление этих принципов судебного процесса представляло собой реакцию против прежней системы судебного разбирательства, основанной на самопризнании обвиняемого, вырванном путём пыток.

В Законе судном рассматривается ряд вопросов, касающихся имущественных и семейных отношений и сохранения некоторых форм рабовладения.

Таковы постановления об ответственности хозяина вора-раба за нанесенный последним ущерб, о праве военнопленного получить свободу за выкуп, об ответственности лица, взявшего-в пользование коня и не возвратившего его в сохранности, об отношениях между супругами и причинах развода (главы XIX, XXII, XXV, XXX, ХХХа).

Одна из глав закона (глава III) посвящена вопросам военного права и устанавливает порядок дележа военной добычи.

Закон судный людем позволяет понять особенности социально-экономической структуры раннего славянского государства и взаимоотношений между членами общества.

Соединение с Русской Правдой и дополнительные статьи

Третья, Пространная редакция Закона судного, имеется в списках XV века. В этой редакции Русская Правда непосредственно соединена с Законом судным в один памятник с общим предисловием, причём начало Закона судного пропущено. С. В.

 Юшков считает, что такое соединение явилось результатом сознательной работы редакторов и отражает «момент влияния на неё (Русскую Правду) византийского законодательства».

Так это и было понято составителями Кормчей 1493 года, в которой идёт сплошная нумерация глав для Устава Владимира Мономаха (второй части Пространной Русской Правды) и присоединенного к нему Закона судного людем.

Но дело, по-видимому, было проще, так как пропущенный в Пространной редакции текст начала Закона судного людем помещается в средней редакции на двух страницах, то есть на 1 листе с оборотом. Пространная редакция Закона судного людем в соединении с Русской Правдой, по-видимому, была списана из рукописи с 1 потерянным листом.

Дополнительные статьи, по предположению некоторых учёных, русского происхождения. Помещены после Русской Правды и Закона судного:

Иже кто изломить чюже копье.Иже изломить дроугоу копие, или щитъ, или топоръ, да аще оу себе начнеть хотети дръжати, то приати ино что оу него; аще ли начнеть инемь чимь емоу заплати предъ чядию, иже начнеть ведати, колко боудеть далъ на немь.Аще дадять детя въскормити до лжици, а само вразоумееть лжицоу взяти, прокорма 3 гривны.Аще ся дасть человекъ или женщина оутонша времени, дернъ емоу ненадобе, а поидеть прочь, да дасть 3 гривны, а слоужилъ даромъ.А за стогъ за тяжебный гривна коунъ, а тяжа ненадобе.

См. также

Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 4.0 license. Нетекстовые медиаданные доступны под собственными лицензиями. Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. Infosphere.top не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation).

Источник: https://infosphere.top/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD_%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%B5%D0%BC/

О древнейшем памятнике русского права –

Сайт ПРАВОСЛАВИЕ.РУ: “Закон судный людям” – древнейший памятник русского права. Сохранился в рукописях русского происхождения («Кормчая летопись»). Датируется к. IX — н. X вв. Многие статьи его были направлены против язычества.

Давайте попробуем разобраться, что за документ и для кого он был предназначен.

СПРАВКА: Солунские братья Кирилл и Мефодий видели свою миссию не только в несении славянам «света евангельской истины» любыми способами.

Мало кто знает, что святой Мефодий помимо того что был воеводой, он также принимал деятельное участие в составлении так называемого болгарского «Закона судного людям».

«Закон судный людям» – один из самых древних письменных законодательных памятников из сохранившихся среди славянских народов. Он был создан в Болгарии в княжение Бориса вскоре после принятия болгарами христианства в 865 году. Применялся и на территории языческой Руси.

Пункт первый этого «человеколюбивого» документа, звучит так:

“Всякое село, в котором обряды бывают или заклинания поганские (языческие), отдается в божий храм со всем имуществом. Если имеются господа в том селе и совершают обряды и (произносят) заклинания, они продаются со всем имуществом своим, а цена дается бедным.”

Переводим на современный русский язык. Любое село, деревня, хутор, куда зашли славные человеколюбивы, несущие “свет” христианские воины (ну…скажем с тем же воеводой Мефодием) и увидели обряды языческие – автоматом ставится вне закона и может быть отдано Христианской Церкви за бесплатно.

Понимаете!?

Еще раз. Все село, деревня, хутор, поселение, где только возникли подозрения в наличии язычества, за бесплатно во владение Церкви: с бабами, мужиками, детьми, домами, скарбом, землями…Без разбору и пощады. В холопы, в церковное рабство.

Представляете какой стимул для войска воеводы Мефодия и ему подобных. Очень доходный “Крестовый поход”. Кто не с нами идеологически – тот уже раб. Ибо язычник, согласно “Закона судного людям” права не имеющий априоре. Сразу в холопы…приписан церкви, батрачить.

И вот что удивительно! Сохранились гневные проповеди «святого» Мефодия к властям только что крещёной им Великой Моравии с требованием неукоснительно соблюдать именно эту статью «Закона…».

Мало кто знает, что в VI-IX веках славяне заселяли Балканы почти целиком. Не только на землях теперешних Болгарии и Югославии, но даже на Пелопоннесе обитали славянские народцы милингов и езеричей, называвшие родной полуостров Мореей.

Вспоминая о тех временах, император Константин Багрянородный напишет в Х столетии: «Ославянилась, оварварилась целая страна». Не сохранилось, однако, ни малейшего упоминания, что славяне-язычники творили грекам-христианам хоть какие-то утеснения по религиозному или национальному признаку.

Ну разве что мешали истреблять соплеменников, оставшихся верными религии предков.

На том же Пелопоннесе император Константин упоминает город Майну с округой, где до конца IХ века – до времен нашего вещего Олега! – эллины чтили своих олимпийских богов, в конце этого столетия Балканы и Пелопоннес вернулись под власть Второго Рима.

И уже сто лет спустя о славянах Мореи вспоминают в прошедшем времени. Что с ними стряслось? «Закон судный людям». И “святой” Мефодий…

Отечественные славянофилы, так любившие поминать «злым католикам» уничтоженных бодричей, лютичей и пруссов, ни словом не помянули тех, что с благословения православного святого, равноапостольного Мефодия, целыми деревнями продавали их арабам и персам…

Выдержки из “Закона судного людям”:

I. Прежде всякой правды достойно есть о божьей правде говорить. Потому святой Константин, первый закон написавши, передают, так говорил: Всякое село, в котором отряды бывают или заклинания поганские, отдается в божий храм со всем имуществом.

Если имеются господа в том селе и совершают обряды и (произносят) заклинания, они продаются со всем имуществом своим, а цена дается бедным.
II.

Во всяком споре и обвинения и заявления князю и “судьям” следует не слушать без свидетелей (послухов) многих, но говорить спорящим — и обвинителям и заявителям, — если не представите свидетелей, как и закон божий велит, принять ту же казнь ожидайте, какую готовили другим; божий закон так велит, и кто этого не соблюдет, проклят будет.

III. О военной добыче. Отправляясь на бой с супостатами (врагами) подобает остерегаться всех неприязненных слов и дел, направить мысль свою к богу и молитву сотворить и сражаться в ясном сознании, ибо помощь дается от бога светлым сердцам. Не от большей силы победа в бою, а в боге крепость.

И после того как бог победу дал, шестую часть следует взять князю, а остальное все возьмут себе все люди, разделив поровну между великими и малыми. Жупану 2 достаточно княжеской части, а остальное прибавляется к людской доле.

Если найдутся некоторые из них кметы 3 или простые люди, проявившие смелость, подвиги и храбрые поступки совершившие, то получают от находящегося там в то время князя или воеводы из указанной княжеской доли. И пусть это дается, поскольку это правильно, и делится между ними на части.

Участники боя пусть получат, но пусть дадут часть (добычи) и оставшимся (в лагере).
IV. Если кто имеет жену свою и вступил в сожительство с рабыней, которая окажется нечестной, то ее следует от князя земли той в другую землю продать, а цену ее дать бедным.

То же и тому, кто совершает блуд [328] подобает по божьему закону отдалиться от божьих рабов в пост на семь лет… Подобает также быть только на хлебе и воде семь лет.
V. Кто совершает блуд с чужой рабыней, дает 30 столензов 4 хозяину рабыни, а сам подлежит посту в течение 7 лет, как говорилось, но сама она не продается. Если он беден, то его имущество принудительно дается хозяину той рабыни, а сам подлежит указанному посту.
VI. Монаху, который совершает блуд, следует по светскому закону отрезать нос, а по церковному закону полагается ему пост в течение 15 лет.

Л. Прозоров

Подписывайтесь на наш канал, заходите на сайт “Заметки на манжетах”, делитесь в социальных сетях, узнавайте все самое новое и интересное.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/59ddfe76fd96b1a4d0aefd36/5b06a18c77d0e6adf1ed9b00