Анализ федерального закона об информации информатизации и защите информации

Сергей Зикрацкий

Материал подготовлен с использованием

правовых актов по состоянию

на 15 июня 2011 г.

Закон «Об информации, информатизации и защите информации» является комплексным нормативным правовым актом, направленным на регулирование общественных отношений, возникающие при:

  1. поиске, получении, передаче, сборе, обработке, накоплении, хранении, распространении и (или) предоставлении информации, а также пользовании информацией;
  2. создании и использовании информационных технологий, информационных систем и информационных сетей, формировании информационных ресурсов;
  3. организации и обеспечении защиты информации.

При этом Закон делает прямую оговорку, что его действие не распространяется на общественные отношения, связанные с деятельностью средств массовой информации и охраной информации, являющейся объектом интеллектуальной собственности. Указанные отношения регулируются соответственно Законом «О средствах массовой информации» и Законом «Об авторском праве и смежных правах».

Закон определяет следующих участников информационных отношений:

  • обладатели информации;
  • пользователи информации, информационных систем и (или) информационных сетей;
  • собственники и владельцы программно-технических средств, информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей;
  • информационные посредники;
  • операторы информационных систем.

Информация в процессе информатизации структурируется определенным образом.

Первым звеном такой структуры выступает база данных — совокупность структурированной и взаимосвязанной информации, организованной по определенным правилам на материальных носителях; следующим звеном является банк данных — организационно-техническая система, включающая одну или несколько баз данных и систему управления ими; затем следует информационная система — совокупность банков данных, информационных технологий и комплекса (комплексов) программно-технических средств; и, наконец, заключительным звеном является информационная сеть — совокупность информационных систем либо комплексов программно-технических средств информационной системы, взаимодействующих посредством сетей электросвязи.

Закон устанавливает принципы правого регулирования информационных отношений, среди которых, на наш взгляд, необходимо особо выделить принцип свободы поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также пользования информацией; принцип установления ограничений распространения и (или) предоставления информации только законодательными актами Республики Беларусь; а также принцип защиты информации о частной жизни физического лица и персональных данных. Кроме этого закон отдельно определяет обязанность государственных органов, общественных объединений, должностных лиц предоставлять гражданам возможность ознакомления с информацией, затрагивающей их права и законные интересы, а также право граждан на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.

Законом определено, что государственное регулирование и управление в области информации, информатизации и защиты информации осуществляются Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Национальной академией наук Беларуси, Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь, Министерством связи и информатизации Республики Беларусь, иными государственными органами в пределах их компетенции.

Виды информации

В зависимости от категории доступа Закон делит информацию на общедоступную информацию и информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено.

При этом особо оговаривается, что не могут быть ограничены доступ к информации, распространение и (или) предоставление информации:

  • о правах, свободах и законных интересах физических лиц, правах и законных интересах юридических лиц и о порядке реализации прав, свобод и законных интересов;
  • о деятельности государственных органов, общественных объединений;
  • о правовом статусе государственных органов, за исключением информации, доступ к которой ограничен законодательными актами Республики Беларусь;
  • о чрезвычайных ситуациях, экологической, санитарно-эпидемиологической обстановке, гидрометеорологической и иной информации, отражающей состояние общественной безопасности;
  • о состоянии здравоохранения, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства;
  • о состоянии преступности, а также о фактах нарушения законности;
  • о льготах и компенсациях, предоставляемых государством физическим и юридическим лицам;
  • о размерах золотого запаса;
  • об обобщенных показателях по внешней задолженности;
  • о состоянии здоровья должностных лиц, занимающих должности, включенные в перечень высших государственных должностей Республики Беларусь;
  • накапливаемой в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах государственных органов, физических и юридических лиц, созданных (предназначенных) для информационного обслуживания физических лиц.

К информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, Законом отнесена:

  1. информация о частной жизни физического лица и персональные данные. Законом отдельно установлено, что никто не вправе требовать от физического лица предоставления информации о его частной жизни и персональных данных, включая сведения, составляющие личную и семейную тайну, тайну телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, касающиеся состояния его здоровья, либо получать такую информацию иным образом помимо воли данного физического лица, кроме случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь. Сбор, обработка, хранение информации о частной жизни физического лица и персональных данных, а также пользование ими осуществляются с согласия данного физического лица, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь;
  2. сведения, составляющие государственные секреты. Законом Республики Беларусь от 19.07.2010 г. № 170-З «О государственных секретах» установлено, что государственными секретами признаются сведения, отнесенные в установленном порядке к государственным секретам, защищаемые государством в соответствии с данным Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь. Сведения, которые могут быть отнесены к государственным секретам, определены ст. 14 Закона «О государственных секретах». Перечень государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 г. № 68;
  3. информация, составляющая коммерческую и профессиональную тайну. В соответствии со ст. 140 Гражданского кодекса Республики Беларусь информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Положением о коммерческой тайне (утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.11.1992 г. № 670 определено, что коммерческую тайну составляют преднамеренно скрываемые экономические интересы и информация о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности субъекта хозяйствования, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможной угрозой экономической безопасности субъекта хозяйствования. Этим же положением определены требования к информации, составляющей коммерческую тайну, а также сведения, которые не могут быть отнесены к коммерческой тайне. Профессиональной тайной являются сведения, скрываемые обладателями информации, которые однако стали известны другим лицам в силу должности или профессиональной деятельности (адвокаты, врачи и т. д.);
  4. информация, содержащаяся в делах об административных правонарушениях, материалах и уголовных делах органов уголовного преследования и суда до завершения производства по делу;
  5. иная информация, доступ к которой ограничен законодательными актами Республики Беларусь. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» к законодательным актам отнесена Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь.

Распространение общедоступной информации

Закон «Об информации, информатизации и защите информации» гарантии предоставления общедоступной информации. Предоставление такой информации может осуществляться по запросу заинтересованного государственного органа, физического или юридического лица.

При этом установлено, что запрос может быть сделан как в письменной, так и в устной форме. Законом также установлено, что порядок осуществления устных и письменных запросов о получении общедоступной информации, а также порядок их рассмотрения определяются законодательными актами Республики Беларусь.

На сегодняшний день такими законодательными актам являются Закон Республики Беларусь от 06.06.1996 г. № 407-XII «Об обращениях граждан» и Указ Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 г. № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц». В соответствии со ст.

10 Закона «Обращениях граждан» обращения должны быть рассмотрены не позднее одного месяца со дня их регистрации в государственных органах, иных организациях, к компетенции которых относится решение вопросов, изложенных в обращениях, а обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, — не позднее пятнадцати дней, если иной срок не установлен законодательными актами Республики Беларусь.

Законом также установлено, что государственные органы обязаны посредством размещения в государственном органе в общедоступных местах распространять следующую информацию о государственном органе:

  1. официальное наименование;
  2. адрес места нахождения, контактный телефон (факс);
  3. организационную структуру;
  4. режим работы и время приема физических лиц;
  5. нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность данного государственного органа;
  6. официальное наименование, адрес места нахождения и режим работы вышестоящего государственного органа и время приема физических лиц в этом органе. Кроме указанной информации государственные органы обязаны распространять и (или) предоставлять в информационных сетях общедоступную информацию о нормативных правовых актах, в том числе технических нормативных правовых актах, принятых данным государственным органом.

Информационные ресурсы, информационные технологии, информационные системы, информационные сети

Закон разделяет информационные ресурсы и информационные системы на государственные и негосударственные.

При этом закон устанавливает, что государственные информационные ресурсы и государственные информационные системы подлежат обязательной регистрации Министерством связи и информатизации соответственно в Государственном регистре информационных ресурсов и Государственном регистре информационных систем.

Негосударственные информационные ресурсы и информационные системы могут быть зарегистрированы в указанных регистрах на добровольной основе. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2009 г.

№ 673 утверждены Положение о составе государственных информационных ресурсов, порядке их формирования и пользования документированной информацией из государственных информационных ресурсов; Положение о порядке государственной регистрации информационных ресурсов и ведения Государственного регистра информационных ресурсов; Положение о порядке государственной регистрации информационных систем, использования государственных информационных систем и ведения Государственного регистра информационных систем; перечень базовых государственных информационных ресурсов.

Защита информации

Защита информации может осуществляться в целях:

  • обеспечения национальной безопасности, суверенитета Республики Беларусь;
  • сохранения информации о частной жизни физических лиц и неразглашение персональных данных, содержащихся в информационных системах;
  • обеспечения прав субъектов информационных отношений при создании, использовании и эксплуатации информационных систем и информационных сетей, использовании информационных технологий, а также формировании и использовании информационных ресурсов;
  • недопущения неправомерного доступа, уничтожения, модификации (изменения), копирования, распространения и (или) предоставления информации, блокирования правомерного доступа к информации, а также иных неправомерных действий.

Законом определены правовые, организационные и технические меры по защите информации.

К правовым мерам отнесены заключаемые обладателем информации с пользователем информации договоры, в которых устанавливаются условия пользования информацией, а также ответственность сторон по договору за нарушение указанных условий; к организационным мерам — обеспечение особого режима допуска на территории (в помещения), где может быть осуществлен доступ к информации (материальным носителям информации), а также разграничение доступа к информации по кругу лиц и характеру информации; к техническим — использование средств защиты информации, в том числе криптографических, а также систем контроля доступа и регистрации фактов доступа к информации.
Законом «Об информации, информатизации и защите информации» установлены отдельные требования к защите персональных данных. В частности установлено, что меры по защите персональных данных от разглашения должны быть приняты с момента, когда персональные данные были предоставлены физическим лицом, к которому они относятся, другому лицу либо когда предоставление персональных данных осуществляется в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. Последующая передача персональных данных разрешается только с согласия физического лица, к которому они относятся, либо в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Ответственность за нарушение законодательства об информации, информатизации и защите информации установлена Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (Глава 22. Административные правонарушения в области связи и информации) и Уголовным кодексом Республики Беларусь (Глава 31. Преступления против информационной безопасности).

Источник: https://www.ziz.by/publications/17

Закон об информации и информационной безопасности

Информационная безопасность — это сфера деятельности, где изучаются, составляются, оформляются и применяются меры безопасности и защиты личной информации, а также открытость и доступность общедоступной информации.

Специальные сотрудники федер. органов проверяют все каналы и потоки сведений для обнаружения и ликвидации утечки засекреченных данных, а также для предотвращения преступлений.

Для гарантий прав граждан на использование и распространение данных был принят соответствующий закон.

Список законов РФ об информационной безопасности

Основные вопросы, процессы и меры информационных систем безопасности регулируются Федеральным законом 149 об инф. технологиях и безопасности. Однако эту область контролируют и положения других законов.

Контроль над этой сферой деятельности осуществляется при помощи следующих законов:

  • ФЗ номер 152 о личных данных. Этот закон регулирует правоотношения между сотрудниками органов и гражданами, работниками учреждений, когда при проведении проверок сотрудники органов обладают полномочиями проверять любые материалы, документы и компьютеры. В таких случаях каждый человек может защищать свои персональные данные и материалы, относящиеся к его личной жизни;
  • ФЗ номер 184 о тех. регулировании. Этот закон регулирует правоотношения между работниками, сотрудниками, участниками осуществления проектирования, строительства, исполнения условий и требований по отношению к продукции и товарам и т. д. Также он определяет права, полномочия и обязанности перечисленных лиц;
  • ФЗ номер 63 об электронной подписи. Этот закон регулирует правоотношения между участниками сделок купли-продажи, при выполнении услуг для обеспечения нужд муниц. и гос. учреждений, при исполнении гос. функций и других юр. действий, когда используются электронные подписи;
  • ФЗ номер 99 о предоставлении лицензии на отдельные категории деятельности. Этот закон регулирует правоотношения, возникающие между сотрудниками различных гос. органов и юр. лицами и индивидуальными предпринимателями, возникающие при предоставлении лицензии на перечисленные в законе категории деятельности.

Во всех перечисленных законах оформлены статьи и положения, контролирующие сферу информационной безопасности и защиты личных данных.

Общие положения 149 ФЗ

Закон об информ. безопасности 149 был принят Государственной Думой 8 июля 2006 года, а одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года. Последние изменения в него были внесены 25 ноября 2017 года. ФЗ 149 содержит 18 статей.

Он касается правоотношений, возникающих при проведении деятельности по поиску, предоставлении, производстве или передаче материалов или информации, при использовании системы и развитии мер защиты информации, при использовании или применении полученных сведений.

Краткое содержание Федерального закона номер 149 об информации, инф. технологиях и защите информации:

  • 1 ст. — сфера, которую регулирует закон;
  • 2 ст. — термины и понятия;
  • 3 ст. — список законных принципов регулирования в данной сфере;
  • 4 ст. — акты и нормативы, контролирующие настоящую область;
  • 5 ст. — информация — это объект правоотношений;
  • 6 ст. — лица, обладающие сведениями;
  • 7 ст. — информация, доступная населению, открытая и публичная;
  • 8 ст. — перечислены лица, имеющие права на доступ к сведениям;
  • 9 ст. — ограничения и запреты;
  • 10 ст. — распространение и предоставление сведений третьим лицам;
  • 11 ст. — документирование и учет;
  • 12 ст. — способы регулирования и контроля над настоящей сферой;
  • 13 ст. — системы и программы;
  • 14 ст. — гос. системы, содержащие важную информацию;
  • 15 ст. — применение телевизионно-коммуникационных сетей в описываемой области деятельности;
  • 16 ст. — защита и меры безопасности сведений;
  • 17 ст. — ответственность, наказания и виды преступлений;
  • 18 ст. — перечисление утративших силу положений.

Настоящий Федеральный закон обладает основными принципами, используемыми для определения информационной безопасности и для мер защиты:

  • Любое лицо, проживающее на территории России имеет право на поиск публичной и общедоступной информации, использование найденных сведений для распространения и передачи любыми известными способами;
  • Граждане имеют право применять, распространять или передавать только общедоступные сведения, запрещено запрашивать какие-либо данные, относящиеся к секретным или частным;
  • Ограничения или запрет на доступ к информации может быть осуществлен только в связи с определенными положениями законодательства Российской Федерации;
  • Сведения распространяются и передаются лицам только в случае их запроса на эту информацию;
  • Любая организация, фирма или компания с коммерческой программой обязуется предоставить подробные сведения о собственной деятельности и с описанием характеристик компании в публичном доступе. Исключения могут быть использованы только если они соответствуют условиям и требованиям настоящего ФЗ;
  • Информационная система контролируется и защищается государственными учреждениями;
  • Все системы, эксплуатация информации и данные, оформленные на официальных сайтах или в официальных документах обязаны быть на русском языке.

Не только граждане (физ. лица), но и юридические лица обладают правами на наличие информации. У физ. и юр. лиц различные полномочия в этой области и права, обязанности и полномочия определяются законодательством, а именно нормативными актами РФ и описываемым Федеральным законом.

В ФЗ 149 перечислены права, которым обладает лицо, владеющее сведениями:

  • Права на разрешение или ограничение доступа к принадлежащей владельцу информации;
  • Право на передачу данных или сведений третьим лицам в связи с оформлением и заключением договора;
  • Право на использование, распространение сведений по собственному усмотрению так, как желает владелец.

В ФЗ 149 перечислены обязанности, которыми обладает лицо, владеющее сведениями:

  • Соблюдение прав, обязанностей и полномочий других граждан, к которым сведения могут относиться;
  • Применение запрета или ограничения на доступ к данным, если эти данные должны быть изъяты из доступа согласно положениям нормативов, актов и законов России;
  • Применение мер и методов для обеспечения защиты и безопасности информации, которая принадлежит этому лицу.

Любая информация, сведения и данные, разрешенные для распространения и применения должна быть открытой и предоставляться в свободном порядке.

Шифровки возможны только в исключительных случаях, оформленных в настоящем законе.

В случае если при передаче или при распространении информации деятельность происходит без участия СМИ (подробнее здесь:), проводится контроль, чтобы данные были достоверными и имели идентификацию опубликовавшей личности.

Владелец сайта в сети Интернет или любого другого ресурса, где распространяется информация обязан в специальной колонке или рубрике поместить собственные данные:

  • Имя, фамилия, отчество;
  • Адрес электронной почты;
  • Адрес проживания.

Такие данные о владельце сайта могут понадобиться не только гражданам, заходящим на сайт, но и сотрудникам органов. Любое лицо, имеющее осложнения с доступом к информации или имеющее вопросы к владельцу, имеет право выслать письмо. Письмо также высылается владельцу в случае, если были обнаружены какие-либо нарушения в интернет — ресурсе.

Согласно законодательству РФ, запрещена также любая пропаганда. Среди запретов перечислена пропаганда войны и насилия, пропаганда религиозной или расовой ненависти, пропаганда самоубийства (псих. влияние) и т. д. За перечисленные виды открытой или закрытой пропаганды автор текста будет нести уголовную или административную ответственность, в зависимости от тяжести преступления.

Секретные, тайные или важные материалы, документация, сведения должны быть задокументированы. Оформление таких бумаг и способы их хранения оформлены в Федеральном законе об исполн. власти.

Владелец информации или каких-либо материалов при просмотре интернет — страниц может обнаружить использование собственной информации без разрешения. В таком случае, владелец имеет право подать иск о нарушении авторских прав на владельца сайта. При подаче иска составляется доверенность, обязательно заверяющаяся у нотариуса.

Скачать закон об информационных технологиях и защите информации

Граждане, сотрудники или должностные лица, нарушившие установленные положения, требования и условия закона будут нести ответственность. В случае, если гражданин обнаружил нарушение собственных прав в описанной выше области, он имеет право подать иск в судебные органы для получения компенсации и возмещения убытков, в зависимости от ситуации:

  • В случае, если лицу был причинен моральный ущерб;
  • Нанесение ущерба чести и деловой репутации;
  • Защита чести и достоинства.

Владелец интернет-ресурса, страницы или сайта имеет право купить информацию у лица. Часто случается, что третьи лица продают материалы без ведома автора. В таких случаях иск о нарушении авторских прав будет проигнорирован. Эти условия и требования действуют не только на продажу сведений, но и на получении лицензии на использование авторских прав.

В случаях, когда нарушения закона были обнаружены неоднократно на одних и тех же сайтах и ресурсах, сотрудники органов контроля имеют право ограничить к ним доступ. На официальных сайтах Федеральных органов можно найти документ с полным списком сайтов и ресурсов, доступ к которым был ограничен или вовсе запрещен.

Скачать Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» можно по ссылке.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://lawlinks.ru/zakon-ob-informacii-i-informacionnoj-bezopasnosti/