Гигиеническое воспитание – это комплексная просветительная, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на формирование сознательного и ответственного поведения человека в целях улучшения, сохранения, восстановления здоровья и трудоспособности, формирование гигиенической культуры, позитивных в отношении здоровья стилей жизни, ЗОЖ общества в целом.
В основе работы по гигиеническому обучению и воспитанию лежат следующие принципы:
1. Государственный характер – государство финансирует деятельность учреждений по гигиеническому обучению и воспитанию населения, обеспечивает развитие материально-технической базы, подготовку кадров, правовую основу деятельности учреждений службы.
2. Научность – соответствие медицинских и гигиенических знаний современному состоянию науки и практики.
3. Массовость – участие всех мед. работников, вовлечение специалистов других ведомств и общественных организаций.
4. Доступность – при изложении материала нужно избегать непонятных медицинских терминов, речь должна быть доступна для понимания.
5. Целенаправленность – работу следует проводить по выбранному направлению дифференцированно с учетом различных групп населения.
6. Оптимистичность – для достижения эффекта важно подчеркивать возможность успешной борьбы с заболеваниями.
7. Актуальность – выбор направления работы должен быть актуальным в данный момент времени.
Методы гигиенического обучения и воспитания:
1. Методы индивидуального воздействия – это личная беседа, индивидуальный инструктаж, индивидуальная консультация, телефонная служба, личная корреспонденция. Самым доступным является индивидуальное воздействие.
2. Метод воздействия на группу. Эффективность определяется однородностью интересов группы, наличием обратной связи, возможностью широкого использования практического обучения, наглядных и печатных средств информации; передача информации, как правило, односторонняя. К ним относятся: лекция, групповая беседа, дискуссия, курсовое гигиеническое обучение, курсовая гигиеническая подготовка.
3. Методы массовой коммуникации направлены на формирование общественного мнения в отношении здоровья. Оценка эффективности затруднена, поскольку отсутствует полный контакт и не обеспечивается создание устойчивой системы знаний. Это – СМИ (телевидение, радио, печать, интернет), форум, выставка.
Для реализации методов гигиенического воспитания используются многочисленные средства.
1. Демонстрационные и обучающие средства:
— натуральные предметы (спортивный и гимнастический инвентарь, целебные травы, продукты питания)
— искусственные предметы (муляжи, модели)
— обучающие и проверочные технические средства
— учебная панель, автоматический справочный информатор.
2. Речевые и изобразительные средства: лекция, памятка, книги, журналы, газеты, плакат, листовка, брошюра, картинки для раскрашивания для детей.
4. Малые формы: наклейки, аппликации, почтовые марки, календари.
5. Символы гигиенического воспитания – условные изобразительные знаки, которые используются при проведении массовых кампаний.
С учетом способов передачи информации выделяют методы:
1. Устной пропаганды
4. Комбинация этих методов.
В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» согласно Приказу Минздрава оРР
России с 1.12.2009 в России организованы и работают центры здоровья.
Создание ЦЗ – это новое направление профилактической работы. ЦЗ рассчитаны на здорового человека, повышение уровня его знаний и практических навыков по ведению здорового образа жизни. В эти центры можно обратиться за консультацией, пройти первичную диагностику на факторы риска и получить рекомендации по формированию ЗОЖ.
Структура ЦЗ утверждается руководителем ЛПУ, в составе которого организован центр. В структуру ЦЗ рекомендуется включать:
— кабинеты врачей, прошедших тематическое усовершенствование по формированию ЗОЖ и медицинской профилактике
— кабинет медицинской профилактики
— кабинет тестирования на аппаратно-программном комплексе
— кабинеты инструментального и лабораторного обследования
Главный принцип работы ЦЗ – использование экспресс методов диагностики. Комплексное обследование включает:
— измерение роста и веса
-оценка уровня психофизиологического и соматического здоровья
— скрининг сердца компьютеризированный
-ангиологический скрининг с измерением САД
— экспресс-анализ для определения общего холестерина и глюкозы в крови
— оценка дыхательной системы
В конце обследования врач дает прогноз состояния здоровья, проводит беседу по ЗОЖ, составляет индивидуальную программу по ЗОЖ. Если выявляется подозрение на какое-либо заболевание, врач рекомендует обратиться в ЛПУ к соответствующему врачу-специалисту для определения дальнейшей тактики наблюдения и лечения.
ЦЗ создается из расчета: 1 на 200 000 населения.
Содержание
- 0.1 Гигиеническое воспитание и обучение населения
- 0.2 Гигиеническое воспитание и обучение населения как составная часть комплекса мероприятий по борьбе с туберкулезом
- 1 О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций (минюст n 2321 20.07.2000), приказ минздрава россии от 29 июня 2000 года №229
- 1.1 Приложение N 1. Инструкция о порядке проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых ..
- 1.2 Приложение N 2. Журнал регистрации результатов профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций
- 1.3 Приложение N 3. Образец штампа для внесения результатов гигиенической аттестации в личную медицинскую книжку
Гигиеническое воспитание и обучение населения
Г.Е. Гапоненко, В.И. Никитин, Ю.Ф. Выдрин, Л.В. Седукина, С. В. Ситникова
Гигиеническое воспитание и обучение населения как составная часть комплекса мероприятий по борьбе с туберкулезом
БУЗОО «Клинический противотуберкулезный диспансер №4»
По определению ВОЗ, туберкулез сегодня – бедствие всемирного масштаба.
В Омской области ежегодно заболевают более 2000 человек, и умирают от туберкулеза до 500 человек. Сегодня от туберкулеза умирает больше людей, чем от всех инфекционных заболеваний вместе взятых.
Радикальное улучшение эпидемиологической ситуации по туберкулезу, по-прежнему, затруднено в силу социальных и экономических причин.
Одним из важнейших разделов профилактических противотуберкулезных мероприятий является неспецифическая профилактика туберкулеза, к которой относится санитарно-просветительная работа, проводимая медицинскими работниками с населением и больными туберкулезом.
Качество этой работы во многом зависит от знания проблем туберкулеза самими медицинскими работниками, участвующими в проведении противотуберкулезных мероприятий.
Источник: https://liberty64.ru/gigienicheskoe-vospitanie-i-obuchenie.html
О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций (минюст n 2321 20.07.2000), приказ минздрава россии от 29 июня 2000 года №229
В соответствии со статьями 11 и 36 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650)
приказываю:
1.
Утвердить:
1.
1. Инструкцию о порядке проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения (приложение 1).
1.
2. Форму “Журнала регистрации результатов профессиональней гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций” (приложение 2).
1.
3.
Образец штампа для внесения результата профессиональной гигиенической аттестации в личную медицинскую книжку (приложение 3).
2. Департаменту госсанэпиднадзора (Монисов А.А.) до 1 сентября 2000 года разработать и утвердить дифференцированные программы профессиональной гигиенической подготовки должностных лиц и работников организаций, указанных в п.1 настоящего приказа, а также необходимые методические материалы.
3.
Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра Онищенко Г.Г.
МинистрЮ.Л.Шевченко
Зарегистрированов Министерстве юстицииРоссийской Федерации20 июля 2000 года,регистрационный N 2321
Приложение N 1. Инструкция о порядке проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых ..
Приложение N 1УТВЕРЖДЕНОприказом Министерства здравоохраненияРоссийской Федерацииот 29.06.2000 N 229
Профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация обязательны для должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.
Профессиональная гигиеническая подготовка осуществляется по дифференцированным программам и методическим материалам, утвержденным Департаментом Государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Российской Федерации.
1.
Профессиональная гигиеническая подготовка проводится при приеме на работу и в дальнейшем с периодичностью:
– для должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана, с производством, хранением, транспортировкой и реализацией мясо-молочной и кремово-кондитерской продукции, детского питания, питания дошкольников – ежегодно, исходя из того, что данный контингент работников является наиболее вероятным источником риска для здоровья населения;
– для остальных категорий работников – 1 раз в 2 года.
Профессиональная гигиеническая подготовка должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, обязательная для лиц, впервые устраивающихся на работу, а также не прошедших очередную аттестацию, проводится:
– по очной форме (6-12 часовые программы);
– по очно-заочной форме (самостоятельная подготовка по методическим материалам с консультацией специалистов), очная часть программы составляет не менее 4 часов;
– по заочной форме (самостоятельная подготовка по предлагаемым методическим материалам).
Профессиональная гигиеническая подготовка может проводиться:
– на базе организаций, имеющих лицензию на образовательную деятельность, осуществляющих профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию указанных выше категорий работников;
– непосредственно в организациях, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, при условии предоставления помещений и подбора групп однородных профессий (не менее десяти человек в группе),
2. Аттестация указанных выше категорий должностных лиц и работников организаций по результатам профессиональной гигиенической подготовки проводится в центрах государственного санитарно-эпидемиологического надзора (далее – центры госсанэпиднадзора) в форме собеседования или тестового контроля.
Аттестация проводится после прохождения профессиональной гигиенической подготовки, которой предшествует прохождение медицинских осмотров и внесение их результатов в личную медицинскую книжку.
При положительном результате аттестации по профессиональной гигиенической подготовке отметка о ее прохождении вносится в личную медицинскую книжку и защищается голографическим знаком. При неудовлетворительном результате аттестации отметка в личную медицинскую книжку не вносится.
Неаттестованные должностные лица и работники организаций, деятельность которых связана о производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, направляются на повторную профессиональную гигиеническую подготовку по очной форме, не ранее чем через 1 неделю. В случае повторных неудовлетворительных результатов аттестации центр госсанэпиднадзора уведомляет об этом руководителей организаций, работники которых не прошли аттестацию .
3.
Руководитель организации, деятельность которой связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, составляет пофамильные списки лиц, работающих в организации и подлежащих профессиональной гигиенической подготовке и аттестации на предстоящий год, и направляет их не позднее 1 февраля текущего года на согласование в соответствующий центр госсанэпиднадзора одновременно с проектом плана этой подготовки. План после согласования утверждается руководителем организации.
Приложение N 2. Журнал регистрации результатов профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций
Приложение N 2УТВЕРЖДЕНОприказом Министерства здравоохраненияРоссийской Федерацииот 29.06.2000 N 229
N п/п |
Ф.И.О. |
Адрес |
Долж-ность(про- фессия) |
Группаконтин- гента |
Наимено-ваниеорганиза-ции суказаниемосущест-вляемоговидадеятель-ности,работ, услуг |
Регист-раци-онный номер |
Датарегист- рации |
Формаобуче- ния |
Датапрове-денияобуче- ния |
Датапрове-денияаттеста- ции |
Резуль-тататтеста- ции |
Датаоче-реднойаттес- тации |
Под-письаттес-тован- ного лица |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
Приложение N 3. Образец штампа для внесения результатов гигиенической аттестации в личную медицинскую книжку
Приложение N 3УТВЕРЖДЕНОприказом Министерства здравоохраненияРоссийской Федерацииот 29.06.2000 N 229
Аттестован |
|
по специальности ______, |
/ |
__________________ дата |
19 мм |
очередной аттестации ___ |
/ |
— 40 мм — |
Текст документа сверен по:”Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти”,
N 31, 31.07.2000
Источник: http://docs.cntd.ru/document/901765065