Гор гар чередование правило

Гор гар чередование правило

Гор гар чередование правило

Внимание на ударение

Если корни плав//плов, плыв

  • без ударения, пиши а: по плав о ? к,
  • под ударением, пиши, как слышишь: пла ? в ать, пла ? в ание.

В глаголе плыть и словах, образованных от него, пиши букву ы независимо от ударения в слове: проплы ? ть, проплыва ? ть, заплы ? ть, заплыва ? ть, доплы ? ть, доплыва ? ть, переплы ? ть, переплыва ? ть, заплы ? в и др. под.

плов цы ? , плов е ? ц , плов чи ? ха , плыв уны ?

russkiy-na-5.ru

Русский язык: орфограммы. Все орфограммы русского языка

Русский язык богат на орфограммы, это знает каждый ребенок. С самого детства на уроках русского языка мы учим многочисленные правила, которых не счесть, а все для того, чтобы знать правильное написание слов. Все орфограммы русского языка не счесть, их настолько много, что даже филологи порой их путают и забывают. Данная статья поможет разобраться в основных правилах орфографии.

Безударные проверяемые гласные в корне и орфограмма «ча, ща»

Это правило дети начинают изучать, как правило, в первом классе или в детсаду. Правило помогает узнать, какая буква пишется в корне слова.

Например, в слове «оч_рование» можно написать как букву «о», так и букву «а». Чтобы узнать, какая буква пишется в слове, необходимо подобрать однокоренное слово.

Подходящим словом будет «чара», ведь здесь ударение падает на букву «а». Значит, что и «очарование» пишется с буквой «а» в корне.

Стоит учитывать, что орфограммы в русском языке могут пересекаться. Например, еще одним, не менее важным правилом будет правописание «ча, ща». Слова на «ча, ща» всегда пишутся с буквой «а». Например, чаща, чара, очарование, чашка и т. д.

Непроверяемые гласные в корне слова

Непроверяемые гласные в корне слова – это то самое нелюбимое правило школьников в начальных классах. Ведь при написании слов с такой орфограммой не помогут никакие правила.

Орфограммы русского языка с непроверяемой гласной в корне не проверяются, написание таких слов необходимо запомнить. Гласные нельзя проверить в таких словах, как: береза, малина, винегрет, аллея, завод, народ, банан, шоколад, алмаз и др.

Написание таких слов необходимо запомнить раз и навсегда, чтобы не совершать ошибок.

Непроизносимые согласные в корне слова

Очень важно изучить правило непроизносимых согласных в корне слова, потому что данная орфограмма частенько встречается на письме. Чаще всего непроизносимые согласные в корне проверяются. Например: опасно – опасен, сердце – сердечко, солнце – солнышко, гигантский – гигант, счастливый – счастье, безмолвствовать – молва и др.

Правописание приставок, оканчивающихся на з-, с-

На самом деле, люди часто делают ошибки в приставках, оканчивающихся на з- и с-, пусть даже и хорошо знают русский язык. Орфограммы приставок встречаются часто, поэтому просто необходимо запомнить от чего зависит написание приставки. Приставками на з- и с- являются: воз-/вос-, чрез-/черес-, вз-/вс-, воз-/вос-, из-/ис-, раз-/рас-, без-/бес- и роз-/рос-.

Для того чтобы понять, какая буква пишется, необходимо посмотреть на последующую.

Если последующая после приставки буква согласная глухая (к, п, т, ш, щ, ф, х, ч, с, ц), то пишется приставка на букву «с», такое правило предусматривает русский язык.

Орфограммы указывают на то, что если последующий звук звонкий, то пишется приставка с окончанием «з». Примеры с «с»: вспыхнуть, роспись, обесцветить, бесконечный и др. Примеры с «з»: чрезмерный, безрадостный, изделие, взглянуть и др.

Чередование гласных в корнях – это важное правило, которое будет сопутствовать ученику с 5-го до 11-го классов. Орфограмма на чередование гласных в корнях есть практически во всех экзаменах, таких, как ОГЭ (ГИА) и ЕГЭ.

Орфограммы по русскому языку предусматривают существование четырех групп чередования, каждую необходимо подробно рассмотреть:

  • Корни, в которых написание гласной зависит от последующего суффикса:

-бер-/бир-, -тер-/-тир-, -пер-/-пир-, -стел-/-стил-, -блест-/-блист-, -дер-/-дир-.

В корне слова пишется буква «и» в случае если следует суффикс -а-: замирать (но замереть), сжигать (но сжечь), блистать (но блестеть) и др.

В корне слова пишется «а», если следует суффикс на -а-: касаться (но коснуться), предлагать (но предложить) и др.

  • Корни, в которых написание гласной зависит от ударения в слове:

-гар-/-гор-, -твар-/-твор-, -клан-/-клон-, -зар-/-зор-.

Если в слове ударение падает на букву «а», то в корне тоже пишется «а»: загар, кланяться, зарево, заря и др.

Если в слове ударение не падает на корень, то пишется «о»: творение, поклон, загорать, зорька и др.

  • Написание гласной в корне слова зависит от буквы, стоящей за этой гласной:

Буква «а» пишется перед «ст» и «щ»: растение, выращенный и др. Буква «о» пишется во всех остальных случаях. Исключения: росток, подростковый, рост, ростовщик, Ростов и др.

«А» пишется перед «к», а «о» пишется перед «ч»: скакать, вскочить и др. Исключения: скачок, скачу и др.

  • Написание гласной в корне зависит от смысла:

В первом случае пишется «а», если значение слова имеет смысл погружения в воду: макать, обмакнуть и др. Пишется «о» со значением жидкости: мокрый, мокнуть, промок и др.

Во втором случае пишется «а», когда значение синонимично слову «одинаковый»: равный, равен и др. Пишется «о», когда значение синонимично слову «прямой»: ровный, выровнять и др.

Богат на различные правила русский язык. Орфограммы встречаются то тут, то там. Именно так и с буквами «и», «ы» после согласной «ц», школьники очень часто путаются в их правописании. На самом деле, для того чтобы правильно писать слова с такой орфограммой, необходимо запомнить, в каких случаях пишут «и», а в каких «ы»:

  • «и» пишут в корне слова: цифра, цитата, цирк, цилиндр и др.
  • «и» пишут в словах на «ция»: нация, лекция, конференция, информация, приватизация и др.
  • «ы» пишут в окончаниях и суффиксах слов: (нет) царицы, (платок) лисицын, (нет) падчерицы и др.
  • «ы» пишут в словах-исключениях: цыган, цыпленок, цып-цып, цыкнуть, на цыпочках и др.

Правописание приставок пре- и при-

Правописание приставок довольно усложняет русский язык. Орфограммы на эту часть слова содержатся очень часто и в большом количестве. Однако правило на приставки пре- и при- запомнить довольно легко.

Употребляется приставке пре-, когда:

  • Она имеет значение приставки пере-: прекратить, преградить, преемник и др.
  • Придает слову высшую степень качества: премилый, предобрый, превозносить, превосходить, превышать и др.

Употребляется приставка при-, когда:

  • Имеет значение близости: приморский, приусадебный, придворный, привокзальный и др.
  • Имеет значение прибавления и приближения: пристегнуть, привести и др.
  • Указывает на неполноту действия: призакрыть, прилечь, приступить, приутихнуть и др.
  • Указывает на законченность действия: прирезать, приглушить и др.

Как известно, все орфограммы русского языка изучаются многие годы. Для того чтобы быть грамотным и образованным, необходимо заучивать эти правила орфографии и делать практические задания. В школах тщательно проходят каждое правило орфографии.

.ru

Правописание гласных в корне слова

Восьмое задание ЕГЭ по Русскому проверяет навыки выпускников в области правильного написания слов. За его правильное выполнение можно получить один первичный балл. В задании нужно найти слово, в котором пропущена определенная гласная – или проверяемая, или непроверяемая, или чередующаяся.

Для этого нужно хорошо разбираться в правописании корней с проверяемыми безударными гласными, чередующимися гласными, а также словарных слов, верный вариант написания которых нужно запомнить. Для облегчения повторения данной темы мы приводим теорию, основанную на материалах восьмого задания ЕГЭ.

Теория к заданию №8 ЕГЭ по русскому языку

  • проверяемая безударная гласная

Это – самый легкий вариант; для ее определения нужно подобрать такую форму слова, в которой гласная окажется под ударением.

Например, «примирять», «хвастун», «зачерствевший» проверяются словами «мир», «хвастаться», «чёрствый». Иногда по слову без гласной сложно определить его значение, например «ув…дать» можно понять и как «увидать», и как «увядать».

Это учтено при разработке заданий экзамена: подобные слова приводятся в контекстном словосочетании.

  • безударная чередующаяся гласная

Корней с чередованием в русском языке не так много, можно их просто запомнить. В данной таблице приведены чередующиеся гласные в корне слова и правила их употребления. Однако нужно запомнить отсутствующие в ней исключения: притвориться, озарять, сочетать, уровень, поровну, ровесник, скачкообразный.

  • непроверяемая безударная гласная

Приводим таблицу, слова из которой чаще всего встречаются на экзамене.

spadilo.ru

§24. Чередование гласных в корнях рос//раст//ращ, лаг//лож, скак//скоч Выросло — растение, выращенный; слагаемое — сложить, скакать – выскочка

Смотри, какой
согласный в корне

Если в корне рос//раст, ращ
согласный с, пиши о: рос ла , а если ст или щ, то — а: раст и, вы ращ енный.

Если в корне лаг//лож
согласный г, пиши а: с лаг аемое , а если ж, то — о: с лож ить .

Если в корне скак//скоч
согласный к, пиши а: скак ать , а если ч, то — о: вы скоч ка.

Отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав и производные от них: отраслевой, росточек, ростовщический, ростовский и т.п.

Скачок, скачу, скачи и производные от них: доскачу, проскачу (от доскакать, проскакать) и др. под.

Ошибочно подбирать для проверки слова с ударным гласным в корне, например, написание слова вы скоч ка словом скач ки .

russkiy-na-5.ru

Правило I. Корни с чередованием И//Е

Если за корнем стоит суффикс А, то в корне пишем букву И, но если суффикса А нет, то в корне пишется буква Е.

  • -бир-а // -бер- (со бИр ать — за бЕр ёшь)
  • -пир-а // -пер- (за пИр ает — под пЕр еть)
  • -дир-а //-дер- (с дИр ать — дЕр ёт)
  • -тир-а // -тер- (с тИр ать — вы тЕр еть)
  • -жиг-а //-жеч- (с жИг ать — с жЕч ь)
  • -блист-а // -блест- ( блИст ать — блЕст еть)
  • -стил-а // -стел- (пере стИл ать — за стЕл ешь)
  • -чит-а //-чест- (по чИт ать — по чЕс ти)
  • -мир-а //-мер- ( за мИр ал — за мЕр еть)

Правило II. Корни с чередованием А//О

Если за корнем стоит суффикс а , то в корне пишем букву А, но если суффикса а нет, то в корне пишется буква О.

  • -кас-а //-кос- (кАс аться – кОс нуться)
  • -лаг-а // -лож- (по лАг ать – по лОж ить)

Правило III. Корни с чередованием А//О

Если в корне есть буквы Т или Щ, то пишем букву А, но если этих букв нет, то в корне пишется буква О.

  • -рАст-//-рАщ- // -рОс- (вы рАст и– вы рАщ енный — вы рОс ли).

Исключения:росток, отрасль, Ростислав, ростовщик, Ростов.

Правило IV. Корни с чередованием А//О

Если корень оканчивается на К , то пишем букву А, но если корень оканчивается на Ч, то в корне пишется буква О.

  • -скак // -скоч- (ск Акать – вск Очить ).

Правило V. Корни с чередованием А//О

Если на корни –гАр— и – клАн— падает ударение, то в них пишем букву А, но если эти корни безударные, то в них пишем О.

  • -гАр -//- гор- (за гАр – за гор ать)
  • -клАн-//-клон- ( клАн яться – по клон иться)

Правило VI. Корни с чередованием А//О

Если на корень –зАр— НЕ падает ударение, то в нём пишем букву А, но если этот корень ударный, то в нём пишем О.

Исключения:зорянка, зоревать.

  • -зОр-//-зар- ( зар я – зОрь ка)

Правило VII. Корни с чередованием А//О

Если значение слова «погружать в жидкость», то пишем А, но если слово обозначает «пропускать жидкость», то пишем О.

  • -мак -//- мок- ( макать хлеб в мёд – промОкнуть под дождём)

Правило VIII. Корни с чередованием А//О

Если значение слова «одинаковый, сходный», то пишем А, но если слово обозначает «ровный, гладкий, прямой», то пишем О.

  • -равн -//- ровн- ( сравнитьхарактеры – подровнять грядку ).

21vu.ru

Источник: https://pred64.ru/article-7418/

Чередующиеся гласные

Гор гар чередование правило

Правило. В корне гар-гор- под ударением пишется а, без ударения — о (ср.: зага́р — загора́ть).
Исключения: при́гарь (привкус гари) и некоторые специальные слова.

Корень зар-зор-

Правило. В корне зар-зор- под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения — а (ср.: за́рево — зо́рька — зарни́ца).
Исключения: зорева́ть, зоря́нка.

Корень кас-кос(н)-

Правило. В корне кас-кос(н)- пишется о, если дальше следует н, в остальных случаях пишется а (ср.: касаться — коснуться).

Корень клан-клон-

Правило. В корне клан-клон- под ударением пишется та гласная, которая слышится, а без ударения — о (ср.: кла́няться — накло́н — наклони́ться).

Корень лаг-лож-

Правило. В корне лаг- пишется а (перед г), в корне лож- пишется о (перед ж), например: предлагать — предложить.
Исключение: по́лог (по смыслу уже не связывается с корнем лаг-лож-).

Корень мак-мок-

Правило. Корень мак- пишется в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость» (макать перо в чернила); корень мок- пишется в глаголах (и в производных от них словах) со значением «пропускать жидкость» (ботинки промокают).

Корень плав-плов-плыв-

Правило. В корне плав- гласный а может быть ударяемым и безударным (ср.: пла́вать — плаву́чий). Корень плов- содержится в словах пловец и пловчиха, корень плыв- в слове плывуны.

Корень равн-ровн-

Правило. Корень равн- имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне» (сравнить, уравнять); корень ровн- в словах со значением «ровный, гладкий, прямой» (сровнять, уровень). Ср.: подравнять (сделать равным) — подровнять (сделать ровным); выравненный (сделанный равным) — выровненный (сделанный ровным).

Корень раст-рос-

Правило. В корне раст-рос- пишется а перед последующим сочетанием ст (также перед щ), в остальных случаях пишется о (ср.

: расти — наращение — выросший).

Исключения: отрасль (хотя нет ст); росток, выросток, ростовщик, Ростов, Ростислав (хотя есть ст).

Корень скак-скоч-

Правило. В безударном корне скак-скоч- перед к пишется а, перед ч пишется о (ср.: подскакать — подскочить).
Исключения: скачок, скачу.

Корень твар-твор-

Правило. В корне твар-твор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения — о (ср.: тварь — тво́рчество — твори́ть).
Исключение: у́тварь.

Корни бер-бир-, дер-дир-, мер-мир-, пер-пир-, тер-тир-

Правило. В указанных корнях пишется и, если дальше следует суффикс -а- (собирать, задирать, замирать, запирать, стирать); в противном случае пишется е (беру, деру, умереть, запереть, стереть).

Корни блест-блист-, жег-жиг-, стел-стил-, чет-чит-

Правило. В указанных корнях пишется и, если дальше следует суффикс -а- (блистать, сжигать, расстилать, вычитать); в противном случае пишется е (блестеть, выжегший, расстелить, вычет).
Исключение: сочетание, сочетать.

Корни с чередованием а(я)им, а(я) — ин

Правило. В указанных корнях им и ин пишутся, если дальше следует суффикс -а- (пожать — пожимать, понять — понимать, начать — начинать, примять — приминать).

Источник: https://rutry.wordpress.com/2008/11/19/chereduyuschiesya-glasnye/

Слова с корнем -гор-, -гар-: примеры

Гор гар чередование правило

У загорелого повара Прошки

Подгорела сегодня картошка,

Потому что из печки сочился угар

И не вовремя сняли со свечки нагар.

В этом глупом на первый взгляд стихотворении есть скрытый смысл, который имеет отношение к правописанию гласных в корнях с чередованием. В стихотворении присутствуют слова с корнем -гор- и –гар-. Каково же правило написания этого корня?

Корень –гор-/-гар-. Правило правописания

Если из шуточного стишка взять слова с этим корнем, то можно разделить их на две группы:

  • с буквой “о”: загорелый, подгорела;
  • с буквой “а”: угар, нагар.

Теперь осталось сравнить слова из двух групп, при сравнении можно выявить следующую закономерность: «о» находится в положении без ударения, буква «а» – под ударением. Отсюда формулируется правило:

  • Гласные в корне с чередованием –гар-/-гор- зависят от ударения: ударный гласный – это буква «а», безударный – буква «о».

Слова с корнем –гор-/-гар-. Примеры, иллюстрирующие правило

На основе правила, сформулированного в предыдущей главе, можно создать таблицу и заполнить её примерами.

В безударном положении: -гор-Под ударением – гар-
  • загореть;
  • угореть;
  • выгореть;
  • возгораемость;
  • выгореть;
  • горючий;
  • догорать;
  • загорелый;
  • нагорать;
  • прогореть;
  • пригореть;
  • угоревший.
  • загар;
  • угарный;
  • гарь;
  • разгар;
  • угар;
  • огарок.

Не всё так просто

Казалось бы, всё очень просто, но это не так. Слова с корнем –гор- могут поставить в затруднительное положение. Именно об этом говорится в сказке о двух братьях.

Жили в стране Лингвинии два брата-близнеца. Во всём они были одинаковы: и в значении, и в произношении. Только одной буковкой различались их имена: одного братца звали Гор, а имя другого было Гар.

Были братья очень дружны между собой. Никогда не ссорились и свою нелёгкую работу выполняли честно. А служили они корнями в словах. Свои обязанности братья разделили между собой по справедливости.

Гор становился безударным корнем в словах, служба была у него не столь трудна, но дел было много. Гар выходил на работу под ударением. Это было тяжёлое занятие, зато не так уж и часто требовалось выходить на службу.

Каждый из братьев был доволен своей работой, и жили они хорошо, дружно.

Но вот однажды Гор встретил другой корень, очень похожий на него самого. Это было удивительное сходство. И вскоре два Гора были неразлучны. Их можно было встретить в предложениях, в которых есть слова с корнем –гор-:

Дом сгорел – семья горюет.

Подгорели блины – вот горе у жены.

Горько Егорке – сгорели опорки.

Только от этого соседства двух Горов стали портиться отношения между братьями. Друг всё нашёптывал на ушко Гору: «Твой брат – бездельник. Мы с тобой трудимся в поте лица, а он прибегает время от времени. Подумаешь, под ударением, да это не так уж и трудно, я вот один справляюсь. Давай мы с тобой его выгоним и будем братьями».

Гор совсем измучился от таких речей: и новый друг ему нравился, ведь он так похож на него самого, прямо не отличишь, и от брата никак не хотел избавиться. Как же во всём разобраться бедному Гору?

Поспешим на помощь Гору и поможем ему понять: может ли корень –гор- в словах «горюет», «горе», «горько» заменить ему родного брата.

Могут ли быть слова «горе» и «гореть» родственниками?

Какой корень в слове «горе», например? Обратимся к толковому словарю Ожегова.

И мы узнаем, что синонимами слову «горе» будут слова «беда», «несчастье», «тоска», «печаль», «скорбь». То есть значение этого слова имеет отношение к внутреннему переживанию человека негативных эмоций. То же самое значение в словах «горевать» и «горько».

Горевать – страдать, переживать печаль, скорбь.

Горько – неприятно, грустно, больно.

Совершенно другое лексическое значение имеют слова с корнем –гор-/- гар-, примеры которых: «сгорел», «подгорел». В словаре Даля они толкуются так:

Гореть – быть объятым огнём, подвергаться воздействию пламени или высокой температуры.

Существуют и переносные значения:

  • светить (снежинки горят на солнце);
  • сильно желать (горел жаждой перемен);
  • быстро, споро работать (всё горит в его руках).

Итак, получается, что столь разительно похожие корни –гор- (горе) и –гор- (гореть) на самом деле ничего общего не имеют в самом главном – в своём лексическом значении. Это значит, что родственными они быть никак не могут.

А вот корень –гар- всегда будет неотъемлемой частью корня –гор-, так как тоже имеет значение «подвергаться высокому температурному воздействию»:

  • загар – тёмный цвет кожи от долгого воздействия солнечных лучей;
  • нагар – нарост от горения;
  • угар – газ, остающийся после горения;
  • гарь – место, на котором что-то горело.

Слова с корнем –гор-, примеры которых были объектами исследования, могут послужить иллюстрацией лингвистического явления – омонимии, которая характеризуется тем, что идентично выраженные единицы языка различаются своей семантикой. Кроме морфемы –гор-, можно привести в пример корень –кос-, омонимом его является корень с чередованием –кас-/-кос: косить – прикасаться.

Правописание корней –гор- и –гор-/-гар-

Являясь омонимами, корни –гор- и –гор-/-гар- подчиняются разным правилам правописания.

Если написание корня –гар-/-гор- находится в зависимости от ударения, то в корне –гор- орфограмма «Безударная проверяемая гласная в корне слова». Правило для этой орфограммы формулируется следующим образом.

Для того чтобы не допустить ошибки при выборе безударной гласной, надо подобрать такое проверочное слово, в котором эта гласная в той же морфеме стала бы ударной.

В соответствии с этим правилом слова с корнем –гор-: «г…ревать», «г…ремыка», приг…рюнился» проверяем словами «горе», «горестный», «горько».

Кроме корня со значением «печаль», «несчастье», есть ещё один омоним -гор-, он обозначает «возвышенная местность». Например, в словах «гора», «гористый», «горный», «горец», «нагорный», «взгорок», «пригорок» именно такая семантика.

Эти слова с корнем –гор- также проверяются ударением. Это значит, что «гора», «гористый» следует проверить словами «горы», «горный».

Корень с чередованием –зор-/зар-

Существует в русском языке ещё один корень с чередованием, правописание которого зависит от ударения. Это корень –зор-/-зар-. Он имеет лексическое значение «освещение горизонта в алый цвет, когда солнце всходит или заходит».

В нём, в отличие от корня –гор-/гар-, под ударением следует писать букву «о», а без ударения – «а». Используем таблицу для наглядной иллюстрации этого правила.

Под ударением – «о»Без ударения – «а»

Таким образом, необходимо запомнить, что слова с корнем –гор-/-гар-,-зор-/-зар- имеют сходство, определяющееся зависимостью правописания от ударения.

Слова-исключения

Из каждого правила есть исключения. Имеются они и в орфограммах, связанных с корнями –зор-/-зар-, -гор-/-гар-.

-гор-/-гар--зор-/-зар-
изгарь, пригарь, выгаркизоревать, зорянка

Все исключения относятся к орфограмме «Непроверяемые гласные и согласные». Правило написания таких слов следующее: написание непроверяемых слов следует запомнить.

Источник: https://FB.ru/article/261116/slova-s-kornem--gor---gar--primeryi

Чередование е и и

12.

В корнях бер-бир-, дер-дир-, мер-мир-, пер-пир-, тер-тир-, блест-блист-, жег-жиг-, стел-стил-, чет-чит- пишется и, если дальше следует суффикс — а-: собирать, задирать, замирать, запирать, стирать, блистать, сжигать, вычитать, расстилать; в противном случае пишется е: беру, деру, умереть, запереть, стереть, блестеть, выжегший, вычет, расстелить.
Исключения: сочетать, сочетание.

Чередование а(я) и им, а(я) и ин

13.

В корнях с чередованием а(я)им, а(я)ин пишутся им и ин, если дальше следует суффикс — а-: сжать — сжимать, понять — понимать, начать — начинать.

Ср.: внимательный, заклинать, напоминать, принимать и др. В производных формах сохраняется им, даже если дальше и не следует суффикс — а-, например: сниму, сними, подниму, подними и т. д.

Источник: http://gramatik.ru/chereduyushhiesya-glasnye/

ГосЗакон
Добавить комментарий