Корень мок мак правило

Конспект урока: «Чередование гласных в корнях равн- / ровн- и мак- / мок-» 6 класс»

Корень мок мак правило

Наша кнопка

Скачать материал

Конспект урока на тему:

«Чередование гласных в корнях равн- / ровн- и мак- / мок-»

6 класс

подготовила

учитель русского языка и литературы

Алексеева Елена Александровна

г. Магнитогорск

2012

Тема урока: Чередование гласных в корнях равн- / ровн- и мак- / мок-

Тип урока: комбинированный

Методы: словесный, наглядный

Оборудование: учебник: учебник: Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. / М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2011. – 239 с.

Фотография животного, дидактический материал, схема.

Цели урока: обучающая – научить школьников правильно писать корни равн- / ровн-; мак- / мок-.

развивающая – развить логическое мышление, письменную и устную речь;

воспитывающая – сформировать навыки работы в коллективе, воспитать любовь к животным.

Оформление доски:

Поравняться

макнуть

сровнять

сравнить

заровнять

промокнуть

промокает

Классный урок.

Чередование гласных в корнях

равн- / ровн- и мак- / мок-

Р…вноправный, непром…каемый, р…вняйсь, подр…внять, вым…кнуть, ур…внять в правх, прир…внять, м…кать.

Д/з – составить орфографический диктант (10-15 сл.) на изученное правило, выделить корни в словах объяснив их написание.

Ход урока

1.Оргмомент (1 мин)

Задача: организовать внимание детей, рабочий настрой.

2. Проверка домашнего задания (5 мин)

Задача: проверить степень усвоения пройденного материала; актуализация опорных знаний.

Дома ученики выполняли упражнение 337 по заданию: списать текст, вставить пропущенные буквы, выделить корни в словах. Перед проверкой домашнего задания, ученики отвечают на вопросы:

1. Все ли справились с домашним заданием?

2. Есть ли вопросы по домашнему заданию?

Слабые ученики проверяют домашнее задание с помощью сигнальных карточек. Средние – по трафарету. Сильные составляют обобщающую таблицу по домашнему заданию.

3. Орфографическая разминка (5 мин)

Задачи: 1. Воспроизвести знания, полученные на прошлых уроках.

2. Создать настрой для повторения материала.

Ученики записывают под диктовку предложение, объясняют расстановку знаков препинания, выделяют корни во всех словах.

Три ученика работают с индивидуальными карточками (Приложение 1). Один ученик – у доски.

Роты без взаимного сговора подтянулись в промокших шинелях, выровнялись в рядах.

Ученики, работающие индивидуально, сдают работу. Школьнику, работающему у доски, учитель ставит оценку.

Вопрос ученикам: Почему в словах выровнялись и промокших пишется буква о в корне?

Учитель диктует второе предложение.

Вася обмакнул лист бумаги и сделал равными края.

Вопросы ученикам:

  1. Почему в словах обмакнул и равными пишется буква а в корне?

  2. Как вы думаете, почему в словах выровнялись и равными, промокших и обмакнул, несмотря на схожие корни, пишутся разные буквы?

  3. Посмотрите значение слов в толковом словаре, какого отличие между ними?

Вывод: в корнях равн- / ровн- и мак- / мок- пишутся гласные в зависимости от значения слова.

4.Изучение нового материала (5 мин)

Учитель с учениками составляет схему «Правописание гласных в корнях равн- / ровн- и мак- / мок-».

равн- / ровн-

значение = равный, одинаковый значение = гладкий, ровный

исключения: уровень, поровну, исключения: равнина, равнение ровесник

мак- / мок-

значение = погружать в жидкость значение = пропускать жидкость [1, c.21-22]

Вывод по схеме: в корне равн-/ровн- пишется а, если слово имеет значение равный, одинаковый, о – при значении гладкий, ровный. В корнях мак- пишется а, если слово имеет значение погружать в жидкость, о – при значении пропускать жидкость.

5. Закрепление материала (15 мин)

Задача: отработка полученных знаний на практике.

1.На доске записаны слова, ученики объясняют написание корней равн  / ровн-, мак- / мок-.

Вывод по заданию: в словах сровнять, заровнять в корне ровн- пишется о, потому что слова имеют значение гладкий, ровный, в остальных словах в корне равн- пишется а, так как слова имеют значение равный, одинаковый. В слове мокнуть в корне пишется о, так как глагол имеет значение погружать в жидкость, а в остальных словах в корне пишется о, так как они со значением – пропускать жидкость.

2.Учитель раздаёт карточки. Ученики должны найти в перечисленных словах изучаемые слова.

Неровность, равнина, пригорел, промокашка, ровесник, зарница, прикосновение, обмакивать, промокнуть.

Вывод по заданию: слова неровность, рванина, ровесник, промокашка, обмакивать, промокнуть являются изучаемым объектом, так как у них корень ровн- / равн- или мак- / мок-.

3.Списать с доски слова, выделить в них корень и объяснить его написание.

Вывод по заданию: в словах с корнями равн- / ровн- пишется в корне а, если оно имеет значение – равный, одинаковый, о – если гладкий, ровный. В словах с корнями мак- / мок- пишется в корне а, если слова обозначают погружение в воду, о – при значении пропускать жидкость.

4.Распределительный диктант. Учитель диктует слова, школьники распределяют их по 4 столбцам: слова с корнем равн-, ровн-, мак-, мок-, графически объясняя написание.

Промокнуть, равнина, ровесник, неровность, обмакивать, уравнение, прировнять, промокать, примочить, макать.

Вывод по заданию: в словах промокнуть, промокать, примочить пишется в корне о, так как глаголы имеют значение – пропускать жидкость; в словах обмакивать, макать в корне а, так как глаголы обозначают погружение в жидкость; слове уравнение в корне пишется а, так как слово со значением равный, одинаковый, в словах равнина пишется а, так как это исключение; в словах неровность, прировнять в корне о, так как значение ровный, гладкий, слово ровесник – исключение.

5.Ученики придумывают пары словосочетания, в которых одни и те же слова со корнями равн- / ровн-, мак- / мок- пишутся по-разному.

Образец: подравнять стрижку – подровнять улицу; обмакнуть в сметану – обмокнуть.

Вывод по заданию: среди слов с корнями равн- / ровн-, мак- / мок- встречаются омонимичные формы, написание которых различается по контексту.

6. Работа в группах. Сильная группа придумывает слова, которые похожи на чередование корней равн- / ровн-, мак- / мок-, и объясняют их различие. Средняя группа составляют небольшой рассказ, в котором используются слова с корнями равн- / ровн-, мак- / мок. Слабая группа, употребляя суффиксы, приставки, составляют с корнями равн- / ровн-, мак- / мок.

Вывод по заданию: следует различать слова, которые сходны с изучаемым явлением. На написание корней равн- / ровн-, мак- / мок не влияет наличие приставок, суффиксов.

6. Работа с фотографией животного (10 мин)

Задача: развитие устной речи, умение использовать изучаемое явление в тексте.

[2]

Учитель вывешивает фотографию с животным и задаёт вопросы ученикам:

  1. Какой по стилю текст можно написать, глядя на фотографию?

  2. Какими могут быть темы повествования?

  3. Как вы относитесь к животным? Нужно ли беречь их и заботиться о них?

Задание: ученики пишут небольшое сочинение по фотографии, используя слова с корнями равн- / ровн- и мак- / мок-, объясняя их написание и выделяя в них корень.

Вывод по фотографии: текст, написанный по фотографии, может быть разного стиля (художественного, научного), темы повествования также разнообразны – животное, жизнь животных в зимний период, спасение волков. Животные – одни из самых незащищённых существ, которые нуждаются в заботе, защите, так как на них постоянно ведётся охота.

Вывод по заданию: слова с корнями равн- / ровн- и мак- / мок- придают образность тексту, передают дополнительную характеристику явлений и предметам, уточняют детали.

7. Подведение итогов (2 мин)

Задача: проверить степень усвоение нового материала, выявить достигнуты ли цели уроки.

Вопросы к ученикам:

1.Что нового вы сегодня узнали?

2. Что является главным при написании корней равн- / ровн-, мак- / мок-?

Вывод: слова с корнями равн- / ровн- и мак- / мок- пишутся в зависимости от их значения. При этом важно помнить об исключениях, а также о словах, которые могут быть сходными с данными корнями. Некоторые слова имеют омонимичные формы, которые различаются написанием в зависимости от контекста.

Учитель выставляет оценки ученикам за работу в классе.

8. Инструктаж по домашнему заданию (2 мин)

Задача: объяснить цель домашнего задания и способ его выполнения.

Дома ученики составляют орфографический диктант по изученному правилу. Выделяют корни в словах, объясняя их написание.

Приложение

Карточка 1

Списать предложение, вставить попущенные буквы, написать проверочные слова, если это возможно. Расставить знаки препинания. Сделать синтаксический разбор.

(За)р…кой на сотни кил(лл)ометров рас(сс)т…ла­лась зелёная равнина [1, c. 126].

Карточка 2

Списать предложение, вставить попущенные буквы, написать проверочные слова, если это возможно. Расставить знаки препинания. Сделать синтаксический разбор.

Только Пиратка равно­душно ст…ял в ст…роне, (как)будто ниче…о (не)случилось [1, c. 73].

Карточка 3

Списать предложение, вставить попущенные буквы, написать проверочные слова, если это возможно. Расставить знаки препинания. Сделать синтаксический разбор.

На б…лотах и на солон­чаках уже (ни)что (н…)росло [1, c. 174].

Список использованных источников

  1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык: пунктуация и орфография. – М.: Айрис, 2003. – 384 с.

Интернет-ресурсы

  1. http://subscribe.ru/group/pozitiv/310448/

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Ещё документы из категории русский язык:

Источник: https://doc4web.ru/russkiy-yazik/konspekt-uroka-cheredovanie-glasnih-v-kornyah-ravn-rovn-i-mak-mo.html

Чередующиеся корни мак мок | Медицинский справочник

Корень мок мак правило

Русский язык – орфография:

Контакты

Корни с чередованием о — а

Правописание гласных во многих словах нельзя проверить ударением: собака, волдырь, ватрушка и др.; о таких словах следует справляться в словаре и запоминать их правописание.

кос — кас , лож — лаг

В корнях кос- — кас-, лож- — лаг- пишется буква а, если за корнем следует суффикс -а-, например: кас-а́-ться ( но кос-ну́ться), кас-а́-тельная ( но прикос-нове́ние); излаг-а́-ть ( но излож-и́ть), слаг-а́-ть ( но слож-и́ть).

клон — клан , твор — твар , гор — гар

В корнях клон- — клан-, твор- — твар-, гор- — гар- без ударения пишется буква о, например: наклоня́ть, склоне́ние, поклони́ться; творе́ц, творе́ние, сотвори́ть; загоре́лый, загора́ть, горе́ть, горе́ние.

В корне зар- — зор-аря́ — зо́ри — зо́рька) без ударения пишется а, например: заря́, зарни́ца, зарево́й, озаря́ть, озаре́ние.

плав — плов

Корень плав- — плов- пишется с буквой о только в двух словах: пловец, пловчиха, в остальных случаях пишется а: сплавлять, плавник, поплавок, плавунец ( жук ), плавучий. (Запомните слово плывун — слои подпочвы, насыщенные водой.)

В корне раст- — рос-асти́ — росло́) без ударения перед ст и щ пишется а (вы́растить, во́зраст, нараста́ние, взращённый, сраще́ние);
перед с без последующего т пишется о (вы́рос, вы́росший, во́доросль, не́доросль).

равн — ровн

Корень равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с «равный» («одинаковый»): равномерный, равнозначный, сравнить, всё равно, а также в словах : равнение, равняйсь, равняясь, поравнялся, равнина;
корень ровн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «ровный» («гладкий», «прямой»), например: ровнять ( дорожки ), подровнять ( клумбы ) и т. п., уровень, ровня.

мак — мок — моч

Корень мак- пишется в словах со значением «опускать или опустить что-либо в жидкость с целью напитать этой жидкостью» : макать ( хлеб в молоко ), обмакнуть ( перо в чернильницу );
корень мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость, становиться влажным» : сапоги промокают, вымокнуть ( под дождём ), бумага промокает, промокательная бумага, промокашка.

Перед ч (моч-) — всегда пишется буква о, например: мочить, намочи, промочу, вымоченный ( ср. под ударением: мочит, смоченный; о глаголах на -иватъ типа смачивать, вымачивать см.Корни с проверяемыми гласными).

скак — скоч

В корне скак- — скоч- без ударения перед ч обычно пишется о, перед к — буква а, например: вскочи́ть ( но скака́ть), наскочи́ть ( но на скаку́), заскочи́ть, вы́скочка.

Чередующиеся корни мак мок

Чередование гласных в корне

Вспомните правила правописания чередующихся гласных в корне. В корнях с чередующимися гласными выбор гласной может зависеть от наличия суффикса –а-, или от сочетания согласных в корне, или от ударения, или от лексического значения слова.

Источник: https://nobest.ru/chereduyushhiesya-korni-mak-mok.html

Правило корней мок мак — Советы юристов

Корень мок мак правило

Правописание корней входит в Единый государственный экзамен по русскому языку для 11 класса (задание 8).

Алгоритм для проверки правописания корней

  • Проверить, является ли корень чередующимся. Если является, проверить по правилу.
  • Если корень не чередующийся, попробовать подобрать проверочное слово. Если проверочное слова найдено, буква является проверяемой.
  • Если проверочное слово не было найдено, буква является непроверяемой.
  • Правописание чередующихся корней

    Правописание чередующихся корней может зависеть от многих факторов: ударение, наличие суффикса, значение слова и др.

    Чередующиеся гласные Е и И в корне

    Чередование гласных Е и И в корнях зависит от наличия суффикса -А- после корня: если суффикс есть, то пишется И, иначе пишется Е.

    Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И

    Не путать со словом мириться, гласная в котором проверяемая (мир).

    Правописание проверяемых гласных/согласных в корне

    Если гласная или согласная буква в корне проверяемая, значит есть такое однокоренное слово, в котором гласная находится под ударением, а согласная – перед гласной.

  • Сх. матический – проверочное слово схЕма => схЕматический
  • Б. дриться – проверочное слово бОдрость => бОдриться
  • Сч. стливый – проверочное слово счАстье => счАстливый
  • Хру. кий – проверочное слово хруПок => хруПкий
  • Прору. ь – проверочное слово проруБить => проруБь
  • Опас. ный – проверочное слово опасен => опасный
  • Правописание непроверяемых гласных/согласных в корне

    Непроверяемые гласные и согласные в корне следует проверить по словарю и запомнить правильное написание.

    Поделитесь статьей с одноклассниками «ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ теория».

    worksbase.ru

    Безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова. Безударные гласные

    Как правильно писать: халодный или холодный, корабль или карабль, выростет или вырастет? Данные вопросы возникают у большинства людей, давно окончивших общеобразовательное учреждение, и у тех, кто еще в процессе обучения. Как правило, такая путаница связана с тем, что на гласную букву в корне названных слов не падает ударение.

    Безударные гласные – это верный путь к ошибочному написанию письма. Но если изучить все необходимые правила, то можно легко создать грамотный текст.

    В чем заключается сложность?

    В русском языке существует довольно много выражений, при написании которых возникают разные вопросы касательно их «правильности». Так, все слова, имеющие в корне безударную гласную, можно разделить на 3 группы:

    • безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова;
    • слова, у которых имеются чередующиеся гласные буквы в корне;
    • слова, имеющие непроверяемую безударную гласную в корне.
    • Чтобы правильно написать письмо, следует знать, как именно пишется безударная гласная в корне. Правило для таких слов существует не одно, а несколько (для каждого случая отдельное). Рассмотрим их более подробно.

      Безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова

      Как правильно написать слово, в корне которого стоит безударная гласная? Ответим на этот вопрос прямо сейчас. К нему необходимо подобрать однокоренное проверочное слово, где на ту же самую букву будет падать ударение. После такой проверки в неударном слоге корня можно смело ставить такую же гласную, что стоит в ударном слоге.

      Примеры слов

      Чтобы стало более понятно, как осуществляется проверка безударных гласных в корне на практике, приведем несколько примеров:

    • Как написать правильно слово «ух. дить». Для начала следует подобрать проверочные слова. В качестве них могут выступать «ход» или «уход». Как вы успели заметить, в этих словах ударение падает на «о». Именно поэтому сомнений в том, как пишется безударный слог, не должно возникать («ухОдить»).
    • Как написать правильно слово «аргум. нтировать»? Для него так же необходимо подобрать проверочное слово. Например, «аргумент». Ударение в нем падает на «е». Следовательно, правильно будет «аргумЕнтировать».
    • Особенности правила

      Безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова, – это самое простое правило в орфографии. Однако во время такой проверки могут возникнуть трудности. Ведь очень важно подобрать правильные проверочные слова, в противном случае можно легко допустить ошибку.

      Итак, рассмотрим слова «посв. щение» и «просв. щение». Проверочным словом для «посвящение» является «святость», поэтому его следует писать через букву «я». Проверочным словом для «просв. щение» является «свет». В связи с этим его необходимо писать через букву «е».

      Рассмотрев эти примеры, можно смело сделать вывод о том, что используемые проверочные слова должно быть однокоренным (то есть максимально близкими по смыслу).

      Какие трудности могут возникнуть?

      Несмотря на то что правило «Безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова», довольно простое, при его использовании все же могут возникнуть трудности. С чем они связаны? Дело в том, что при написании некоторых слов возникает сложность в том, чтобы подобрать для них подходящие проверочные слова.

      Рассмотрим несколько из них:

    • покорять — покорный;
    • образцовый — образчик;
    • постигать — постигнуть;
    • извинение — невинный;
    • пастух — подпасок или пас;
    • неиссякаемый — иссякнуть;
    • поглощать — глотка;
    • нагромождать — громоздкий;
    • обнажать — наг;
    • разлиновать — линия.
    • Примечание

      Гласные «а» и «о» в корнях глаголов совершенного вида ни в коем случае нельзя проверять глаголами несовершенного вида.

    • Проглотить – глотка. Использовать слово «проглатывать» нельзя.
    • Опоздать — поздно. Использовать слово «опаздывать» нельзя.
    • Затопить — затопит. Использовать слово «затапливать» нельзя.
    • Раздвоить – двое. Использовать слово «раздвоить» нельзя.
    • Используя это правило на практике и обращая внимание на его особенности, вы сможете грамотно составить любой текст или письмо.

      Слова, у которых имеются чередующиеся гласные буквы в корне

      В русском языке имеется огромное количество корней, в которых гласные буквы чередуются. Таким образом, в одних словах данные корни пишутся с одной гласной, а в других – с другой.

      Следует особо отметить, что подобные выражения можно довольно легко принять за те, которые необходимо проверять при помощи ударного слога. В связи с этим список таких корней необходимо запомнить.

      При этом выбор той или иной гласной может зависеть от наличия в словах суффикса -а-, от значения корня, а также от ударения или буквы, следующей за ней. Приведем в пример несколько таких корней:

      Слова, имеющие непроверяемую безударную гласную в корне

      В некоторых случаях правописание безударных гласных в корне не поддается ни одному из представленных правил. В таких ситуациях учителя и преподаватели требуют их просто запомнить.

      Однако их настолько много, что заучить данные слова проблематично.

      В связи с этим рекомендуется записать их на отдельном листочке и использовать его тогда, когда у вас возникают сложности во время грамотного написания письма.

      Представим неполный список слов, написание которых требуется знать наизусть:

    • авангард, авантюра, агроном, альманах, апельсиновый, апелляция;
    • баллон, багровый, беседующий, берлога, беспрецедентный;
    • вакцина, великолепный, вариант, вакансия, великий, вестибюль, винегрет, виртуоз, ветеран, восхищение, витраж;
    • гениальность, гербарий, гимназист, гипотеза, гипноз, горячий, горизонт;
    • диагноз, директор, дорогие, документ, дорожный;
    • железнодорожный, желать;
    • заинтересовать, завтрашний;
    • иждивенец, игнорировать, информационный, интерес, инцидент, информация;

    Источник: http://uruh-sovet.ru/pravilo-kornej-mok-mak/

    ГосЗакон
    Добавить комментарий