Непроверяемые гласные и согласные правило 5 класс

Непроверяемые гласные и согласные правило 5 класс

Непроверяемые гласные и согласные правило 5 класс

Подбери слово
для проверки

Подбери проверочное слово и определи, что пишется перед гласной или буквами р, л, н, м. Например: голубь — голубок, сказка — сказочка, сквозь — сквозной.

Как подобрать
проверочное слово?

Для этого измени форму слова: дуб – дуб а или найди такое родственное слово, чтобы согласный оказался в сильной позиции перед гласным: дуб – дубок, дубовый или перед непарными звонкими, которые на письме обозначаются буквами р, л, н, м: дуб – дубрава .

russkiy-na-5.ru

Непроизносимые согласные в корне слова: примеры, правило. Непроизносимые согласные в корне слова: 3 класс

Сегодня погода ненастная,

И я такая несчастная.

Сеет дождь совершенно ужасный.

Скорей бы снова стало ясно,

И засияло б солнце красное,

И стало бы вокруг прекрасно!

Никто не любит дождливую погоду, потому что нельзя пойти играть с друзьями. Чем же заняться, сидя дома, когда за окном идёт дождь? Может быть, изучить, как пишутся непроизносимые согласные в корне слова?

Чтобы правильно писать такие слова, нужно выучить правило:

Применим оно к словам из стихотворения:

Сегодня погода ненастная (ненастье),

И я такая несчастная (несчастье).

Сеет дождь совершенно ужасный (ужасен — нет т).

Скорей бы снова стало ясно (ясен — нет т),

И засияло б солнце красное (красен — нет т),

И стало бы вокруг прекрасно (прекрасен — нет т)!

Так помогает проверить непроизносимые согласные в корне слова правило. Оно очень простое, его нужно обязательно выучить наизусть.

Поиграем в игру «проверочное слово». К каждому из данных ниже примеров подберите проверочное однокоренное слово

  • известный, вестник, повестка (весточка, вести, известие, весть);
  • грустный (грусть, грустить);
  • здравствуй (здравие, здоровье, здоровый);
  • звёздный (звезда, звёздочка);
  • капустный (капуста);
  • местность (место, местечко);
  • ненастный (ненастье);
  • поздний (опоздать, опоздание);
  • радостный (радость);
  • свистнуть (свист, свистит);
  • сердце (сердечко, сердечный);
  • солнце ( солнечный);
  • тростник ( тростинка);
  • участник (участие);
  • честный (честь);
  • опасный (опасение);
  • чудесный (чудеса);
  • ужасный (ужасен);
  • интересный (интересен).

Второклассники начинают изучать непроизносимые согласные в корне слова. 2 класс уже должен уметь подбирать проверочные слова.

Слова для запоминания с непроизносимыми согласными

Не всегда есть возможность применить правило. Существуют такие слова, в которых непроизносимые согласные в корне слова нельзя проверить. Они называются словарными, их правописание нужно выучить:

  • лестница – ряд ступенек или перекладин;
  • праздник – день, когда отмечается какое-либо знаменательное событие;
  • чувства – внутреннее переживание, эмоциональное состояние;
  • сверстники – люди одного возраста;
  • ровесники – синоним слова «сверстники».

Найди слова, в которых есть непроизносимые согласные в корне слова

Необходимо развивать умение находить слова с непроизносимыми согласными среди других. Для этого нужна тренировка. Здесь даны предложения, найдите в них слова с непроизносимыми согласными.

  1. Подснежник — весенний вестник.
  2. Радостный вскрик оповестил о победе.
  3. Прелестные лепестки роз распространяли чудесный аромат.
  4. Прекрасный принц ждёт Золушку во дворце.
  5. Звёздное небо расстилается до самого горизонта.
  6. Бабочка-капустница является самым страшным врагом для огородников.
  7. Брат получил повестку из военкомата.
  8. Весна выдалась поздняя и холодная.
  9. В тростниках можно было без труда спрятаться.
  10. Мы проживали тогда в сельской местности.

В этих предложениях использованы слова с разными орфограммами, среди них «Непроизносимые согласные в корне слова», примеры таких слов: вестник, радостный, прелестный, чудесный, прекрасный, звёздное, капустница, повестку, поздняя, тростниках, местности.

Распредели слова на две группы

Слова для распределения: небе…ый (небесный), сви…уть(свистнуть), древе…ый (древесный), колё…ый (колёсный), ус…ый (устный), интере…ый (интересный), хру…уть (хрустнуть), запа…ой (запасной), виру…ый (вирусный), радо…ый (радостный), согла…ый (согласный), ко…ый (костный).

Такое задание помогает развивать умение классифицировать слова по орфографическому признаку: есть непроизносимый согласный в корне слова или нет непроизносимого согласного.

Давайте поиграем в загадки. Нужно угадать и записать последнее слово в предложении:

  • На заре в оконце заглядывает _______________(солнце).
  • Моя любовь откроет дверцу в твоем ____________(сердце).
  • В ночи морозной горят огни на небе _____________(звёздном).
  • Он правдолюб известный, лжи не потерпит, потому что __________(честный).
  • На берегу в воде приник, шуршит, колышется _______________(тростник).
  • Я кролику дам сочный и вкусный листок _______________(капустный).

Такое задание будет интересно выполнить при изучении темы «Непроизносимые согласные в корне слова». 3 класс справится с такой работой легко и весело.

А теперь напишем маленький диктант. Выбирай любой:

Утро прекрасное! Только что прошёл дождик. Капустные грядки умыты и свежи. Солнечные лучи пригревают, и хорошо пахнет сырой землёй. На сердце радостно от этого прекрасного утра. Здравствуй, лето!

Охота не удалась. Ненастный был день. Солнце скрылось за тучами, пошёл грустный мелкий дождь. Мы выбрались из леса. Местность была нам известна. На этом пастбище летом пасли деревенское стадо. Недалеко виднелся шалаш пастуха. В нём мы отдохнём после неудачной охоты.

Ненастные дни закончились, наступила весна. Птички весело поют, греет солнце, радостно журчат ручьи. Местность покрылась травкой, под деревьями зацвели ландыши. Раскрылись почки на деревьях. Здравствуй, весна!

Все эти диктанты предназначены для проверки знаний по теме «Непроизносимые согласные в корне слова». 3 класс должен справляться с такими заданиями.

Был очень интересный текст, но жук-буквоед съел некоторые буквы в словах. Что же делать? Надо вернуть первоначальный вид словам, в которых есть непроизносимые согласные в корне слова.

Изве…ый писатель написал рассказ о князе, который был непобедим в боях. В слове…ом портрете говорится о вла…ом характере и ужа…ом облике князя. Этот князь участвовал в походе и подвергался опа…остям. Сам он был так жесток, что только раз пощадил одного старика.

Однажды после победы он устроил праз…ичный пир. Стол ломился от вку…ых я..тв. Но радо…ный пир прервался. Со. це скрылось за тучами и наступило нена…тье. Подул сильный ветер, грянул гром, сверкнула молния.

Князь почу…твовал сильную боль, а потом упал на землю без чу…ств. Гру…но бы закончилась эта повесть, но тут появился колдун. Он был рове…ник века.

Этот старый маг чуде…ным образом оживил князя и сказал: «Здра…твуй, князь! Ты однажды спас меня от смерти, я вернул тебе долг!».

Когда все научились писать диктант, можно перейти к более сложному заданию – составлению предложений. Для этого используем слова, в которых есть изучаемая орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова».

Примеры таких слов: на школьном празднике, радостных лиц, участникам концерта, прекрасные цветы, красивую местность, известный писатель, интересном рассказе, вестники весны, поздней осенью, ненастной погоды, грустный вид.

С этими словами можно составить, например, такие предложения:

  1. На школьном празднике я вижу радостные лица.

Участникам концерта подарили прекрасные цветы.

Красивую местность описал известный писатель в интересном рассказе.

Появились подснежники – вестники весны.

Поздней осенью всё вокруг имеет грустный вид из-за ненастной погоды.

Придумывая предложения с использованием слов, в которых есть непроизносимый согласный в корне слова, третьеклассники лучше всего их запоминают.

.ru

Непроверяемые гласные и согласные

Апельсин, арена, балкон, батарея, беседа, вагон, велосипед, волейбол, гардероб, гербарий, герой, гимнастика, гитара, громадный, диван, кабинет, канал, капитан, команда, конфета, корзина, космонавт, костюм, лиловый, мандарин, маршрут, мечта, паркет, пианино, планета, почерк, ракета, республика, салют, спартакиада, спортсмен, стадион, телевизор, телеграф, телефон, тренер, фиолетовый, чехол, баскетбол, вокзал, дрессировщик, коллекция, профессия, рюкзак, фотоаппарат.

https://www.youtube.com/watch?v=eDNBF99bhFU

Слышать (-л-), чувствовать (-л-), участвовать (-л-), думать (-л-), поехать (-л-), работать (-л-), увидеть (-л-), зависеть (-л-), барабанить (-л-), бросить (-л-), неволить (-л-), испортить (-л-), ответить (-л-), построить (-л-), медлить (-л-), ссориться (-л-), сеять (-л-), лаять (-л-), кашлять (-л-), таять (-л-), веять (-л-), реять (-л-), затеять (-л-), надеяться (-л-), лелеять (-л-).

I. 1. Знаменитый математик Пифагор был и олимпийским чемпионом по кулачному бою. 2. С волейбольной площадки раздавались крики, удары мяча и короткие судейские свистки. 3.

Большая школа из красного кирпича, с светлыми классами, с большим гимнастическим залом была расположена у главных ворот парка. 4. На прошлой неделе в нашей школе проходили соревнования по футболу. 5.

В городе построен новый речной вокзал.

II. 1. День Победы, как он был от нас далек, как к костре потухшем таял уголек. (Хар.) 2. Над черною далью безлюдной равнины клубится прозрачный туман, и длинные нити седой паутины опутали серый бурьян… (Ник.) 3. Березку мы лелеяли.

Веселая и стройная, она бывало с улицы весну несла в окно. (Жар.) 4. Над морем реяли чайки, целое стадо дельфинов резвилось недалеко от берега. (М. Г.) 5. Успокоился воздух, и дубравы, и нивы. (Март.) 6.

Осень ранняя развесила флаги желтые на вязах. (Ахм.)

dictations.ru

Непроизносимые согласные в корне слова. Правило, примеры слов

Непроизносимые согласные — это звуки, которые не произносятся или плохо различаются в скоплении согласных в слове. В словах русского языка встречаются труднопроизносимые скопления согласных звуков:

вств (здравствуй, чувствовать, явственный, девственный),
здн (праздновать, праздник, поздний, поздно, бездна, звёздный),
ндск (голландский, шотландский, финляндский),
нтск (гигантский, дипломантский, дилетантский),
стл (постланный, счастливый, совестливый, участливый),
стн (доблестный, захолустный, яростный),
лнц (солнце),
рдц (сердце),
стск (расистский, националистский)

При произнесении таких слов выпадают звуки в, д, т, л. Их называют непроизносимыми.

В таких случаях написание слова с непроизносимым согласным требует проверки.

Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным, нужно изменить его форму или подобрать родственное слово таким образом, чтобы в нем после первого или второго согласного этой группы согласных стоял гласный звук.

Для согласного звука, если после него находится гласный, эта позиция в слове является сильной, то есть тогда согласный слышится ясно и отчетливо.

Позиция непроизносимого согласного становится сильной также в конце слова и в случаях, если за ним следует непарный сонорный звук (л, м, н, р, й):

солнце — солнечный, счастливый — счастье (е = [й’э], перед й);

аген т ство — агент, постная (пища) — пост, жалостливый — жалость.

Примеры слов с непроизносимыми согласными

При произнесении слов «грус т ный», «кос т ный», «ярос т ный» в скоплении согласных звуков стн пропадает звук т. Чтобы правильно их написать, воспользуемся орфографическим правилом.

Грус т ный — грустен, грустить, грусть;

кос т ный — косточка, кость, кости, окостенеть;

ярос т ный — в ярости, ярость.

Отличные результаты дают задания детям сделать карточки из слов с непроизносимым согласным. На карточке дети пишут 5-10 слов, пропуская опасное место. Затем на уроке ученики меняются карточками и пишут к словам проверочные слова. Примеры слов, в которых есть непроизносимый согласный:

Свис т нуть (свистеть), аген т ство (агент), безвес т ный (весть), вес т ник (вести), влас т ный (власть), гиган т ский (гигант), голлан д ский (Голландия), горес т ный (горести), громоз д кий (нагромоздил), дилетан т ский (дилетанты), доблес т ный (доблесть), звёз д ный (звезда), захолус т ный (захолустье), здра в ствовать (здравие), корыс т ный (корысть), кос т ный (кость), мес т ный (место), ненавис т ный (ненависть), ненас т ный (ненастье), неизвес т ность (известие), облас т ной (область), окрес т ность (окрест), пас т бище (пасти), поз д но (опоздал), праз д ность (празден), прелес т ный (прелесть), пристрас т ный (пристрастие), радос т ный (радость), свис т нуть (свистеть), сер д це (сердечко), счас т ливый (счастье), трос т ник (тростинка), хлес т нуть (хлестать), хрус т нул (хрустеть), целос т ный (целость), я в ственный (наяву), ярос т ный (ярость).

Примеры слов, в которых нет произносимой согласной

В ряде слов нет непроизносимого согласного звука. Примеры слов, где нет непроизносимой согласной т:

безгла сн ый, вку сн ый, гну сн ый, живопи сн ый, интрига нс кий, иску сн ый, иску сн ица, интере сн ый, живопи сн ый, небе сн ый, ко сн ый (отсталый), куде сн ик, опа сн ый, слове сн ый, слове сн ость, ужа сн ый, рове сн ик, чуде сн ый.

Чтобы убедиться в отсутствии непроизносимого согласного звука в приведенных словах, поступаем точно также: изменяем их форму или ищем однокоренное слово, в котором в сомнительном месте появится гласный звук.

Опа сн ый — опасен, иску сн ый — искусен, интере сн ый — интересен, ужа сн ый — ужасен, вку сн ый — вкусен;

слове сн ый — словеса, чуде сн ый — чудеса, небе сн ый — небеса, живопи сн ый — живопись.

Прилагательные «чудесный», «небесный», «словесный» имеют в своем составе формообразующий суффикс –ес–, с помощью которого образованы формы множественного числа и косвенных падежей существительных «чудо» , «небо», «слово».

Чудо — чудеса — чудесный;небо — небеса — небесный;

слово — словеса — словесный, словесность, словесник.

Источник: https://pred64.ru/article-9911/

Непроверяемые гласные в корне слова. Примеры

Непроверяемые гласные и согласные правило 5 класс

В ряде слов рус­ско­го язы­ка суще­ству­ют непро­ве­ря­е­мые глас­ные в корне. Их невоз­мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем. Такие сло­ва назы­ва­ют сло­вар­ны­ми.

Разноместность ударения в словах

При про­из­но­ше­нии слов и их форм уда­ре­ние может менять свое место и пере­хо­дить с при­став­ки на корень, суф­фикс или окон­ча­ние. Тогда гово­рят, что в рус­ском язы­ке уда­ре­ние раз­но­мест­ное, напри­мер:

  • река́ — ре́ки;
  • барсу́к    — бар­сучо́нок   ;
  • при­ня́ть — при­ня́л    , при­ня́ла.

Гласный в корне сло­ва, остав­шись без уда­ре­ния, иска­жа­ет­ся и слы­шит­ся неяс­но, напри­мер:

волна́, вода́, соли́ть, закрепи́ть, возду́шный, весе́лый, зелене́ть.

Способы проверки безударных гласных в корне

Подобрать дру­гую фор­му это­го же сло­ваПодобрать род­ствен­ные сло­ва
1. Один – мно­говолна – во́лны1. Большой – малень­кийковёр – ко́врик
2. Много – одинпаруса – па́рус2. Маленький – боль­шойплощад­ка – пло́щадь
3. По вопро­су:Где?моря – в мо́реЧто делал?Что дела­ет?писал – пи́шет3. Назови лас­ко­возима – зи́муш­ка
4. Какой? – Что?зелёный – зе́лень
5. Что делал? – Что?плясал – пля́ска

К этим сло­вам мож­но подо­брать про­ве­роч­ные сло­ва, в кото­рых сомни­тель­ный глас­ный про­зву­чит чет­ко и ясно, то есть он ока­жет­ся в силь­ной пози­ции — под уда­ре­ни­ем.

Существует два спо­со­ба про­вер­ки без­удар­ных глас­ных в корне:

1. под­бор род­ствен­ных слов:

  • соли́ть — соль;
  • закрепи́ть — кре́пкий;
  • возду́шный — во́здух;
  • весёлый — ве́село;
  • зелене́ть — зе́лень,  зелё­ный;

2. изме­не­ние фор­мы сло­ва:

  • волна́ — во́лны;
  • вода́ — во́ды;
  • трава́ — тра́вы;
  • окно́ — о́кна;
  • гора́ — го́ры;
  • носи́ть — но́сит;
  • держа́ть — де́ржит;
  • накорми́ть — нако́рмит.

Непроверяемые безударные гласные в корне

Но не все­гда без­удар­ный глас­ный в корне сло­ва мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем, так как ни один из выше­ука­зан­ных спо­со­бов не может помочь. В таких сло­вах  уда­ре­ние, как пра­ви­ло, ста­тич­но, то есть не пере­ме­ща­ет­ся на без­удар­ный кор­не­вой глас­ный при изме­не­нии фор­мы сло­ва или при под­бо­ре одно­ко­рен­ных слов, напри­мер:

  • соба́ка — соба́чка, соба́чища, соба́чий, (плыть) по-соба́чьему;
  • крова́ть — крова́тка, крова́тный, при­крова́тный;
  • компо́т — компо́тик, компо́тный;
  • упражне́ние — упражня́ть, упражня́ться.

Тогда гово­рят, что эти без­удар­ные глас­ные явля­ют­ся непро­ве­ря­е­мы­ми. Написание таких слов, име­ю­щих непро­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные в корне, реко­мен­ду­ет­ся запо­ми­нать или справ­лять­ся в слу­чае затруд­не­ния в орфо­гра­фи­че­ском сло­ва­ре.

Примеры слов с непроверяемыми гласными в корне слова

  • аванга́рд, автомоби́ль, агроно́м, актёр, арома́т;
  • багро́вый, балко́н, база́р, бара́н, бато́н, библиоте́карь;
  • ваго́н, вестибю́ль, винегре́т, вокза́л, ветера́н;
  • делега́ция, дива́н, дире́ктор, дисципли́на;
  • гармо́ния, гарнизо́н, гастроно́м, горизо́нт;
  • инжене́р, и́ней;
  • кабине́т, кала́ч, капита́н, карма́н, карни́з, карти́на, карто́фель, кастрю́ля, катало́г, ко́мната, конду́ктор, констру́ктор, кора́бль, коры́сть, крапи́ва;
  • ладо́нь,  лазу́рь, лорне́т;
  • машини́ст, матро́с, меда́ль;
  • нота́риус, натюрмо́рт;
  • обая́ние, о́блако, обоня́ние, огуре́ц, ора́нжевый, офице́р;
  • пали́тра, палиса́дник, пейза́ж, плане́та, поликли́ника, портфе́ль, проспе́кт, проце́нт;
  • сапо́г, ско­во­ро­да́, стака́н, стадио́н, столя́р;
  • таре́лка, трактори́ст, тре́нер, тротуа́р;
  • фане́ра, фиоле́товый, флома́стер, фонта́н;
  • шофёр.

Словарь с непроверяемыми гласными в корне слова

АБВ
аба­жур абсо­лют­но агро­ном аккор­де­он акком­па­не­мент акро­бат аль­пи­нист артил­ле­рия аро­мат апло­ди­ро­вать апло­дис­мен­ты атмо­сфе­рабаг­ря­ный баг­ро­вый бака­лея бал­ла­да бал­кон бар­ри­ка­да барон бар­хат бата­рея бата­льон бахро­ма бечев­ка, но биче­вать (порок) билет бинокль бидон бетон боб­ро­вый бокал бор­дюр бро­шю­равело­си­пед веран­да вете­ран вере­ни­ца вер­ни­саж вер­ми­шель вести­бюль вет­чи­на вине­грет вио­лон­чель вик­то­ри­на вит­ри­на вок­зал волей­бол
ГДИ
гале­рея галан­те­рея гало­ши гараж гар­де­роб гар­мо­ния гар­ни­зон геге­мо­ния гени­аль­ный гер­ба­рий герань гир­лян­да гри­ма­са говя­ди­на гори­зонтдезер­тир дез­ин­фек­ция дека­да декла­ми­ро­вать деле­га­ция десант десерт демон­стра­ция дивер­сия диви­зия дико­ви­на дири­жер дирек­тор дис­кус­сия дистил­ли­ро­ван­ный дрес­си­ров­каиде­ал ижди­ве­нец иллю­ми­на­ция инде­веть (покры- вать­ся ине­ем) иней инже­нер интел­лект инци­дент испещ­рен­ный испо­кон веков испо­лин исти­на истя­зать
КЛМ
кава­ле­рия кавыч­ки калач кал­ли­гра­фия камор­ка кам­па­ния (меро­при­я­тие) ком­па­ния (обще­ство) канал кано­на­да кари­ка­ту­ра кар­на­вал каприз кастрю­ля кобу­ра ков­риж­ка (ков­ри­га) ковыль колен­кор кол­лек­тив комод ком­пли­мент ком­по­зи­тор коноп­ля­ник кон­тра­бан­да кон­тро­лер коше­лек кошел­ка кро­пот­ли­выйлаби­ринт лабо­ра­то­рия лаза­рет лако­нич­ный лау­ре­ат лачуж­ка лачу­га леле­ять лило­вый лимо­над лино­ле­ум лос­кут лоте­реямав­зо­лей маги­страль мане­ра мани­фест мему­а­ры мери­ди­ан меце­нат мини­а­тю­ра мораль мошен­ник
НОП
нава­жде­ние ниве­ли­ро­вать новел­лаоазис оба­я­ние обо­ня­ние обла­ко одо­леть окку­па­ция олим­пи­а­да оран­же­рея оре­ол орхи­дея ося­за­ние опти­мизм оце­пе­неть оше­ло­митьпави­льон пали­сад­ник пано­ра­ма папо­рот­ник пар­кет пат­ри­от пери­скоп пери­фе­рия пес­карь поле­ми­ка поли­кли­ни­ка поста­мент пре­зи­дент пре­ко­сло­вить пре­ткно­ве­ние при­ве­ред­ли­вый при­ви­ле­гия при­о­ри­тет про­ле­та­ри­ат про­пел­лер про­дю­сер про­то­тип пье­де­стал
РСТ
режис­сер рези­ден­ция рекорд репер­ту­ар репе­ти­ция репор­тажсабо­таж сак­со­фон салат сал­фет­ка сви­рель сен­ти­мен­та­лизм сирень сол­дат спи­раль ста­ди­он сти­пен­дия смя­те­ние сне­гирьтав­то­ло­гия талант тасо­вать тамож­ня тен­ден­ция тер­ра­са тра­пе­ция тре­нер (но тре­ни­ров­ка) три­бу­на тро­туар
ХЦ Ш ЩФ Ч
хаме­ле­он халат хижи­на холе­ра хомут хомяк хри­зан­те­ма хро­но­ло­гияцел­ло­фан циви­ли­за­цияшер­ша­вый шерен­га шпин­га­лет щавель щеко­татьфалан­га фан­та­зия фасад фаэ­тон фаян­со­вый фей­ер­верк фести­валь фиал­ка филар­мо­ния чемо­дан чем­пи­он чече­ви­ца
ЭЮЯ
эво­лю­ция экза­ме­на­тор экс­ка­ва­тор эска­ла­тор эми­грантюби­лей юве­лирябед­ни­чать якорь ярмар­ка яхонт яще­ри­ца

Средняя оценка: 4.5.Проало: 19

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/orfografiya/neproveryaemyie-glasnyie.html

Непроверяемая согласная в корне слова: примеры. Русский язык

Непроверяемые гласные и согласные правило 5 класс

В русском языке действует морфемный закон правописания слов. Это значит, что все значимые части слова пишутся одинаково.

Однако из этого закона существует множество исключений: это слова, заимствованные из других языков и утратившие историю своего происхождения.

Таким образом, в орфографии сформировалась оппозиция: словарные слова и проверяемые слова. Одни из них мы должны запомнить, а для правописания других использовать правила.

Проверяемые и непроверяемые согласные в корне слова: главное различие

Чтобы проверить согласную в корне, нужно найти такое проверочное слово, в котором эта буква стояла бы в сильной позиции. Она для согласных – перед гласным. Если подбор такого слова возможен – это, однозначно, проверяемая орфограмма. Рассмотрим на примере:

  • столб – столбы;
  • ложка – ложечка;
  • косьба – косить.

Кроме этого, нужно упомянуть, что не существует понятия “непроверяемые безударные согласные в корне слова”. Примеры с такими явлениями не существуют в русском языке.

Проверке подлежат согласные на конце слов или перед другими буквами, обозначающими звуки, имеющие пару по глухости-звонкости.

Если проверить невозможно, то такая орфограмма просто запоминается. Для примера возьмём три слова с непроверяемой согласной в корне:

Это словарные слова. Все они являются иноязычными по происхождению. Формы этих слов и однокоренные слова воспроизводят их основы в неизменном варианте: вокзальный, футбольный, в рюкзаке – проверить невозможно, только запомнить или посмотреть в словаре.

Слова для запоминания на букву «А»

Обычно словарные слова даются по алфавиту. Не будем отступать от традиций и поступим таким же образом.

  • Апелляция – документ с просьбой отменить ранее принятое решение суда.
  • Аппарат – оборудование, совокупность органов, выполняющих определённую функцию.
  • Аппендицит – воспалительный процесс, связанный с отростком слепой кишки (аппендиксом).
  • Аппетит – желание принять пищу.
  • Аппликация – изображение из кусочков бумаги или другого какого-либо материала.
  • Артиллерия – орудия, стреляющие снарядами.
  • Асессор – пребывающий на должности человек.
  • Асимметрия – нарушение симметрии.
  • Ассамблея – собрание.
  • Ассигновать – выделить деньги на целевые расходы.
  • Ассимилироваться – уподобиться кому-то или чему-то.
  • Ассистент – помощник специалиста.
  • Ассорти – подборка однородных, но чем-либо различающихся предметов.
  • Ассортимент – наличие товаров, услуг.
  • Ассоциация – отдельные представления, одно из которых вызывает другое.
  • Астронавт – в США космонавт.
  • Асфальт – чёрная смола.
  • Атташе – работник-консультант при дипломатическом представительстве
  • Аттестат – свидетельство.
  • Аффект – душевное волнение.

В каждом из этих слов присутствует орфограмма «Непроверяемая согласная в корне слова». Примеры, данные в этой статье и в последующих, входят в список, обязательный для запоминания выпускниками школы. Но не это главное. Обязательно необходимо развивать навык употребления этих слов в собственной речи, то есть учиться составлять с ними предложения. Например:

  • Как мы все знаем, гоголевский Нос служил сначала коллежским асессором.
  • Николай Иванович стал военным атташе в дипмиссии нашей страны во Франции и должен явиться на службу уже в начале октября.
  • Звуки в потоке речи ассимилируются по глухости и звонкости.
  • Баллада – литературный поэтический жанр, совмещающий прозу и поэзию.
  • Барокко – художественный стиль, характеризующийся вычурностью, декоративной пышностью.
  • Баррель – в США мера объёма жидкости.
  • Баррикада – укрытие во время уличных столкновений
  • Баскетбол – спортивная игра, в которой нужно закинуть мяч в кольцо.
  • Бейдж – карточка с указанием фамилии, имени, названия страны, компании.
  • Бейсбол – вид спорта, напоминающий лапту.
  • Беллетрист – писатель, создатель произведений для лёгкого чтения.
  • Блокгауз – сооружение для ведения кругового огня с жилым помещением для гарнизона.
  • Боцман – должность на корабле, начальник палубной команды.
  • Брандспойт – переносной насос.
  • Буддизм – одна из мировых религий.
  • Бюллетень – краткое сообщение о чём-либо, листок для ания. Больничный лист.

Приступим к отработке навыка правописания орфограммы «Непроверяемая согласная в корне слова». Примеры использования этих слов:

  • Большинство населения Монголии – буддисты.
  • Во время каникул я позволяю себе почитать кое-что из беллетристики.
  • В сочинении учитель порекомендовал использовать балладу Жуковского «Светлана».

Словарные слова на буквы «В», «Г», «Д», «Ж»

  • Вилла – богатый комфортабельный дом с парком.
  • Вице-президент – заместитель президента.
  • Галлюцинация – восприятие несуществующих объектов.
  • Гамма – нотное изображения восходящих звуков в пределах октавы, ряд однородных, последовательно изменяющихся предметов, явлений, признаков.
  • Гангстер – участник преступной организации.
  • Гандбол – вид спорта, игра, в которой руками забрасывают мяч в ворота.
  • Группа – несколько предметов.
  • Дартс – игра с дротиками.
  • Дисгармония – отсутствие созвучности, нарушение гармонии.
  • Диссертация – научное рассуждение.
  • Диссонанс – нарушение гармонии.
  • Диффузия – растекание.
  • Дифференциальный – неодинаковый.
  • Диффузия – взаимопроникновение веществ.
  • Дрессировать – приучать к повиновению.
  • Жаккард – крупноузорчатая ткань.
  • Жужжать – производить монотонный дребезжащий звук.

В этих языковых единицах присутствует непроверяемая согласная в корне слова, примеры их использования:

  • Татьяна уже с самого начала знакомства с Онегиным чувствовала внутреннюю дисгармонию.
  • В твёрдых веществах процесс диффузии тоже происходит.
  • Где-то в глубине комнат надоедливо жужжала муха.

Запомните слова на букву «И»

  • Идиллия – безмятежность.
  • Иллюзия – обманчивое представление, заблуждение.
  • Иллюминатор – круглое окно.
  • Иллюминация – праздничное освещение.
  • Иллюстрация – наглядное пояснение.
  • Иммигрант – иностранец, поселившийся в чужой стране на постоянное место жительства.
  • Имидж – образ, сложившийся в общественных кругах.
  • Иммунитет – невоприимчивость организма к каким-то болезням.
  • Импрессионизм – художественное направление, возникшее в конце 19-начале 20 века, характеризующееся воспроизведением тончайших внутренних переживаний художника.
  • Интеллект – способность мыслить.
  • Интеллигенция – общественная группа людей, профессионально занимающихся умственным трудом.
  • Искусство – художественное воспроизведение действительности в образах.

Помогут запомнить, как пишется непроверяемая согласная в корне слова, примеры:

  • Александр Блок написал статью-размышление «Интеллигенция и революция».
  • Искусство помогает нам во многом осознать самые сложные процессы жизни.
  • В иллюминаторе удалялась родная земля, может быть, навсегда.

Слова на букву «К»

  • Киловатт – единица мощности, применяемая в измерении электрического напряжения.
  • Килограмм – единица измерения массы.
  • Кикбоксинг – вид спорта, сочетающий бокс и восточные единоборства.
  • Киллер – наёмный убийца.
  • Кингстон – клапан в подводной части судна для забора и сброса воды.
  • Коллаген – вещество, входящее в состав волокон соединительной ткани.
  • Коллаж – наклеенные на основу кусочки чего-либо, составляющие цельную картину.
  • Коллапс – внезапное и резкое ухудшение состояния чего-либо.
  • Коллегия – группа людей, объединённых профессией.
  • Колледж – среднее учебное заведение.
  • Коллектор – собиратель.
  • Колли – порода длинношерстных крупных собак.
  • Коллизия – столкновение противоположных взглядов.
  • Коллоквиум – беседа преподавателя со студентами с целью выявления и повышения уровня их знаний
  • Колонна – группа предметов, расположенных друг за другом по прямой линии.
  • Колоннада – ряд колонн.
  • Колосс – выдающийся по своим габаритам объект.
  • Колоссально – выражение высшей степени восхищения.
  • Комиссар – лицо, наделённое правительством особыми полномочиями.
  • Комиссия – группа лиц со специальными полномочиями.
  • Коммандос – в США специальные военные подразделения, предназначенные для диверсионных операций.

Источник: https://FB.ru/article/267206/neproveryaemaya-soglasnaya-v-korne-slova-primeryi-russkiy-yazyik

ГосЗакон
Добавить комментарий