Как Вы уже знаете, мой Андрей учится в первом классе и я, глядя на него, вспоминаю и не перестаю удивляться убогости, странности и нелогичности школьных методов обучения детей решению уравнений.
Я надеялась, что с нашего детства что-то в этой жизни поменялось — про математику Петерсон все говорят, что она сложнее и богаче программы Моро, по которой учились мы.
А оказалось, все то же самое, только еще хуже…
До сих пор помню, как меня раздражало заучивать эти идиотские «правила» о том, как решать уравнения… Ну, помните их: «Чтобы найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность», «Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое»… Мне казалось, что учить все этим мантры — абсолютным издевательством, так как процесс решения мне представлялся совершенно очевидным и не имеющим особого отношения к этим формулировкам.
Кстати, хуже сейчас стало тем, что в учебнике написан вопрос: «Как найти вычитаемое?» и ниже правило, отвечающее на этот вопрос: «Чтобы найти неизвестную часть, нужно из целого вычесть известную часть» — про вычитаемое уже забыли. И как детям разобраться?..
Но, как выяснилось, бывают дети, которым не очевидно, как решать уравнения без правил, и мой Андрей оказался в их числе… Но при этом мантры эти никакого понимания не дают.
Предлагается просто заучивать их, как стихотворение, а потом вспоминать нужное и подставлять.
В подтверждение этого я даже статейку нашла, кстати, она на первом месте в выдаче Яндекса по ключевым словам «как научить ребенка решать уравнения» — вот тут можно посмотреть…
Попросите ребенка вспомнить правило, необходимое для поиска неизвестного, о котором идет речь в уравнении… Подставьте вместе с ребенком данные из уравнения в формулировку правила.
Ну, не бред ли?.. Какая может быть математика без понимания сути процесса?.. Как можно учить детей тупо подставлять чиселки в правило, не думая вообще? А если ребенок забыл эту мантру? Все, приплыли?..
В общем, я решила написать о том, как мне кажется лучше учить детей решать уравнения.
Содержание
- 0.1 Этап 1-ый, крайне важный — основа понимания
- 0.2 Этап второй — а что вообще надо сделать?
- 0.3 Этап третий — решаем длинно
- 0.4 Этап 4 — сокращаем решение
- 1 Как объяснить уравнения с х (икс) школьнику в 4 классе?
- 2 Уравнения 4 класса по математике примеры и решения | Помощь школьнику
- 3 Как объяснить решение уравнений с х (икс) школьнику в 4 классе?
- 4 Задачи для 4 класса. Уравнения
Этап 1-ый, крайне важный — основа понимания
Для начала нужно убедиться в том, что ребенок понимает, что если к обеим частям верного равенства добавить (вычесть) одно и то же, то получиться верное равенство.
— Если в одной корзине лежит 5 яблок и в другой 5 яблок. В корзинах одинаковое количество яблок?.. А если мы в каждую корзину положим еще по одному яблоку. Все равно будет одинаковое количество?.. А если уберем по яблоку?..
— А если мы не знаем, сколько точно было яблок в корзинах, но знаем, что одинаково, то что будет, если добавим по одному яблоку? Одинаково?.. А если заберем по одному яблоку?..
— А если мы в корзины положим одинаковое количество яблок? А если заберем одинаковое количество?
— А если мы к обеим частям равенства 4 = 4 прибавим 3? Одинаково получится? А если вычтем три?
В общем, надо убедиться в том, что ребенок понимает, что можно свободно к обеим частям верного равенства прибавлять (вычитать) одно и то же, и верность равенства при этом будет сохраняться.
Этап второй — а что вообще надо сделать?
В Андрюхином учебнике есть определение, что такое уравнение… «Уравнение — это равенство, один из компонентов действий которого нужно найти»… «Один из компонентов действий которого»… Не знаю, как авторы учебника, но мой ребенок вообще не понял о чем речь, пришлось объяснять на пальцах.
А что значит «решить уравнение» там не написано! А просто приведен процесс решения на примерах… И, как мне кажется, в этом крылась основная часть проблем, из-за которых Андрей никак не мог разобраться с уравнениями — он не мог понять куда подставлять найденное значение, чтобы сделать проверку, и все время подставлял в какие-то промежуточные вычисления, а не в изначальное уравнение… А все потому что не было четкого понимания, что значит решить уравнение, а, следовательно, и как убедиться, что ты его правильно решил.
Итак, решить уравнение — значит найти такие значения неизвестных, при которых уравнение превращается в верное равенство. То есть, на языке первого класса, найти такое число, которое можно поставить в уравнение вместо х и получить верное равенство.
Добиваемся того, чтобы ребенок это понял, чтобы мог определить, что является решением уравнения, а что нет.
— Число 2 является решением уравнения х+3=5? А как ты узнал?
— А число 3 является решением уравнения 3-х=4? А почему?..
Этап третий — решаем длинно
Теперь показываем, как решать уравнения на разнотипных примерах (примеров надо побольше, чтобы усвоилось, но я приведу тут четыре)
1) х+2=3
Что нам нужно, чтобы найти х? Хотелось бы получить равенство вида «х=выражение», тогда мы просто посчитаем чему равно выражение и получим ответ. Что нам мешает? Мешает «+2», которая стоит после х. Как нам ее убрать? Чтобы убрать эту «+2» попробуем из обеих частей уравнения вычесть два. Получаем:
х+2-2=3-2
2-2=0, говорят, что «2» и «-2» сокращаются… Получается:
х=3-2
х=1.
Убедимся, что число 1, которое мы нашли, действительно является решением. Для этого подставим его вместо х в уравнение.
1+2=3
3=3 — верно!
Значит, 1 действительно является решением уравнения х+2=3.
2) 3+х=5
(детям может быть не очевидно, что уравнения где х на первом месте и на втором, по сути, одинаковы)
Нам нужно получить равенство вида «х=выражение». Нам мешает 3. Попробуем вычесть 3 из обеих частей уравнения. Получаем:
3+х-3=5-3
3 и -3 сокращаются (3-3=0), получается:
х=5-3
х=2.
Убедимся, что 2 является решением, поставим вместо х в уравнение:
3+2=5 — верно!
3) x-1=3
Хотелось бы получить равенство вида: «х=выражение». Что нам мешает? Мешает «-1», которая стоит после х. Как нам ее убрать? Попробуем к обеим частям уравнения прибавить 1. Получаем:
х-1+1=3+1
Вычесть 1 и прибавить 1 — это все равно, что ничего не делать. Говорят, что «-1» и «1» сокращаются… Получается:
х=3+1
х=4.
Убедимся, что число 4, которое мы нашли, действительно является решением. Для этого подставим его вместо х в уравнение.
4-1=3
3=3 — верно!
Значит, 4 действительно является решением уравнения х-1=3
4) 6-х=3
Тут нам вообще не повезло — минус перед х. Попробуем прибавить х к обеим частям уравнения:
6-х+х=3+х
-х и х сокращаются:
6=3+х
Запишем в более привычном виде: поменяем местами части уравнения:
3+х=6
Нам мешает 3. Вычтем 3 из обеих частей уравнения:
3+х-3=6-3
3 и -3 сокращаются:
х=6-3
х=3.
Делаем проверку, поставляем 3 вместо х в уравнение:
6-3=3
3=3 —верно!
Этап 4 — сокращаем решение
Когда ребенок уже четко освоится с этой системой прибавления или вычитание чего-либо из обеих частей уравнения, можно ему объяснить вот что:
х+2=3
х+2-2=3-2
х=3-2
Если сравнить первую и последнюю строчку, то можно заметить, что 2 как бы «перепрыгнула» на другую сторону с противоположным знаком. Аналогично в других задачах:
3+х=53+х-3=5-3х=5-3 | х-1=3х-1+1=3+1х=3+1 | 6—х=36-х+х=3+х6=3+х | 3+х=63+х-3=6-3х=6-3 |
Говорят «перенести в другую часть с противоположным знаком». Если ребенок прочувствовал закономерность, то можно сразу переносить, сократив количество строк в решении.
Вот и все… Никаких правил не надо заучивать… По-моему так гораздо логичнее и понятнее, чем с потолка взятые мантры, в которые надо что-то подставлять… Да, так сложнее, потому что надо думать. Зато будет понимание почему так. И не будет проблем с забытой мантрой…
Дополнение — дописываю по результатам обсуждения статьи на одном из форумов
Источник: http://4curious-eyes.ru/obuchenie-detej/kak-nauchit-rebenka-reshat-uravneniya-bez-pravil
Как объяснить уравнения с х (икс) школьнику в 4 классе?
Творческая Анна
Недавно звонит мама школьника, с которым я занимаюсь и просит объяснить математику ребёнку, т.к он не понимает, а она не него кричит и разговор с сыном не выходит.
У меня не математический склад ума, творческим людям это не свойственно, но я сказала, что посмотрю что они проходят и попробую. И вот что получилось.
Я взяла лист бумаги формата А4, обычный белый, фломастеры, карандаш в руки и начала выделять, то что стоит понять, запомнить, обратить внимание. И чтобы было видно, куда эта цифра переходит и как меняется.
Объяснение примеров с левой стороны, на правую сторону.
Пример № 1
Пример уравнения для 4 класса со знаком плюс.
Х + 320 =80*7
Самым первым действием смотрим, что мы можем сделать в этом уравнении? Тут мы можем выполнить умножение. Умножаем 80*7 получаем 560. Переписываем ещё раз.
Х + 320 = 560 (выделила цифры зеленым маркером).
Теперь мы видим, что у нас есть х (неизвестное) и числа, только не рядом, а разделяет их знак равно. Х в одну сторону, цифры в другую.
Х = 560 – 320. Минус ставим потому что при переносе числа, знак что перед ним меняется на противоположный. Выполняем вычитание.
Х = 240 Обязательно делаем проверку. Проверка покажет правильно ли мы решили уравнение. Вместо х вставляем число, которое получили.
Проверка:
240 + 320 = 80*7 Складываем числа, с другой стороны умножаем.
560 = 560.
Всё верно! Значит мы решили уравнение правильно!
Пример № 2
Пример уравнения для 4 класса со знаком минус.
Х – 180 = 240/3
Первым действием смотрим, что мы можем сделать в этом уравнении? В данном примере мы можем разделить. Производим деление 240 разделить на 3 получаем 80. Переписываем уравнение ещё раз.
Х – 180 = 80 (выделила цифры зеленым маркером).
Теперь мы видим, что у нас есть х (неизвестное) и числа, только не рядом, а разделяет их знак равно. Х в одну сторону, цифры в другую.
Х = 80 + 180 Знак плюс ставим потому что при переносе числа, знак что был перед цифрой меняется на противоположный. Считаем.
Х = 260 Выполняем проверочную работу. Проверка покажет правильно ли мы решили уравнение. Вместо х вставляем число, которое получили.
Пример № 3
Пример уравнения для 4 класса со знаком минус, где х в середине, другими словами пример уравнения, где х отрицательный в середине.
400 – х = 275 + 25 Складываем числа.
400 – х = 300 Числа разделены знаком равенства, х является отрицательным. Чтобы сделать его положительным, нам нужно перенести его через знак равно, собираем числа в одной стороне, х в другой.
400 – 300 = х Цифра 300 была положительной, при переносе в другую сторону поменяла знак и стал минус. Считаем.
100 = х
Т.к не принято так писать, а первым в уравнении должен быть х, просто меняем их местами.
Х = 100.
Пример № 4
Пример уравнения для 4 класса со знаком минус, где х в середине, другими словами пример уравнения, где х отрицательный в середине.
72 – х = 18 * 3 Выполняем умножение. Переписываем пример.
72 – х = 54 Выстраиваем числа в одну сторону, х в другую. Цифра 54 меняет знак на противоположный, т.к перепрыгивает через знак равно.
72 – 54 = х Считаем.
18 = х Меняем местами, для удобства.
Х = 18
Пример № 5
Пример уравнения с х с вычитанием и сложением для 4 класса.
Х – 290 = 470 + 230 Складываем.
Х – 290 = 700 Выставляем числа с одной стороны.
Х = 700 + 290 Считаем.
Х = 990
Пример № 6
Пример уравнения с х на умножение и деление для 4 класса.
15 * х = 630/70 Выполняем деление. Переписываем уравнение.
15 * х = 90 Это тоже самое, что 15х = 90 Оставляем х с одной стороны, числа с другой. Данное уравнение принимает следующий вид.
Х = 90/15 при переносе цифры 15 знак умножения меняется на деление. Считаем.
Х = 6
Теперь озвучиваем основные правила:
- Умножаем, складываем, делим или вычитаем;
Выполняем то, что можно сделать, уравнение станет немного короче.
- Х в одну сторону, цифры в другую.
Неизвестную переменную в одну сторону (не всегда это х, может быть и другая буква), числа в другую.
- При переносе х или цифры через знак равенства, их знак меняется на противоположный.
Если было число положительным, то при переносе перед цифрой ставим знак минус. И наоборот, если число или х было со знаком минус, то при переносе через равно ставим знак плюс.
- Если в конце уравнение начинается с числа, то просто меняем местами.
- Всегда делаем проверку!
При выполнении домашнего задания, классной работы, тестов, всегда можно взять лист и написать вначале на нём и сделать проверку.
Дополнительно находим подобные примеры в интернете, дополнительных книгах, методичках. Проще не менять цифры, а брать уже готовые примеры.
Чем больше ребёнок будет решать сам, заниматься самостоятельно, тем быстрее усвоит материал.
Если ребенок не понимает примеры с уравнением, стоит объяснить пример и сказать, чтобы остальные делал по образцу.
Данное подробное описание, как объяснить уравнения с х школьнику для:
- родителей;
- школьников;
- репетиторов;
- бабушек и дедушек;
- учителей;
Детям нужно все делать в цвете, разными мелками на доске, но увы не все так делают.
Из своей практики
Мальчик писал так, как хотел, вопреки существующим правилам по математике. При проверке уравнения были разные цифры и одно число (с левой стороны) не равнялось другому (то что с правой стороны), он тратил время на поиски ошибки.
При вопросе, почему он так делает? Был ответ, что он пытается угадать и думает, а вдруг сделает правильно.
В данном случае нужно каждый день (через день) решать подобные примеры. Довести действия до автоматизма и конечно все дети разные, дойти может не с первого занятия.
Если у родителей нет времени, а часто это так, потому что родители зарабатывают денежные средства, то лучше найти репетитора в своём городе, который сможет объяснить пройденный материал ребёнку.
Сейчас век ЕГЭ, тестов, контрольных работ, есть дополнительные сборники и методички. Делая за ребёнка домашние задания, родители должны помнить, что на экзамене в школе их не будет. Лучше объяснить доходчиво ребёнку 1 раз, чтобы ребёнок смог самостоятельно решать примеры.
← Я-репетитор. Подработка в интернете и освоение профессииМасленица: дата празднования, история и традиции праздника. Рецепт блинов →
by HyperComments
Другие материалы рубрики
Источник: https://jliza.ru/uravneniya-x.html
Уравнения 4 класса по математике примеры и решения | Помощь школьнику
Пользователь Дмитрий Харченко задал вопрос в категории Домашние задания и получил на него 4 ответа.
Урок математики по теме “Решение уравнений” (4-й класс)
Цель: Рассмотреть практические способы решения уравнений, требующих выполнения более одного арифметического действия.
Оборудование урока: компьютерная презентация устного счета, карточки с уравнениями, карточки трех ступеней для самостоятельной работы над задачами, кубик обратной связи
Проверка готовности к уроку. В тетрадях записывается число, классная работа.
2. Устный счет (компьютерная презентация, слайд №1)
Игра «Соревнование улиток»
Ваш любимый пес Алик на соревновании улиток. Две улитки должны подняться до вершины горы. Кто же из них окажется первой? Наша с вами улитка под №1 слева. Улитка делает шаг, только если мы правильно найдем значение выражения.
Сигнал к старту уже прозвучал. Повторяем порядок действий и называем правильные значения выражений.
(64 : 8 + 20) : 7 = 4
20 · (26 + 14) : 100 = 8
1 · (30 + 2) – 4 · 4 = 16
(400 – 300) – 36 = 64
У нас получился ряд чисел.
Какую закономерность в составлении этого ряда заметили? (каждое следующее число увеличено в два раза)
Продолжите этот ряд чисел и назовите не менее трех следующих чисел. (128, 256, 512…)
Молодцы! Мы решали все правильно, поэтому наша улитка на вершине горы.
За каждым числом зашифрована буква. Перевернем их и прочитаем тему сегодняшнего урока.
2 4 8 16 32 64 128 256 512
У Р А В Н Е Н И Е
Что называется уравнением?
Что называется корнем уравнения?
Что значит решить уравнение?
Мы уже умеем решать простые уравнения, а сегодня мы познакомимся с решением сложных уравнений, где надо выполнить несколько арифметических действий.
3. Решение простых уравнений. Подготовка к введению нового материала.
На магнитной доске в произвольном порядке карточки с уравнениями.
На какие группы можно разделить все эти уравнения? (уравнения распределяются в 3 столбика)
1) 7000 – х = 2489
Почему мы выделили эти уравнения в первую группу? (простые уравнения с одинаковым уменьшаемым) Можем мы их решить?
Найдите среди них уравнение с наибольшим корнем и решите его (один ученик у доски)
Х : 3 = 16 + 11 ( это уравнения, в правой части которых выражение)
Можем ли мы решить уравнения второго столбика?
Решите любое из уравнений, но замените в правой части сумму на разность. Корень уравнения при этом должен остаться прежним. (два ученика у доски)
3) ( 490 – х ) – 250 = 70
Посмотрите на оставшееся уравнение. Легко ли нам его решить? Почему?
4. Работа над новым материалом. (фронтальная беседа с классом, в ходе которой рассматривается решение уравнения)
( 490 – х ) – 250 = 70
490 – х = 70 + 250
( 490 – 170 ) – 250 = 70
1) Решение уравнения (один из сильных учеников у доски)
5 · а + 500 = 4500 : 5
5 · 80 + 500 = 900
А + 156 = 17 ∙ 20 (1604 – у) – 108 = 800
252 : 36 ∙ х = 560 103300 : (х + 297) = 25 ∙2
Мы решили два новых сложных уравнения. Посмотрите на уравнения, которые перед вами. Все ли они сложные? Какое уравнение лишнее? Почему? Остальные – в левой части выражение в несколько действий. Найдите среди них с таким порядком действий, которое уже встречалось сегодня.
(1604 – у) – 108 = 800
1604 – у = 800 + 108
(1604 – 696) – 108 = 800
Уравнение решают в парах. Один ученик на развороте доски для последующей проверки.
Самостоятельная работа по карточкам 3 ступеней. Выполнив задание первой ступени, ученик переходит к выполнению задания второй ступени, затем третьей.( различные способы дифференцированной работы)
Реши задачу, составив уравнение
Запиши это уравнение и реши его.
1) 25700 – х = 12350
Х = 25700 – 12350
25700 – 13350 = 12350
Ответ: 13350 саженцев.
2) 25700 – х = 12000 + 350
3) 25700 – (х + 8580) = 12350
Х + 8580 = 25700 – 12350
25700 – (4770 + 8580) =12350
4) А какое еще уравнение можно было составить?
(25700 – х) – 8580 = 12350
Мы решили три задачи, составив три уравнения. Какое уравнение отнесем к сложным? Почему?
Рассмотреть, как решались уравнения в учебнике на стр. 106 и решить уравнение в тетради на печатной основе № 44 (а).
Решить задачу № 47. Дополнительное задание: какие еще вопросы можно поставить к этой задаче?
Какие уравнения учились решать на уроке?
Кому было легко?
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.
Тип материала
- Образовательные разработки 450 Материалы к уроку 424 Мероприятия 214 Организационные вопросы 98 Методика и документы 30 Компьютерные файлы 35 ЛИТЕРАТУРА 2 Разное 67
Отрасли образования
- Начальная школа 317 Астрономия 7 Белорусский язык и литература 79 Биология 32 География 25 Допризывная и медицинская подготовка 9 Искусствоведение / изо 17 Иностранный язык 28 Информатика 135 История 49 История Беларуси 26 Культурология / МХК 14 Математика 20 Международные отношения 3 Музыка 8 Основы безопасности жизнедеятельности 26 Обществознание / ЧиМ 43 Политология 3 Правоведение 6 Регионоведение 5 Русский язык и литература 208 Социология 5 Технология / Трудовое обучение 8 Физ. культура и здоровье 40 Физика 15 Химия 22 Черчение 7 Дополнительное образование 48 Профессиональные предметы 11 ПЕДАГОГИКА 18 КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО 201 ВОСПИТАНИЕ 168 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА 1 УПРАВЛЕНИЕ 19 ПСИХОЛОГИЯ 13 ДЕФЕКТОЛОГИЯ / ЛОГОПЕДИЯ 24 БИБЛИОТЕКА 2 МЕДИЦИНА 2 РОДИТЕЛЯМ 2 УЧАЩИМСЯ 5
Деятельность
- Педагогика 850 Библиотека 1 Воспитательная работа 195 Дефектология 25 Информатизация 10 Медицина 24 Методическая работа 30 Психология 16 Родительство 24 Самообразование 9 Социальная работа 12 Управление 13
Уровень образования
- Дошкольное образование 81 Начальное общее образование 378 Среднее общее образование 594 Профессиональное образование 69 Дополнительное образование детей 18 Дополнительное образование взрослых 5
- 0-1 год 2 2-3 года 15 4-5 лет 38 6-7 лет 224 8-9 лет 340 10-11 лет 434 12-13 лет 426 14-15 лет 309 16-17 лет 237 от 18 лет 115
- Праздники России 8 Праздники Беларуси 4 Всемирный день борьбы со СПИДом 12 Выпускной вечер / бал 10 День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны 8 День защитника Отечества 4 День знаний 2 День матери 5 День памяти (Окончание Первой мировой войны) 2 День памяти жертв Холокоста 3 День Победы 13 День прав человека 1 День смеха (День дурака) 1 День учителя 4 День чернобыльской трагедии 1 День энергетика 1 Масленица 1 Международный день детей 4 Международный день отказа от курения 3 Международный день семьи 5 Международный женский день 6 Новый год 56 Пасха 1 Праздник прихода весны 1 Праздник труда (День труда) 1 Рождество Христово 5 Старый Новый год 51
Уравнения по математике с самопроверкой (4 класс)
ОЧЕНЬ ХОРОШИЕ УРАВНЕНИЯ РЕСПЕКТ.
Слишком лёгкие. Но всё равно спс!
Класс спс просто респект
Спасибо хорошие уравнения
Спасибо большое)пусть подруга помучается.
Спс очень хорошо решать уровнения с ответами лучши саит
Меня тоже нет нет неганаеттпо п0ш-0п 4кккккккккцрмиперршрпр респект
Для меня просто изумительно
Так себе не очень сложные
У меня на 1 уравнение получился ответ 2 (
У меня на 1 уравнение ответ 2 получился ( 2•(100•х)=400 (100•х)=400:2 (100•х)=200 х=200:100 х=2
Как объяснить решение уравнений с х (икс) школьнику в 4 классе?
Обратите внимание! В левом столбце печатного материала находятся: теоретические материалы;. краткая запись теоретических положений. В правом столбце печатного материала находятся: графическая иллюстрация к теоретическому материалу. Материал содержит три разобранных задачи и девять.
Задачи на тему: «Задачи на уравнение. Решение уравнений, примеры»
Уважаемые пользователи, не забывайте оставлять свои комментарии, отзывы, пожелания. Все материалы проверены антивирусной программой.
Решение уравнений
1. Реши уравнения на сложение и вычитание целых чисел.
2. Реши уравнения на умножение и деление целых чисел.
3. Реши уравнения на сложение и вычитание дробей.
4. Реши уравнения на умножение и деление дробей.
Текстовые задачи и уравнения
Составь уравнения к задачам и реши их.
1. Автобус проехал 2 часа со скоростью 60 км/час и ещё 3 часа – со скоростью 70 км/час. Какое расстояние проехал автобус за все время?
УРОКИ И ПРЕЗЕНТАЦИИ
Материалы сайта — оригинальные, не скопированы из других источников (учебников, задачников, сайтов, ресурсов и т. д.) Они разработаны в строгом соответствии с ФГОС конкретного автора или темы.
Все права защищены. Запрещено любое копирование материалов сайта без письменного согласия владельцев ресурса!
Источник: https://novoevmire.biz/obshhestvo/obrazovanie/kak-obyasnit-uravneniya-s-h-iks-shkolniku-v-4-klasse.html