Приказ о взаимопосещении уроков

Методика преподавания — наука уникальная. Можно часами слушать лекции на эту тему, перечитать гору литературы, но реально постичь методику можно только опытным путем. Именно на практике приходит понимание того, как работают те или иные приемы, подходит ли данная методика вам лично как преподавателю, действенна ли та или иная технология в конкретном классе и с конкретными учениками. Получить практический опыт помогает взаимопосещение уроков.
Учитель перестает быть учителем, когда перестает учиться сам.А. Макаренко.Но на деле происходит так: молодые педагоги всячески увиливают, уроки посещают только администрация или руководители методобъединений (должность обязывает), а проведение открытых уроков нередко воспринимается как сущее наказание учителя.Конечно, многое зависит от условий работы в конкретной школе. Как правило, взаимопосещение уроков — дело добровольное, и регламентируется исключительно локальными актами и приказами. Хотя нередко слышишь, что в некоторых школах наличие тетради взаимопосещения обязательно. Более того, установлено даже минимальное количество уроков за четверть.Как же организовать взаимопосещение уроков таким образом, чтобы это занятие было полезным и не напряжным? Коллеги, давайте делиться опытом.

  • Делимся на группы. Обычно учителей объединяет либо методобъединение, либо отношения “наставник — молодой специалист”. Почему бы не объединиться учителям, работающим в одном классе? Особенно это действенно для тех, кто начинает работать в 5-х классах: новые детки после младшей школы — удобнее изучать класс вместе. Или объединится учителям, работающим в выпускных классах.

Еще вариант: ваш коллега окончил курсы по инновационным методикам и т.п. Он может организовать свою фокус-группу (из числа желающих) и поделиться приобретенным опытом.

  • Ставим цель. Для чего вы идете на урок? Опустим все формальности вроде “администрация обязывает”, “учитель проходит аттестацию”, “предметная неделя” и т.п. Гораздо удобнее и практичнее, если каждый учитель (МО, группа учителей, работающих в одном классе) составит перечень целей.

Например, в течение 1-ой четверти — “применение новых технологий и ИКТ”, во 2-ой четверти — “развитие критического мышления”, в 3-ей — “способы работы с отстающими/одаренными учениками” и т.д. Во-первых, вы знаете, на какие аспекты преподавания обращать внимание (к вам же тоже будут ходить). Во-вторых, по итогам четверти накапливается немалая база приемов и методов по одному конкретному вопросу, которую можно обсудить в рамках группы.

  • Составляем график. Если вы решили организовать взаимопосещение в рамках такой группы, хорошо бы заранее составить график. В графике желательно учитывать и “окна”, и пожелания самих учителей, которые будут приглашать на уроки.
  • Облегчаем задачу. Предложите учителям готовые схемы анализов урока. Например, на нашем сайте есть немало образцов подобных бланков, каждый из которых можно доработать, согласуясь со своими целями. Еще удобнее заполнять эти бланки с помощью компьютера, чем писать постоянно от руки и вести эти толстенные тетради.
  • Стимулируем. Можно, например, расписать рейтинг учителей и предложить листы стимулирования. Провел открытый урок — 10 баллов в копилку, организовал мероприятие в рамках предметной недели — еще 5 баллов, посетил урок коллеги с целью наставничества — 1 балл, с целью ознакомления — 0,5 баллов и т.д. Самых отличившихся учителей можно поощрять материально или, например, давать незапланированные отгулы. Наверняка, в арсенале каждой администрации есть немало средств для поощрения своих педагогов.

Пожелания для администрации

  • Свободное посещение. Конечно, удобно, когда взаимопосещение уроков регламентировано. Но давить на учителей и требовать по “20 анализов” в четверть — плодить бумагомарательство. Пока вы не покажете практическую действенность взаимопосещения уроков, результатов, увы, не будет.
  • Доброжелательное отношение. Опытный педагог знает, что хвалить ребенка нужно при всех, а отчитывать и критиковать — исключительно наедине. Почему мы забываем это правило, когда идем на урок к коллеге? В крайнем случае, всегда можно найти обтекаемую форму критики: “А посему бы не попробовать вот так? А может изменить вот этот пункт урока на другой?” и т.д.
  • Обязательный анализ. Если уж вы пришли на урок, то ограничиваться двумя-тремя общими фразами неразумно. Спрашивается: “Чего тогда приходили?”. Хорошо, если вы заранее будете предупреждать учителя о цели анализа урока, что именно вы хотите оценить (умение работать со всем классом, дифференцированный подход, применение новых методик и т.д.). И по итогам обязательно дать развернутую оценку по данному аспекту.

А как у них?

Один из наиболее приемлемых вариантов организации взаимопосещения уроков предложен японскими специалистами. Этот способ получил название Lesson Study или “Исследование в действии”.Вкратце суть такова: формируются группы учителей (обычно, в группе не более 3-5 человек). Затем выбирается один доброволец и ставится конкретная цель анализа уроков.Например, учитель английского языка. Цель анализа: использование диалога как метода обучения языку. Группа коллег посещает уроки этого учителя (не менее трех) и исследует именно работу с диалогом. В качестве исследуемых (этаких “контрольных точек”) в классе выбираются по три ученика (отличник, ученик со средней успеваемостью и отстающий). После проведения 3-4 запланированных на данном этапе уроков, с этими учениками проводят анкетирование (рефлексию).По итогам происходит “разбор полетов”. Но при этом группа учителей становится не только критиками, но и полноправными соучастниками каждого урока. Вполне возможно, что уже после первого посещения можно предложить коллеге свой вариант работы, свою методику, совет, на что обратить внимание и т.д.Впрочем, это тема для отдельной статьи. А как организовано взаимопосещение уроков в вашей школе?

Источник: https://golbis.com/pin/tyi-mne-ya-tebe-ili-kak-organizovat-vzaimoposeshhenie-urokov-v-shkole-organizatsiya-truda-uchitelya-prepodavanie-obrazovanie-vospitanie-i-obuchenie-soobshhestvo-vzaimopomoshhi/

Учитель перестает быть учителем, когда перестает учиться сам.

А. Макаренко.

Но на деле происходит так: молодые педагоги всячески увиливают, уроки посещают только администрация или руководители методобъединений (должность обязывает), а проведение открытых уроков нередко воспринимается как сущее наказание учителя.

Конечно, многое зависит от условий работы в конкретной школе. Как правило, взаимопосещение уроков — дело добровольное, и регламентируется исключительно локальными актами и приказами. Хотя нередко слышишь, что в некоторых школах наличие тетради взаимопосещения обязательно. Более того, установлено даже минимальное количество уроков за четверть.

Как же организовать взаимопосещение уроков таким образом, чтобы это занятие было полезным и не напряжным? Коллеги, давайте делиться опытом.

Взаимопосещение уроков учителями: образец заполнения

Взаимопосещение уроков – это важный этап карьеры для учителя, когда он от своего коллеги может почерпнуть важные знания или что-то показать сам, либо поделиться опытом с юными педагогами. Если проводить подобные мероприятия, то будет повышаться уровень методической подготовки самого учителя. Также педагоги могут посещать уроки друг друга по обоюдному приглашению.

От чего зависит качество и продуктивность урока?

Есть два фактора, которые напрямую влияют на продуктивность и качество обучения педагогов. Учитель должен обладать такими навыками:

  • Осознавать субъективность новизны посещаемого урока.
  • Уметь видеть и осваивать новое, а также включать его в свою деятельность и применять эти навыки в дальнейшем.

Рефлексивная деятельность учителя при посещении урока коллеги позволяет ему развить методическую компетентность. Таким образом, он самосовершенствуется, черпая для себя новые способы и инструменты обучения.

Именно повышение собственного профессионального уровня является главной целью посещения занятия другого учителя. Потому основная цель взаимопосещения уроков – это обмен опытом, а также получение нового импульса в дальнейшей профессиональной деятельности. Главным толчком для развития является внимательность и наблюдательность.

После посещения урока учитель записывает разные моменты и после их анализирует. Если после этого он увидел изъяны в своей работе либо в работе коллеги, то он раздумывает, как усовершенствовать методику.

После посещения урока

После взаимопосещения уроков учитель должен осмыслить, что он записал в ходе проведения мероприятия, а также принять участие в анализе проделанной работы и подвести итоги.

Дальше он должен активно осваивать опыт, который получил на посещенных уроках.

Также учитель в дальнейшем может проводить опросы, анкетирование, вводить новые понятия и более эффективно организовывать процесс самостоятельной работы учеников.

Также это поможет в развитии методической компетенции. Если творчески интерпретировать полученный опыт, то можно найти и свои новые подходы в организации учебно-воспитательного процесса в школе.

Подобная практика способствует эффективному обмену опытом работы между педагогами. Таким образом повышается уровень проведения учебного процесса в школе.

Если гости урока будут использовать карты посещения, то эффективность урока станет намного выше. Благодаря карточкам, коллеги могут подсказать учителю, на что стоит обратить внимание, а что лучше упустить в дальнейшем.

Анализ взаимопосещения уроков – структурные элементы

Для повышения эффективности таких мероприятий необходимо проделать огромную работу, где нужно составить план анализа урока. Он включает:

  • Основные цели.
  • Организация урока.
  • Соответствие занятия общепринятым требованиям.
  • урока.
  • Методика проведения.
  • Психологические основы.
  • Домашнее задание.
  • Новые элементы в педагогической деятельности учителя.

Секреты методики преподавания

Преподавание является уникальной наукой. Постичь ее можно только методом проб и ошибок.

Если вы прослушаете даже тысячу лекций, вы все равно не сможете провести идеальный урок с первого раза, поскольку у вас нет достаточных навыков и умений.

Только на практике педагог понимает, как работают те или иные методики. Также для каждого учителя эффективными будут свои приемы. Они бывают разные.

Чтобы усовершенствовать преподавание, необходимо посещать дополнительные занятия. В нашем случае – это взаимопосещение уроков между педагогами. Как считал известнейший педагог Макаренко, учитель должен не только учить, но и сам учиться.

Проблемы молодых педагогов

Взаимопосещение уроков учителями – это важный атрибут для их профессионального роста. Но есть проблема: молодые педагоги часто намеренно не посещают уроки своих коллег, объясняя это особенностями характера. Зачастую на занятия приходит администрация школы, поскольку обязывает должность. Также молодые учителя воспринимают проведение открытых уроков как наказание.

Также много чего зависит от условий работы в конкретно взятой школе. Всем известно, что взаимопосещение уроков — дело добровольное. Зачастую таким опытом обмениваются учителя, работающие в одной школе или в той, которая находится вблизи от дома.

Но иногда появляется информация о том, что в некоторых школах взаимопосещение уроков проводится на обязательной основе. С этой целью ведется специальный журнал, где и фиксируются такие занятия.

Как организовать подобное?

Процесс взаимопосещения уроков учителями выглядит так:

  • Педагоги самостоятельно разделяются на группы. Правда, чаще всего их объединяют трудовые отношения либо разного рода методические объединения. Но можно группироваться и учителям, которые трудятся в одном классе. Это лучше всего делать тем педагогам, которые работают в пятом либо в выпускном классе. Так будет проще найти взаимосвязь.

Также можно организовать специальную форс-группу, где лидером будет тот, кто окончил специальные курсы педагогического мастерства и делится с коллегами приобретенным опытом. Для этого он должен:

  • Поставить цель. При этом нужно ответить на ряд вопросов, среди которых будут разные наводящие вопросы самому себе. Что я дам сегодня ученикам? Зачем я иду на урок? Чем он закончится? Нужен ли он вообще? Какие методы и приемы нужно задействовать? Таких вопросов может быть множество. Их должна составлять объединенная группа учителей. Каждый учитель ставит цели с определенным уклоном.

Что в итоге?

Чтобы взаимопосещение уроков учителями было эффективным, необходимо разработать ряд рекомендаций.

Например, в первой четверти можно сделать уклон на развитие новых технологий, во второй развивать критическое мышление, а в третьей заниматься проблемами отстающих учеников, а также давать дополнительные наставления для тех, кто имеет талант и может показать себя на местных олимпиадах по предметам либо отличиться на спортивных соревнованиях.

Также благодаря взаимопосещению, у каждого учителя организованной группы накапливается огромное количество материалов, где собирается большой объем методов и приемов по одному конкретному вопросу. Эту базу можно обрабатывать вместе, что позволит повысить компетентность каждого сидящего в группе учителя.

Для этого необходимо внедрить такую систему:

  • Составить график. Здесь нужно учитывать интересы и график работы каждого учителя. Кроме того, нужно прописывать окна. Ведь не каждый педагог может приехать в определенное время.
  • Облегчить задачу. Организатор таких собраний может предоставить готовые схемы для анализа уроков. Это упростит работу всех учителей при взаимопосещении уроков. Образец подобного документа будет представлен далее. Также бланки можно заполнять с помощью компьютера, чтобы не носить туда-сюда тонны бумаги.
  • Стимул. Чтобы учителя охотно посещали уроки своих коллег, необходимо вести журнал активности с рейтингом. Например, 10 баллов за проведение открытого урока, 5 — за мероприятие и т. д. Список можно продолжать до бесконечности. Самых лучших поощрять какими-то призами или денежным вознаграждением. Также приятным бонусом будут дополнительные отгулы.

Что стоит принять администрации на вооружение?

  • Организовать свободное посещение уроков. Это намного эффективнее, чем учитель будет просто просиживать 20 уроков в четверть и ничего не будет успевать. Администрация должна показать практическую значимость взаимопосещения уроков и всячески стимулировать педагогов.
  • Воспитывать доброжелательное отношение ко всем.
  • Требовать от учителя обязательного анализа. Если развернутой обратной связи не поступает, значит, педагог пришел отсидеть время, а не обменяться опытом с учителями при взаимопосещении уроков. Образцы документов, предоставленные педагогам, существенно облегчат их работу.

Источник: https://autogear.ru/article/465/973/vzaimoposeschenie-urokov-uchitelyami-analiz-i-obrazets-zapolneniya/