Создание реорганизация и ликвидация образовательной организации

Порядок ликвидации образовательного учреждения

Создание реорганизация и ликвидация образовательной организации

Ликвидация образовательного учреждения может осуществляться:

  • а)в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке для федеральных государственных образовательных учреждений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации – для государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления – для муниципальных образовательных учреждений;
  • б)по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей его уставным целям.

Ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением (п. 5 ст. 34 Федерального закона “Об образовании”).

Согласно п.17 ст.

50 в случае прекращения деятельности государственного или муниципального общеобразовательного учреждения или образовательного учреждения начального профессионального образования орган управления образованием, которому подведомственно данное учреждение, обеспечивает перевод обучающихся, воспитанников с согласия родителей (законных представителей) в другие образовательные учреждения соответствующего типа.

В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.07.

98 № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” принятие органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания и развития детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения.

Экспертная оценка оформляется заключением, которое должно включать обоснование необходимости реорганизации или ликвидации образовательного учреждения (педагогическая необходимость, экономический эффект, демографические тенденции и др.

); указывать, каким образом будет реализовано право на образование граждан, учащихся данного учреждения, детей дошкольного возраста; отражать вопросы возможности дальнейшего трудоустройства работников учреждения; содержать прогноз последствий реорганизации или ликвидации учреждения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания и развития детей, обслуживаемых данным учреждением.

3. Решение о реорганизации или ликвидации муниципального образовательного учреждения оформляется постановлением главы администрации муниципального образования.

Данное решение должно быть согласовано представительным органом местного самоуправления.

Представительный орган местного самоуправления имеет право отклонить решение учредителей образовательного учреждения о его реорганизации и ликвидации в срок не позднее одного месяца со дня принятия этого решения, если иной порядок согласования не предусмотрен уставом муниципального образования.

В соответствии со статьей 62. ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица:

1. обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с настоящим Кодексом порядок и сроки ликвидации.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Статья 63. ГК РФ определяет порядок ликвидации юридического лица

1 Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. 2.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявляемых кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

При недостаточности у ликвидируемого учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения.

Оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц:

Согласно статье 64. ГК РФ при ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в определенной очередности.

Статья 180 ТК РФ Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации

При проведении мероприятий по сокращению численности штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в той же организации, соответствующую квалификации работника.

О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации работники предупреждаются работодателем персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения.

Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор без предупреждения об увольнении за два месяца с одновременной выплатой дополнительной компенсации в размере двух месячного среднего заработка.

При угрозе массовых увольнений работодатель с учетом мнения выбранного органа принимает меры, предусмотренные ТК РФ, иными ФЗ, КД. соглашениями.

Положение Закона РФ «Об образовании» о том, что создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений находится в компетенции органов местного самоуправления (статья 31, п.З). В то же время субъект РФ согласно Гражданскому Кодексу РФ (ст.57, п. 3) и Закону РФ «Об образовании» (ст. 29, п.

7) пользуется своим правом определения особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений на своей территории.

Эти особенности в настоящее время связаны с проведением комплексного анализа деятельности преобразуемого образовательного учреждения и согласованием решений, принимаемых на муниципальном уровне, с региональным органом управления образованием.

образовательный аккредитация лицензирование законодательство

Порядок реорганизации и ликвидации образовательных учреждений регулируется Гражданским Кодексом Российской Федерации, федеральными и региональными законами и подзаконными актами в сфере образования. Этот порядок имеет свои специфические особенности для образовательных учреждений, но к нему применимы общие правила ликвидации и реорганизации юридических лиц.

До настоящего времени в законодательстве нет четкого определения понятия «реорганизация».

Традиционным считалось рассматривать реорганизацию как способ прекращения юридического лица, Однако, реорганизация юридического лица представляет собой сложный юридический состав и может быть направлена не только на прекращение действующих, но и на создание новых юридических лиц. Принимая во внимание правопреемство как принципиальное отличие реорганизации юридического лица от его ликвидации, можно сформулировать определение понятия реорганизации применительно к сфере гражданско-правовых отношений:

«Реорганизация юридических лиц – это процесс перемены лиц в имущественных и иных правоотношениях, прекращение или изменение организации, связанное с изменением ее организационно-правовой формы, имущественного состава и состава участников, характеризующийся изменением комплекса их прав и обязанностей, и влекущий универсальное правопреемство».

Основной подход к определению реорганизации должен учитывать особенности юридического лица как искусственно созданного субъекта гражданского права. Неслучайно в законодательстве регламентируются вопросы, касающиеся: оснований реорганизации; лиц, принимающих решение о реорганизации; порядка ее проведения; момента прекращения реорганизации и результата реорганизации.

К числу существенных признаков реорганизации, по нашему мнению, следует отнести следующие:

  • – субъектом реорганизации может выступать только юридическое лицо. Реорганизация характерна именно для юридических лиц, никакие другие субъекты гражданского права: ни граждане, ни государственные образования не могут быть реорганизованы;
  • – реорганизация как процесс связана с прекращением существующих и (или) созданием новых юридических лиц;
  • – в результате реорганизации имеет место универсальное (общее) правопреемство, т.е. изменение субъектного состава правоотношений, влекущее за собой переход прав и обязанностей от одного юридического лица к другому.

Ликвидация и реорганизация, в результате проведения которых происходит прекращение юридических лиц, отличаются друг от друга процедурой их проведения и правовыми последствиями, наступающими по окончании соответствующих процедур, а именно – правопреемством, возникающим в результате реорганизации.

Ликвидация юридического лица должна определяться как правоотношение, существующее в развитии, которое в то же время является правовым состоянием, т.е. юридическим фактом, влекущим прекращение правоотношений, облекающихся в форму юридического лица и составляющих его содержание.

Для проведения процедуры ликвидации или реорганизации образовательного учреждения необходимо подтвержденное документами и расчетами обоснование. Решение о реорганизации или ликвидации образовательного учреждения, а так же порядок проведения этих процедур принимается каждым уровнем государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления для своих образовательных учреждений.

Page 3

Перейти к загрузке файла
  • 1. Гражданский Кодекс РФ
  • 2. Закон РФ «Об образовании»

Источник: https://studwood.ru/1226085/pravo/poryadok_likvidatsii_obrazovatelnogo_uchrezhdeniya

Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций

Создание реорганизация и ликвидация образовательной организации

Определение образовательной организации приведено в ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно данному определению образовательная организация – это некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Педагогика и методика дошкольного образования

Переподготовка учителя на воспитателя детского сада с учетом профстандарта и ФГОС.

Определение и порядок создания образовательной организации

Под организацией, осуществляющей обучение, понимается юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную в качестве дополнительного вида деятельности.

Таким образом, если образовательная организация – исключительно некоммерческая, то к числу организаций, осуществляющих различные формы обучения, могут относиться и коммерческие организации.

Все они именуются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Особенности порядка создания образовательной организации

В ст.

22 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлен порядок создания образовательной организации и обязанность уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (его территориальных органов), в порядке и в сроки, которые установлены законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уведомлять Рособрнадзор или орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий переданные полномочия РФ по лицензированию образовательной деятельности, о государственной регистрации образовательной организации.

Также данная статья устанавливает не только принципы создания, реорганизации и ликвидации образовательных организаций, но и их виды. В их числе:

  • государственная образовательная организация – образовательная организация, созданная РФ или субъектом РФ;
  • муниципальная образовательная организация – образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом);
  • частная образовательная организация – образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством РФ физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций.

Порядок создания образовательной организации подтверждает разделение, существовавшее в Законе РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании». Особенности создания ряда образовательных организаций также установлены в ст. 22 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

К числу таких особенностей относятся следующие:

  • образовательные организации, реализующие образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, могут создаваться только Российской Федерацией;
  • образовательные организации для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа), создаются Российской Федерацией или субъектом РФ;
  • духовные образовательные организации создаются в порядке, установленном законодательством РФ о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

Порядок создания образовательной организации регламентирован Федеральным законом от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Согласно ст.

19 данного закона централизованные религиозные организации в соответствии со своими уставами имеют исключительное право создавать духовные образовательные организации для подготовки служителей и религиозного персонала религиозных организаций посредством реализации образовательных программ на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности. При этом духовные образовательные организации подлежат регистрации в качестве религиозных организаций. Духовные образовательные организации реализуют образовательные программы, направленные на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций, и вправе реализовывать образовательные программы среднего профессионального образования и высшего образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Реорганизация и ликвидация образовательных организаций: условия осуществления

Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения. Реорганизация и ликвидация образовательных организаций, расположенных в сельском поселении, устанавливается не только положением ст. 22 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», но и мнением жителей данного сельского поселения.

Правительство РФ, региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления должны принять нормативные правовые акты, регламентирующие проведение оценки последствий принятия решения о реорганизации и ликвидации детского сада и других образовательных организаций государственного федерального значения, образовательной организации, находящейся в ведении субъекта РФ, муниципальной образовательной организации соответственно, включая критерии этой оценки (по типам федеральных государственных образовательных организаций). Порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются Правительством РФ.

Источник: https://www.resobr.ru/article/59059-pril-sozdanie-reorganizatsiya-likvidatsiya-obrazovatelnyh-organizatsiy

Ликвидация образовательного учреждения основание и порядок

Создание реорганизация и ликвидация образовательной организации

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра философии образования

РЕФЕРАТ

по дисциплине

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

на тему

«Реорганизация, ликвидация образовательных учреждений»

Выполнила:

студентка 1 курса

группа 2

Москва – 2011

Введение. 3

1. Порядок реорганизации образовательного учреждения. 5

2. Порядок ликвидации образовательного учреждения. 7

3. Документы, необходимые для реорганизации и ликвидации, требования к ним 12

Заключение. 19

Приложения. 21

Список использованных источников. 24

Введение

Образовательное учреждение — это юридическое лицо, и порядок его реорганизации и ликвидации регулируется законодательством Российской Федерации.

Проблема прекращения деятельности юридического лица заслуживает рассмотрения в силу того, что вследствие указанного события такое лицо выбывает из числа субъектов гражданского права, и приходится решать вопрос о судьбе обязательств, участником которых было прекращающее существование юридическое лицо.

Деятельность юридических лиц прекращается по различным причинам. Но классифицировать акты таких прекращений можно по двум критериям: в зависимости от органа, принявшего решение о прекращении деятельности субъекта, и в зависимости от наличия правопреемства.

В зависимости от наличия правопреемства различают такие виды прекращения юридических лиц, как реорганизация и ликвидация.

Сегодняшнее законодательство не содержит четкого определение термина «реорганизация». В действующем Гражданском кодексе РФ перечислены лишь формы реорганизации, а также установлены общие принципы ее проведения.

Гражданский кодекс РФ сосредотачивает внимание в основном на вопросах правопреемства, оформления передачи прав и обязанностей, а также защиты прав кредиторов.

С формально – юридической точки зрения реорганизация представляет собой процесс перемены лиц в имущественных и иных правоотношениях в порядке универсального правопреемства.

Ликвидация представляет собой прекращение деятельности юридического лица без правопреемства, т.е. прекращение как самого юридического лица, так и его прав и обязанностей.

Цель данной работы — рассмотреть особенности реорганизации и ликвидации образовательного учреждения.
Исходя из цели, формируются задачи исследования:

1. Изучить нормативную базу, регулирующую порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения

2. Рассмотреть формы реорганизации образовательного учреждения

3. Ознакомиться с особенностями ликвидации образовательных учреждений

4. Изучить перечень документов, необходимых для реорганизации и ликвидации образовательного учреждения и требований ним.

Информационной базой исследования служит законодательство России в сфере регулирования деятельности юридических лиц и в сфере образования.

1. Порядок реорганизации образовательного учреждения

Порядок реорганизации и ликвидации образовательных учреждений в Российской Федерации регулируется Гражданским Кодексом РФ (ст. 57-64) и Законом РФ «Об образовании» (ст. 34, 50).

Необходимо отметить, что при реорганизации (изменении организационно-правовой формы, статуса) образовательного учреждения его устав, лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу.

Реорганизация юридического лица (образовательного учреждения) возможна в нескольких формах:

· Реорганизация в форме слияния.

При реорганизации в этой форме двух юридических лиц другим все имущественные права и обязанности каждого из них переходят к третьему юридическому лицу, возникшему в результате слияния; первые два юридических лица прекращают свою деятельность. В отношении первых двух образовательных учреждений необходимо выполнить все действия, предусмотренные статьями 34 и 50 Закона РФ «Об образовании».

· Реорганизация в форме присоединения. При реорганизации в форме присоединения одного юридического к другому юридическому лицу, к последнему переходят все имущественные права и обязанности присоединенного юридического лица; в отношении присоединяемого образовательного учреждения необходимо соблюдать требования статей 34 и 50 Закона РФ «Об образовании».

· Реорганизация в форме разделения. При реорганизации в форме разделения создается два или более новых юридических лица, а прежнее прекращает свое существование, в отношении него необходимо соблюдать требования статей 34 и 50 Закона РФ «Об образовании».

· Реорганизация в форме выделения. При реорганизации в форме выделения юридическое лицо продолжает функционировать в прежнем своем качестве, но отдельные его структуры или подразделения обособляются.

На их базе создается одно или несколько новых юридических лиц; к каждому из юридических лиц переходят по разделительному балансу или акту (ст.

59 ГК РФ) в соответствующих частях права и обязанности реорганизованного юридического лица.

· Реорганизация в форме преобразования.

Под реорганизацией образовательного учреждения в форме преобразования понимается либо изменение его организационно-правовой формы, либо изменение статуса (типа, вида, категории) образовательного учреждения (например, преобразование начальной общеобразовательной школы в основную или основной в среднюю или наоборот). В случае прекращения реализации образовательной программы того или иного уровня необходимо обеспечить перевод учащихся в соответствии с п.17 ст. 50 Закона РФ «Об образовании».

В подпункте б ст. 28 ЗОО РФ указано, что к компетенции РФ в области образования относится установление порядка реорганизации и ликвидации только феде­ральных государственных образовательных учреждений.

Порядок реорганизации и ликвидации должен устанавливаться каждым уровнем государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления для своих образовательных учреждений.

Однако органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять только порядок собственных действий и мероприятия, необходимые для создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений строго в рамках порядка, установленного федеральным законодательством.

Реорганизация образовательного учреждения может быть осуществлена только по решению его учредителя.

2. Порядок ликвидации образовательного учреждения

Ликвидация образовательного учреждения может осуществляться:

а) в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке для федеральных государственных образовательных учреждений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации — для государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления — для муниципальных образовательных учреждений;

б) по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей его уставным целям.

Ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением (п. 5 ст. 34 Федерального закона «Об образовании»).

В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.07.

98 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» принятие органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания и развития детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения.

Экспертная оценка оформляется заключением, которое должно включать обоснование необходимости реорганизации или ликвидации образовательного учреждения (педагогическая необходимость, экономический эффект, демографические тенденции и др.

Источник: http://k-p-a.ru/likvidatsiya-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-osnovanie-i-poryadok/

Все о реорганизации образовательных учреждений

Создание реорганизация и ликвидация образовательной организации

Успешная реорганизация образовательного учреждения предусматривает тщательный анализ целесообразности этого шага, а также строго соблюдение всех требований. В статье рассматривается, как провести реорганизацию правильно.

Процесс реорганизации образовательного учреждения регулируется на уровне федерального законодательства, а также нормативно-правовых актов органов местного самоуправления.

Порядок реорганизации федеральных государственных образовательных учреждений устанавливается правительством РФ,  государственных образовательных учреждений, которые находятся в ведении субъекта РФ, – органом исполнительной власти субъекта РФ, муниципальных – органом местного самоуправления.

При решении вопросов, связанных с функционированием общеобразовательных учреждений во всех организационно-правовых формах, следует руководствоваться Гражданским кодексом РФ.

В документе закреплены основные понятия, условия и принципы реорганизации. Однако в ч. 3, ст.

120 указано, что особенности правового положения отдельных видов учреждений могут определяться другими законами или правовыми актами.

Процесс создания, реорганизации и ликвидации образовательных организаций

Законодательное определение образовательной организации описывает ее, как некоммерческую организацию, которая на основании лицензии ведет образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности согласно целям, преследуемым при ее создании.

Проводится ли создание, или реорганизация школ, в зависимости от того, кем они создавались, образовательные организации могут быть:

  • государственными – созданными РФ или ее субъектом;
  • муниципальными – образовательные организации муниципального района или городского округа;
  • частными – созданными физическими и/или юридическими лицами, а также их объединениями в соответствии с законодательством РФ.

По закону запрещено создание иностранными религиозными организациями частных образовательных организаций. Исходя из ее легальной дефиниции, образовательная организация должна создаваться в установленной гражданским кодексом форме.

— Что изменить в работе школы с 2019 года

Согласно ст. 50 Гражданского кодекса РФ и главе II Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», юридические лица, выступающие  как некоммерческие организации, могут быть созданы в таких организационно-правовых формах:

  1. потребительский кооператив;
  2. общественная организация;
  3. публично-правовые компании;
  4. общественное движение;
  5. товарищество собственников недвижимости;
  6. государственные, муниципальные или частные учреждения;
  7. казачьи общества;
  8. ассоциация (союз);
  9. общины коренных малочисленных народов РФ;
  10. религиозные организации;
  11. различные фонды, в том числе общественные и благотворительные;
  12. автономные некоммерческие организации;
  13. адвокатские палаты;
  14. адвокатские образования.

Перечни организационно-правовых форм для создания и реорганизации образовательных учреждений, которые содержатся в Гражданском кодексе и Федеральном законе «О некоммерческих организациях», могут дополняться новыми федеральными законами.

На сегодняшний день наиболее часто используемой организационно-правовой формой образовательной организации выступает учреждение. Основы законодательного регулирования функционирования учреждений заложены в ст. 123.21 «Основные положения об учреждениях» Гражданского кодекса РФ.

Под учреждением понимается унитарная некоммерческая организация, которая создана собственником для выполнения управленческих, социально-культурных и прочих функций. Собственником имущества учреждения выступает учредитель. Учреждение получает право оперативного управления имуществом, которое за ним закреплено собственником.

При создании или реорганизации образовательного учреждения соучредительство нескольких лиц не допускается. По своим обязательствам учреждение отвечает денежными средствами, которые находятся в его распоряжении, а также иным имуществом в некоторых, установленных законом случаях.

Руководитель учреждения назначается учредителем. В предусмотренных законом случаях руководитель муниципального или государственного учреждения может избираться коллегиальным органом и утверждаться учредителем.

Различают типы государственных и муниципальных учреждений, особенности правового положения которых определяются Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»:

  • казенное учреждение является государственным (муниципальным) учреждением, оказывающим государственные (муниципальные) услуги, выполняющим работы и/или исполнение государственных (муниципальных) функций для обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий государственных органов или органов местного самоуправления, финансирование деятельности которого ведется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы;
  • бюджетное учреждение – некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ или оказания услуг ради обеспечения реализации предусмотренных законами РФ полномочий соответственно государственных органов или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах;
  • автономное учреждение – некоммерческая организация, которая создана РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ или оказания услуг для осуществления полномочий органов государственной власти, местного самоуправления в сферах науки, здравоохранения, образования, культуры, сми, занятости населения, социальной защиты, физической культуры и спорта и пр.

Реорганизация федеральных образовательных организаций, их создание, изменение типа и ликвидация утверждены Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 539 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений».

Процедура ликвидации образовательного учреждения

Интересно! Любая организация может ликвидироваться в добровольном или
принудительном порядке.

Если срок действия юридического лица истек или достигнуты цели его функционирования, то осуществляется добровольная ликвидация. В этом случае решение принимается гендиректором или учредителями.

Принудительная ликвидация осуществляется по решению суда. Это происходит, когда организация работает без лицензии или другим образом нарушает законодательство.

Для ликвидации образовательного учреждения необходимо подготовить некоторые документы:

  1. постановление администрации города;

  2. акт, составленный экспертной комиссией;

  3. решение комиссии, осуществлявшей экспертную оценку;

  4. специальное решение, составленное в результате собрания граждан.

Могут потребоваться дополнительные документы.

При ликвидации администрация района несет ответственность за размещение объявления о ликвидации школы или другого учреждения, обеспечение требований кредиторов и внесение записи о ликвидации в ЕГРЮЛ. После ликвидации все необходимые документы передаются в архив, который находится в Управлении образования.

Управление образования определяет дебиторскую и кредиторскую задолженность ликвидируемой организации, а также уведомляет всех кредиторов в будущей ликвидации. При ликвидации обязательно проводится инвентаризация имущества.

Правовые аспекты реорганизации образовательного учреждения

Ликвидация образовательной организации может осуществляться в двух формах: полная ликвидация или реорганизация образовательного учреждения. Последнее предполагает удаление заведения из Госреестра и последующее повторное внесение в реестр с другим названием или какими-либо изменениями/дополнениями.

Реорганизация образовательного учреждения – это процедура, предполагающая прекращение действующего юрлица и одновременное образование новой организации. При этом имущество заведения не претерпевает изменений, но могут вноситься изменения или дополнения в документацию организации.

Реорганизация школы как юридического лица проводится на основании ст. 57–60 Гражданского кодекса РФ. Также следует опираться на Закон от 29. 12. 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

Решение о реорганизации школы принимается на федеральном или региональном уровне.

Особенности реорганизации образовательных учреждений

Процесс реорганизации образовательного учреждения может проводиться с целью оптимизации процесса обучения, а также уменьшения расходов на содержание некомплектных школ, совершенствования сети образовательных госучреждений.

Главной особенностью реорганизации школы является последующая оценка эффективности принятого решения о реорганизации. Для этого проводится проверка обеспечения детей школьными принадлежностями, организации учебного процесса, питания и досуга школьников, эффективности оказания медпомощи, уровня социальной защиты и социального обслуживания школьников.

Реорганизация школы может проводиться в таких формах:

  • слияние;
  • присоединение;
  • разделение;
  • выделение нового юрлица, при котором старое продолжает вести деятельность;
  • преобразование.

Порядок реорганизации образовательной организации

Рассмотрим процесс на примере реорганизации школы в форме присоединения. Для этого выполняются следующие шаги:

  1. принятие учредителем или уполномоченным госорганом решения о реорганизации;

  2. принятие Постановления о проведении реорганизации;

  3. определение, будет ли проводиться сокращение штата или изменение условий трудового договора;

  4. создание разделительного баланса, который послужит основанием для передаточного акта;

  5. публикация официального уведомления в журнале «Вестник государственной регистрации»;

  6. рассылка кредиторам и дебиторам оповещения о реорганизации;

  7. отправка документов в налоговую инспекцию;

  8. проведение реорганизации.

Постановление о реорганизации издается тем органом власти, которое принимает решение, например, издается приказ о реорганизации школы на уровне  муниципалитета. В документе указывается:

  • реквизиты принятого решения;
  • название образовательного учреждения, которое реорганизуется (полное и сокращенное);
  • форма реорганизации;
  • назначение ответственного лица или органа от лица учредителя или уполномоченного государственного органа;
  • поручение о проведении планируемых мероприятий по реорганизации;
  • поручение о составлении передаточного акта и подготовке документов.

Если при реорганизации создается новое образовательное учреждение, то в постановлении указывается такая информация:

  • вид, тип и полное название создаваемого образовательного учреждения;
  • орган исполнительной власти, в чье ведение передается новое заведение;
  • формирование имущества новой организации.

Ознакомиться с примером приказа по реорганизации школы, чтобы использовать его в дальнейшей работе, вы можете по приведенной ниже ссылке.

Важно уведомить персонал о реорганизации образовательных учреждений. Оповещение всех работников должно произойти не позднее, чем за два месяца до начала мероприятий по реорганизации.

Уведомление составляется в письменном виде и отправляет персонально каждому работнику, который должен расписаться в уведомлении.

Согласно ст. 75 и п. 6 п. 1 ст. 77 ТК РФ, работник может отказаться продолжать трудовую деятельность при смене собственника. Факт реорганизации должен отражаться в трудовой книжке работников.

Когда имущество и обязательства переходят от одной школы к другой, составляется передаточный акт. В документе указываются сведения о правопреемстве одной школы перед другой. Передаточный акт составляется бухгалтерией.

При слиянии, присоединении, разделении или реорганизации школы в филиал ученики переводятся в новую школу согласно классности и возраста. Если создается школа, которая будет рангом выше, чем предыдущая, то дети переводятся по направлению, без экзаменов или тестирования.

Стоит ли осуществлять реорганизацию школ?

Прежде чем проводить реорганизацию школы, директор должен взвесить все «за» и «против». Как показывает практика, нередко после реорганизации образовательная организация сталкивается с большим количеством негативных последствий, чем ожидалось.

К основным минусам относится:

  1. увеличение численности детей в классах;

  2. снижение качества учебного процесса при реорганизации;

  3. в некоторых школах снижается уровень образования;

  4. большинству детей труднее добираться до места учебы;

  5. сокращается педагогический состав;

  6. учителям нередко приходится переквалифицироваться, например, при объединении обычной и спортивной школы.

Положительным аспектом реорганизации школ можно назвать восстановление детских садов на освободившихся местах.

Как видно, реорганизация образовательного учреждения требует продуманного и взвешенного решения, тщательной подготовки, а также строгого соблюдения всех правил и требований, ведь процесс затрагивает множество людей и компаний.

Источник: https://www.menobr.ru/article/65507-qqq-18-m8-o-reorganizatsii-obrazovatelnyh-uchrejdeniy

Реорганизация, ликвидация образовательных учреждений

Создание реорганизация и ликвидация образовательной организации

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра философии образования

РЕФЕРАТ

по дисциплине

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

на тему

«Реорганизация, ликвидация образовательных учреждений»

Выполнила:

студентка 1 курса

группа 2

Москва – 2011

Введение. 3

1. Порядок реорганизации образовательного учреждения. 5

2. Порядок ликвидации образовательного учреждения. 7

3. Документы, необходимые для реорганизации и ликвидации, требования к ним 12

Заключение. 19

Приложения. 21

Список использованных источников. 24

ГосЗакон
Добавить комментарий