Столб закона хаммурапи

Хаммурапи – правил в 1793 до н. э. — 1750 до н. э. Царь Вавилона, создатель свода законов — Кодекса Хаммурапи.

С чего все начиналось

В 1901–1902 гг. французская научная экспедиция вела раскопки в Сузах. Во время этих работ исследователи обнаружили загадочный черный барельеф, поверхность которого была покрыта клинописными символами.

Возможно, этот столб появился в городе после 1160 года до н. э., когда эламы завоевали и подвергли разграблению многие территории, раньше принадлежавшие вавилонянам. Сейчас этот уникальный памятник древности находится на хранении в Лувре (Франция).

На нем увековечены царь Вавилона Хаммурапи и его законы.

Что известно о Хаммурапи

Сегодня считают, что Вавилония не была отдельной страной. Вавилон — это последний всплеск умирающей шумерской цивилизации.

Первым царем красивейшего и самого загадочного города, как считают, был великий Хаммурапи, правивший в 1792–1750 гг. до н. э.

Именно он жесткой рукой смог объединить разрозненную после очередных смут страну, он же возобновил торговлю, строительство, ужесточил законы, которые дали возможность продлить предсмертную агонию шумерского царства.

Хаммурапи был шестой и самый знаменитый царь I династии. Он взошел на престол в довольно молодом возрасте после смерти своего отца Синмубаллита.

Когда он был еще наследником престола, то принимал активное участие в государственных делах и выполнял важные административные обязанности.

Размеры, месторасположение, военная сила государства, унаследованного Хаммурапи, делали его одним из сильнейших царей в Вавилонии.

Начало царствования Хаммурапи

Хаммурапи, как и много других царей Двуречья до него, начал свое царствование с традиционного мероприятия — установления «справедливости», то есть с отмены долгов и прощения недоимок. Первые пять лет Хаммурапи посвятил градостроительству и, возможно, подготовке военных действий против соперников.

Международная обстановка

Одно из важнейших направлений политической деятельности Хаммурапи, которое он также унаследовал от своих предков, было стремление добиться контроля над распределением вод Евфрата.

Эта политика неизбежно вела к столкновению с царством Ларса, который находился в менее выгодном положении вниз по течению Евфрата.

Первые попытки в этом направлении Хаммурапи предпринял в самом начале своего царствования.

Первые войны

На шестом году правления (ок. 1787 г. до н. э.) Хаммурапи решился нанести удар по Ларсе. Вавилонское войско находилось в одном переходе от столицы Рим-Сина.

Но торжество молодого царя было преждевременное. На следующий год продолжилась война с Ларсой, однако военные действия проходили значительно ближе к Вавилону, чем к Ларсе.

С этих пор между Хаммурапи и Рим-Сином надолго устанавливается мир.

Расширение границ

Вавилонское царство в период правления Хаммурапи

1764 год до н. э. – Хаммурапи возобновил войны с соседями и смог сокрушить их молниеносными ударами одного за другим.

Прежде всего, он разбил соединенную армию Эшнуны (города, находящегося на севере от Тигра в долине Диялы), Малгиума (города на Тигре в устье Диялы) и Элама. Этой победой, по словам Хаммурапи, он «утвердил основание царства Шумера и Аккада».

Действительно, обеспечив себе фланг со стороны гор, царь Вавилонии выступил против престарелого царя Ларсы Рим-Сина. Заняв Ниппур, вавилоняне в 1763 г. до н. э. подошли к стенам Ларсы.

Несколько месяцев спустя столица пала, Рим-Син был низложен, а вся его огромная страна была присоединена к Вавилонии. 1762 год до н. э. – Хаммурапи снова выступил против северян. 1761 год до н. э.

– были захвачены Малгиум и царство Мари (государство выше Вавилона по Евфрату). 1757 год до н. э. – вавилоняне смогли взять ассирийские города на Тигре — Ашшур и Ниневию. 1756 год до н. э. – власть Хаммурапи признала Эшнуна.

Так, возникло невиданное по своим размерам государство, охватывающее всю Нижнюю и значительную часть Верхней Месопотамии.

Законы Хаммурапи

Но в историю этот царь вошел не своими войнами и международной политикой. Имя Хаммурапи тесно связано с законодательством. Правление царя Хаммурапи было ознаменовано созданием сборников законов.

Царь, придавая большое значение законодательной деятельности, приступил к ней в самом начале своего правления. Первая кодификация была создана на втором году царствования; это был год, когда царь «установил право стране».

Данная кодификация, к сожалению, не сохранилась, а известные сегодня законы Хаммурапи относятся к концу его правления.

Кодекс Хаммурапи содержал 282 статьи, в которых были и уголовные законы, и административные, и гражданские.

Хотя никаких теоретических сочинений по праву из Месопотамии до наших дней не дошло (их, как и в других науках, как видно, не было), законы Хаммурапи представляют из себя плод огромной работы по сбору, обобщению и систематизации правовых норм.

Эта работа основывалась на принципах, существенно отличных от применяемых ныне, но проводившихся в общем весьма строго и последовательно.

Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. у, на лицевой стороне столба есть изображение царя, стоящего перед богом Солнца Шамашшем — покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба. Все 282 статьи Кодекса затрагивают и регулируют почти все сферы жизни той эпохи, и смерть как наказание имеется в небольшом количестве статей Кодекса.

Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором царь объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого». Потом идет перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения размещены статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением.

При составлении сборника в его основу были положены старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство. Процветала начальная форма вендетты: око за око. Все было просто и в то же время кроваво.

Вершится праведный суд

Вопреки сложившемуся мнению, что свод написан так, что в нем почти за все полагается наказание смерть, — это далеко не так.

Законы Хаммурапи непосредственно вытекают из шумерской правовой традиции и являются одним из важнейших источников для изучения права и социально-экономического устройства Месопотамии тех времен.

В центре внимания законов хозяйственные, экономические и семейные отношения. Ограничиваются и регламентируются частнособственнические отношения, утверждается государственный контроль над хозяйственной жизнью.

Некоторые из исследователей отмечают, что из Кодекса Хаммурапи по сути вытекает современный принцип презумпции невиновности («невиновен, пока не доказано обратное»). В случае членовредительства последовательно проводится принцип талиона (око за око), хотя если социальный статус виноватого выше, чем у пострадавшего, наказание в значительной степени мягче.

Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были стать мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй. Законы содержат пережитки родового строя, что проявляется в суровости наказаний, сохранении принципа талиона, применении ордалия.

Кодекс закрепляет право частной собственности. Собственность на землю имели: царь, храмы, общины, частные лица. И царским и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник дохода. Значение царского хозяйства было велико в области торговли и обмена.

Царская храмовая собственность могла быть передана некоторым категориям лиц (воинам, жрецам, др.) или быть передана в аренду земледельцам, которые находились в той или иной зависимости от царско-храмового хозяйства. Общинная земля — в коллективном или частносемейном владении.

Крестьянин-общинник обладал значительными правами: мог менять, продавать.

Во времена царствования Хаммурапи частная собственность достигла высокого уровня развития. Этому в немалой степени поспособствовало расширение сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объему.

Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие — сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины.

Земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-то ограничениях со стороны общины в источниках не упоминается.

Что предусматривали законы

Законы Хаммурапи предусматривают обязательства из причинения вреда.

Ответственность несет тот, кто причинит смерть рабу (хозяину надлежит отдать раба за раба); корабельщик, потопивший судно вместе с вверенным ему для перевозки имуществом, обязан возместить стоимость всего погибшего. Раб был вещью. Хозяин мог свободно распоряжаться им — продавать, дарить, передавать по наследству. Кражу раба карали смертной казнью.

Брак считался действительным лишь при наличии письменного договора, заключенного между будущим мужем и отцом невесты. Семейные отношения были построены на главенстве мужа. Жена за неверность подвергалась суровому наказанию.

Если жена была бесплодна, муж мог иметь побочную жену.

Но замужняя женщина не была бесправной: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на приданое, имела право на развод, могла вместе с детьми наследовать имущество после мужа.

Стела (и ее фрагмент) с Законами Хаммурапи в Лувре

Весьма сильная власть отца над детьми проявлялась в возможности продавать их, отдавать в качестве заложников за долги, отрезать язык за злословие на родителей. Тем не менее закон ограничивал эту власть. Так, отец не мог лишить наследства сына, не совершившего преступление.

Законы Хаммурапи признавали усыновление детей. Наследование по завещанию уже имеет силу, но с известными ограничениями. Преимущественным способом наследования является наследование по закону.

В качестве наследников выступали: дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.

Среди преступлений, которые подрывают устои семьи, законы называют прелюбодеяние (при этом только со стороны жены), кровосмешение (к примеру, связь матери с сыном, отца с дочерью и между другими близкими родственниками). Названы преступлениями действия, подрывающие власть отца (сын, который ударил своего отца, лишался руки).

В общем, законы Хаммурапи регулировали все основные аспекты жизни и хозяйствования граждан. Большинство законов из свода, принятого Хаммурапи понятны и выглядят довольно справедливо в наше время (за исключением, пожалуй, смертной казни почти по любому поводу).

Закон – залог государственности

Процесс был одинаков как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело начинали с заявления потерпевшей стороны. В качестве средств доказывания служили свидетельские показания, клятвы, ордалии (законы упоминают испытание водой).

Нормы процессуального права требовали от судей лично «исследовать дело». Судья не мог изменить своего решения. Если он это делал, то платил штраф в 12-ти кратном размере суммы иска и лишался своего места без права судить когда-либо.

Законы Хаммурапи, в отличие от других восточных кодификаций, не содержат религиозного и морализующего элементов, хотя в предисловии к статьям законов имеются многочисленные религиозные формулы, славящие богов и царя.

Причем особенно отмечается, что главные черты Хаммурапи, делающие его достойным правителем — это его смирение перед богами и покорность их воле. Кроме этого, значительную часть составляют проклятия в отношении того, кто не примет законы, и перечислены кары, которые боги нашлют на ослушавшегося.

Несмотря на это, в основе законодательной базы Хаммурапи лежат человеческие, точней гражданские, отношения (а не отношения между человеком и богами).

Значение законов

Реформаторская и законодательная деятельность Хаммурапи, грандиозная по своим масштабам и целенаправленности, произвела большое впечатление на современников и надолго осталась в памяти потомков.

Но эти меры, часто новаторские по форме и способу проведения, по сути были направлены не на обновление общества, а на поддержание традиционных общественных институтов, таких, как натуральное хозяйство, общинная собственность на землю, и не затрагивали экономическую основу общества.

Законы Хаммурапи — крупнейший и важнейший памятник права древней Месопотамии.

Эти законы несовершенные с точки зрения их полноты и по своей категоричности, они не предусматривают различных явлений жизни. Тексты составлены в основном в казуистической форме.

Нет общих принципов, системы в изложении, хотя известная логика имеется. Но все представленные случаи разбираются с большой обстоятельностью.

И тем не менее свод законов Хаммурапи является памятником древнейшего права. Его ценность и несомненная важность заключается в том, что царь, правитель государства, поставил своей целью и осуществил создание «документа», которым регулировалась жизнь граждан его страны.

И этот «документ» был не разовым указом или постановлением — а единым сводом для всех областей права и для всех социальных категорий.

По своей продуманности, логичности и последовательности Кодекс Хаммурапи в течении многих столетий не имел себе равных в законодательной практике Древнего Востока.

А.Мудрова 

ред. shtorm777.ru

Источник: https://shtorm777.ru/xammurapi-zakony-opisanie-istoriya.html

Законы Хаммурапи – общая характеристика и краткое содержание

Фото с сайта hkar.ru

После того, как Хаммурапи взошел на трон, страна крепла и развивалась. Он провел ряд реформ:

  • Провел административную реформу. Он разделил страну на определенные области и районы, поставив руководить ими чиновников.
  • Подчинил себе все храмы и объявил свою власть божественной.
  • Привел в порядок систему сборов и налогов.
  • На частную торговлю были введены ограничения, торговля полностью попала под контроль государства. Для контроля торговли царь поставил купцов, которые стали чиновниками.
  • Продажа земли была строго запрещена. Землю, принадлежащую общинам, было запрещено продавать.

Но создание государственных законов, организация судебной системы — это самый большой вклад, который он внес в укрепление государственности.

На сегодняшний день законы Хаммурапи — самые древние, из всех найденных и дошедших до нас. Для времени его создания, а записан  судебник Хаммурапи  был примерно в 1750 гг. до н.э., он показывал, что Вавилон был государством, имеющим свою мощную государственность.
Если описать, что изменилось после написания  законов Хаммурапи кратко , то:

  • Официально закреплен общественный строй государства (рабовладельческий).
  • Это помогло четко организовать судебную систему и исполнение законов.
  • Был выявлен основной господствующий класс – это рабовладельцы.

Законы Хаммурапи: общая характеристика

В 1901-1902 годах экспедицией, под руководством француза Жака де Моргана, был найден  каменный предмет, на котором высечены законы Хаммурапи  . Это базальтовый обелиск. Его обнаружили в древнем городе Сузы (сейчас территория Ирана). Перевез его в Сузы, скорее всего, Эламский царь, после захвата Вавилона.

Фото с сайта hkar.ru

На базальтовом обелиске, вверху, изображен Хаммурапи, который стоит в почтительной позе рядом с богом солнца Шамашем, который, почитался как покровитель судопроизводства. Под изображением написаны законы Хаммурапи, текст  их написан в клинописной форме.

На столбе затерты 35 статей, скорее всего они были затерты после захвата.

  Сколько статей насчитывалось в судебнике Хаммурапи  , с помощью этого артефакта, было бы тяжело определить, но текст утерянных статей удалось восстановить, благодаря другим письменным источникам, дошедших до наших дней.

После изучения текстов, из дошедших до нас из древних библиотек, историки определились,  сколько статей в судебнике Хаммурапи было изначально. Текст  судебника Хаммурапи  , разделен на три части.

В первой вводной части текста доносится до нас то, что бог Шамаш передал Хаммурапи эти законы, чтобы сделать Вавилонское государство еще более могущественным и развитым.

Каждый, кто не будет соблюдать эти законы, пойдет против воли и веления царя, а также против богов.
Вторая часть – это статьи,  в судебнике Хаммурапи насчитывалось  282 статьи.

  Законы царя Хаммурапи, краткое содержание  по разделам:

  1. Здесь установлено наказание за серьезные правонарушения: лжесвидетельство, чародейство или волшебство, изменение уже вынесенных судебных решений. Наказанием была смертельная казнь, а судья платил огромный штраф и лишался должности (1-5 пункты).
  2. Охрана личной собственности царя, приближенных к царю, и храмов, установление ответственности при захвате чужой собственности, за кражу полагалась смерть (6-25 пункты).
  3. О вынесении смертельного приговора для воина, если он послал в поход вместо себя наемника. Проблема в том, что воин за несение военной службы получал надел земли (26-41 пункты).
  4. Об ответственности при использовании чужой земли или поля, в наказание полагались огромные штрафы и суровое наказание (42-88 пункты).
  5. Описание проведения торговых и коммерческих операций (89-126 пункты).
  6. Семейное право (127-195 пункты).
  7. Описание ответственности за нанесение умышленных и неумышленных телесных повреждений (196-214 пункты).
  8. Как правильно совершать операции со всяким движимым имуществом, сюда же включался и наем (215-282 пункта).

В третьей части перечисляются все виды проклятий. Они непременно должны настигнуть человека, всю его семью и потомков, если он не пожелает жить по этим законам и строго соблюдать их. Идет перечень и описание всех вавилонских богов, которые также наложат всевозможные проклятия на человека и весь его род.

Законы Хаммурапи : краткое содержание

Законы устанавливали две основные группы: рабовладельцы и рабы. В тоже время, социально общество делилось на:

  • Полноправные жители – авилум.
  • Неполноправные жители – мушкенум.

Фото с сайта hkar.ru

У полноправных жителей прав имелось больше и они, чаще всего, отделывались только штрафом или небольшим наказанием за любой проступок или неисполнение законов. В то время как неполноправного жителя ждало очень суровое наказание, если он нарушал закон. Неполноправные жители — это низший слой, у которого была только часть прав.

Законы Хаммурапи о рабах  определяли группу людей – вардум. Это были рабы, которые вообще не имели прав и они были для своего хозяина только лишь имуществом. Интересно то, что если рабу наносили телесные повреждения, то это не было покушением на здоровье или жизнь, а объявлялось как порча имущества. Если законы Хаммурапи читать  внимательно, то становится ясно, что раб — движимое имущество.

Рабы имели право на владение небольшим имуществом, но после смерти оно переходило к хозяину. Рабы имели право создавать семьи. Хозяин имел право отдать его в аренду, заключив договор с нанимателем. В суде рабы не имели право выступать как свидетели. У всех рабов на руке был выжжен знак. Если этот знак, кто-либо пытался вывести, это каралось очень серьезно, вплоть до отрубания рук.

Не менее интересны законы о взыскании долга с должника. До принятия законов, должник попадал в пожизненное рабство к кредитору. Поэтому  законы Хаммурапи регламентировали долговое рабство с целью  недопущения произвола кредитора в отношении должника и его семьи.

После принятия законов должник или любой из членов его семьи становился рабом на три года. При этом кредитор не имел право отчуждать его имущество. Закон запрещал ему наносить телесные повреждения должнику или члену его семьи. А если он совершил действия, повлекшие смерть должника или кого-либо из его семьи, то кто-либо из семьи кредитора также лишался жизни.

Фото с сайта hkar.ru

Единым владельцем всей земли в Вавилоне был царь, который выдавал землю в аренду воинам и земледельцам. И они платили ему за это налог. Воины владели землей, имуществом, рабами на правах аренды. Но они имели права наследования.

Поэтому имущество передавалось по наследству, также как и сын, после отца продолжал нести военную службу.Воины были в особом почете. И если воин попадал в плен, то, по закону, его обязательно должны выкупить.

Если не было нужной суммы, то деньги давал или поселковый храм или они были выделены из казны.

Не менее интересны законы Хаммурапи касательно семейного права. Здесь господствовало патриархальное устройство семьи. Но права у женщины, все же, были, хоть и частично. Мужа для дочери выбирал отец, который и заключал договор с женихом (подобие брачного контракта). Но за женой закреплялось право распоряжения своим приданым (которое наследовали ее дети).

В случае измены женщину жестоко наказывали. Но если виноват муж, то жена могла потребовать у него развод, при этом она забирала свое приданное. Отец не мог без очень веской причины лишить сына наследства. Свои права сын мог защитить в суде.

После смерти отца его имущество делилось между его детьми, и их пол не играл никакой роли. Но, тем не менее, если отец семейства попадал в долговое рабство, то он мог на три года отдать вместо себя любого члена своей семьи. Допускалось многоженство, если жена не могла родить ребенка.

Также можно было усыновлять детей от рабыни. После смерти хозяина, рабыня-наложница становилась свободной.

Вывод

После рассмотрения мы видим,  кого защищали законы царя Хаммурапи  . В первую очередь законы защищали интересы царя, потому что земля давалась только на правах аренды. Храмы полностью подчинялись царю, происхождение которого считалось божественным.

О чем заботился Хаммурапи в своих законах  во вторую очередь, так это о рабовладельцах. Их интересы, касательно движимого имущества (рабов), были полностью соблюдены. У рабов практически не было прав.

Рабовладельцы же являлись главенствующим классом. О чем заботился Хаммурапи в своих законах еще, так это о полноправном населении. Законы для них были мягче, чем для неполноправных жителей и рабов.

Справедливые и несправедливые законы Хаммурапибыли направлены на обеспечение государственности и дали толчок для развития судебной системы в государстве. Они систематизировали и закрепили на законном уровне ответственность и виды наказаний, которые наступали при не соблюдении законов.

Источник: https://perstni.com/magazine/history/zakonyi-hammurapi-obshhaya-harakteristika-i-kratkoe-soderzhanie.html