Государство и региональные власти в рамках поддержки малого и среднего бизнеса выделяют из бюджета денежные средства на поддержку предпринимательства.
В связи с этим при большом желании шансы получить субсидию на развитие своего дела достаточно высоки. И если вам это удалось, то нужно не забыть «на радостях» включить сумму субсидии в доходы.
Как это правильно сделать? Рассмотрим ситуацию для каждого режима налогообложения.
Содержание
- 1 Общий порядок признания
- 2 Индивидуальные предприниматели и организации на ОСНО
- 3 Налогоплательщики на УСН с объектом «доходы – расходы»
- 4 Налогоплательщики на УСН с объектом «доходы»
- 5 Субсидии при ЕНВД: где искать подвох?
- 6 Правила учета субсидии «упрощенцем»
- 7 Дата регистрация прав на объект недвижимости…
- 8 Субсидии при УСН
- 9 Субсидии при подсчете налога
- 10 Субсидирование на приобретение основного капитала
- 11 Субсидирование на операционные расходы
- 12 Подсчет субсидий в едином налоге
- 13 Надо ли платить налог с субсидии на открытие своего дела?
- 14 Когда отражать в учете полученную субсидию?
- 15 Как сделать записи в КДиР по получению субсидии и расходу средств?
- 16 Как заполнить декларацию по УСН при получении субсидии?
- 17 Как субсидия может повлиять на налоги?
- 18 Является ли доходом и облагается ли налогом?
- 19 Налогообложение при ОСНО
- 20 При УСН Доходы – расходы
- 21 При ЕНВД
- 22 Учет в Налог на доходы физических лиц
- 23 В ндс
- 24 Заключение
Общий порядок признания
Полученные на развитие бизнеса субсидии облагаются налогами. Независимо от того, на каком режиме налогообложения находится индивидуальный предприниматель или организация, общие правила отражения субсидии в составе доходов таковы:
1. В течение двух налоговых периодов (календарных лет) со дня получения субсидии, она включается в состав доходов на ту же дату, когда признаются расходы, которые произведены за счет нее и в такой же сумме.
3. Если к концу второго года субсидия или часть ее еще не израсходована, то остаток включается в доходы в конце этого года.
Данный порядок налогообложения субсидий касается налогоплательщиков на ОСНО, УСН и ЕНВД.
Индивидуальные предприниматели и организации на ОСНО
Все доходы, которые получил предприниматель на общей системе (в том числе субсидии), включаются в налоговую базу по НДФЛ. В состав доходов включаются и субсидии, полученные на возмещение затрат (по ст.78 Бюджетного кодекса), за исключением субсидий на возмещение затрат по займам и кредитам, которые налогом не облагаются.
Полученные субсидии зачисляются в состав доходов пропорционально расходам, которые произведены фактически за счет средств этого источника, но не больше двух налоговых периодов. Аналогичный порядок применяется и для организаций с той разницей, что субсидии включаются в состав внереализационных доходов.
Особый порядок включения субсидий в состав доходов установлен для основных средств. Налогоплательщики на общей системе налогообложения включают сумму полученной субсидии в состав доходов одновременно с начислением амортизации (т.е. в момент признания расходов на основные средства).
Налогоплательщики на УСН с объектом «доходы – расходы»
Налогоплательщики на УСН на общих основаниях включают субсидию в состав доходов одновременно с признанием расходов, произведенных за счет нее.
Однако следует помнить, что при реализации покупных товаров, приобретенных за счет субсидии, в момент поступления денежных средств от покупателя отражается выручка от продажи.
И получается, что единым налогом облагается вся выручка без уменьшения ее на себестоимость товаров.
Рассмотрим пример. Предприниматель получил субсидию в размере 50 000 руб. и закупил на эту сумму товары, которые реализованы за 60 000 руб.
В этом случае в графе 5 отражается расход, равный покупной стоимости товаров, в сумме 50 000 руб. В графе 4 отражается: доход в сумме израсходованной субсидии 50 000 руб.
и выручка от продажи в сумме 60 000 руб. Единый налог составит: 60 000 * 15% = 9 000 руб.
Следует также помнить, что при использовании объекта налогообложения «доходы – расходы» сумма субсидий (отраженная в доходах) учитывается при расчете минимального налога. Изменим условия предыдущего примера. Пусть получена субсидия в размере 100 000 руб.
, на которую приобретены товары, далее имела место их реализация, выручка составила 105 000 руб. Кроме того, имели место и другие расходы (заработная плата, аренда и т.п.) на сумму 95 000 руб. Единый налог составит: (105 000 руб. — 95 000) * 15% = 1 500 руб.
Минимальный налог: (100 000 + 105 000) * 1% = 2 050 руб. Поэтому в бюджет нужно заплатить минимальный налог.
Налогоплательщики на УСН с объектом «доходы»
Полученные на УСН субсидии облагаются налогами в общем порядке. Субсидия может отражаться в доходах по мере ее расходования, если налогоплательщик ведет учет израсходованных сумм.
Поэтому в Книге учета доходов и расходов отражается сумма субсидии одновременно с расходами, т.е.
в одинаковых суммах делаются записи в графе 4 (на сумму субсидии) и в графе 5 (на сумму расхода, произведенного за счет субсидии).
Если ведется такой учет, то доходы в виде субсидии не переносятся в декларацию по УСН и не учитываются в расчете единого налога. Если же учет расходов не ведется, то сумма субсидии включается в состав доходов и налоговую базу по налогу при УСН.
Субсидии при ЕНВД: где искать подвох?
Интереснее всего при учете субсидий приходится налогоплательщикам, применяющих ЕНВД. В рамках деятельности, которая переведена на это налоговый режим, можно учитывать только те субсидии, которые получены на возмещение недополученных доходов.
Предприниматели и организации, которые находятся на ЕНВД и получили субсидию на развитие бизнеса, не могут учитывать ее как доход от деятельности на ЕНВД, даже если она в полном объеме израсходована на эту деятельность (Письмо ФНС России № ЕД-4-3/9835@от 21.06.2011).
Полученные на развитие бизнеса субсидии облагаются налогом по общей или упрощенной системе налогообложения.
Следует отметить, что при использовании УСН с объектом «доходы» или общей системы налогообложения в данном случае налог не придется платить (если субсидия полностью израсходована за 2 периода), поскольку доходы (субсидия) будут равны расходам (за счет этой же субсидии). Поэтому основная забота – сдавать в период расходования субсидии две декларации: по ЕНВД и по УСН или налогу на прибыль (НДФЛ).
Ваше предприятие относится к малым? Если не знаете — почитайте здесь. Какую еще поддержку ваше предприятие может получить от государства? Узнайте здесь. А в этой статье мы расскажем об организации учета на малых предприятиях.
Источник: http://pommp.ru/organizatsionnyie-voprosyi/poluchennyie-subsidii-oblagayutsya-nalogom-kak-otrazit-v-uchete/
Гришина О. П., редактор журнала
Статьей 346.17 НК РФ определены особые правила учета субсидий, которые получены «упрощенцем».
Предусмотренный этой нормой механизм признания доходов в виде субсидий и расходов, произведенных (возмещенных) за их счет, касается, в частности, средств финансовой поддержки, полученных в соответствии с Федеральным законом от 24.
07.2007 № 209‑ФЗ[1] (далее – Закон № 209‑ФЗ). В каких ситуациях подобный механизм может дать сбой, рассмотрим на примерах из практики.
Правила учета субсидии «упрощенцем»
Для предметного разговора напомним особые правила учета субсидий при УСНО. Их суть такова.
Средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные «упрощенцем» в соответствии с Законом № 209‑ФЗ, учитываются в составе доходов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов (в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода) в течение двух налоговых периодов. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных выплат превышает сумму расходов, то оставшиеся неучтенными суммы в полном объеме отражаются в составе доходов этого налогового периода (абз. 6 п. 1 ст. 346.17 НК РФ).
Иначе говоря, в случае получения бюджетных средств, поименованных в указанной норме, доходом для «упрощенца» являются не собственно денежные средства, полученные из бюджета, а не использованные по целевому назначению суммы в течение определенного времени – двух налоговых периодов. Под налогообложение эти суммы попадут в полном объеме лишь при нарушении условий предоставления субсидий.
Обозначенный порядок признания доходов и расходов применяется «упрощенцами» вне зависимости от их объекта налогообложения при условии ведения ими учета сумм выплат (средств). Это правило закреплено в абз. 7 п. 1 ст. 346.17 НК РФ (см. также Письмо Минфина России от 28.09.2017 № 03‑11‑06/2/62961).
Словом, «упрощенцы», выбравшие в качестве объекта налогообложения «доходы», обязаны учитывать субсидии, полученные в соответствии с Законом № 209‑ФЗ, в виде полученного дохода пропорционально произведенным за счет этой субсидии расходам (при условии ведения учета сумм субсидий).
Но в общем случае «упрощенцы» указанной категории не учитывают расходы при налогообложении.
Поэтому если сумма субсидии, полученная в соответствии с названным законом, будет полностью израсходована по целевому назначению за два налоговых периода, то «упрощенцу» с объектом налогообложения «доходы» не нужно включать ее в налоговую базу.
Пример
Предприниматель, применяющий УСНО с объектом налогообложения «доходы», 17 апреля 2017 года получил субсидию в соответствии с Законом № 209‑ФЗ в сумме 400 000 руб. За счет этой субсидии им были произведены целевые расходы: в 2017 году на сумму 200 000 руб., в 2018 году – 120 000 руб., в 2019 году – 80 000 руб.
Денежные средства в виде субсидии, полученной и израсходованной по целевому назначению, предприниматель не учитывает при исчислении «упрощенного» налога.
При заполнении налоговой декларации за 2018 год предприниматель включит в налоговую базу только сумму неиспользованного остатка субсидии на конец второго налогового периода, то есть 80 000 руб.
Важные нюансы. Финансовая поддержка в виде субсидий отражается в составе внереализационных доходов. Поэтому данные доходы подпадают под обложение минимальным налогом в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке «упрощенного» налога окажется меньше суммы исчисленного минимального налога (см. Письмо ФНС России от 20.
03.2015 № ГД-3-3/1078@). Также субсидия подлежит включению в доходы «упрощенца», учитываемые при определении права налогоплательщика на применение этого спецрежима. Следовательно, если доходы с учетом суммы субсидии превысят предельную величину – 150 млн руб., то получатель субсидии утратит право на применение УСНО (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).
Если субсидия расходуется на покупку (создание) объекта недвижимости
Описанный выше порядок учета сумм субсидий не дает ответа на вопрос о том, как учитываются суммы субсидий, полученные «упрощенцами» – субъектами малого и среднего предпринимательства, в ситуациях, когда эти суммы расходуются на приобретение (создание) объектов основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации.
Налоговики в подобных ситуациях, как правило, настаивают, что «упрощенцы», получившие субсидии на основании Закона № 209‑ФЗ, не праве включать в расходы суммы затрат, связанные с приобретением (созданием) объекта недвижимости, до подачи документов на регистрацию прав на данный объект. И такая позиция прежде находила поддержку у судей.
Дата регистрация прав на объект недвижимости…
…имеет значение
Так было, к примеру, в споре по делу № А39-1790/2017, рассмотренном АС ВВО в Постановлении от 28.03.2018 № Ф01-641/2018.
Как следует из материалов данного дела, ИП, применяющий УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы», получил из бюджета в 2014 году субсидию в виде гранта на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства. Полученные денежные средства предприниматель использовал для строительства животноводческой фермы, а расходы на строительство включил в налоговую базу по «упрощенному» налогу.
Налоговики в рамках камеральной проверки декларации по УСНО за 2015 год установили, что предприниматель не отразил в составе облагаемых «упрощенным» налогом доходов субсидию, предоставленную на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, но учел в расходах затраты на строительство животноводческой фермы при отсутствии подтверждения факта подачи документов на регистрацию прав на ферму. Эти обстоятельства стали основанием для доначисления «упрощенного» налога и поводом для судебного спора.
Предприниматель считал, что расходы на строительство фермы, понесенные в данной ситуации, можно включать в налоговую базу вне зависимости от времени подачи документов на регистрацию прав на недвижимое имущество. По его мнению, правило п.
3 ст. 346.
16 НК РФ в рассматриваемом случае не подлежит применению – ведь основные средства приобретены не на доходы, полученные налогоплательщиком от осуществления предпринимательской деятельности, а на денежные средства, выделенные из бюджета.
Напомним: в названной норме установлен общий порядок признания расходов на приобретение (сооружение) основных средств, который предусматривает, что основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ, учитываются в расходах с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.
Между тем арбитры в данном споре встали на сторону налоговиков. Они отметили, что расходами при УСНО признаются затраты после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
При этом расходы на приобретение (сооружение, изготовление), достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств учитываются в порядке, предусмотренном п. 3 ст.
346.
16 НК РФ (пп. 4 п. 2 ст. 346.17).
Таким образом, обязательным условием признания расходов на приобретение (сооружение, изготовление) спорного объекта основных средств является подача документов на государственную регистрацию прав на него. Однако предприниматель не представил доказательств подачи документов на регистрацию прав на построенную за счет бюджетных средств ферму.
Это обстоятельство оказалось решающим – суды пришли к выводу о неправомерном включении спорной суммы субсидии в состав расходов при исчислении «упрощенного» налога за 2015 год, так как бизнесмен не выполнил условия, предусмотренные п. 3 ст. 346.
16 НК РФ.
Однако в настоящее время на подобную поддержку арбитров налоговики не смогут рассчитывать. Причиной тому – правовая позиция Президиума ВС РФ, изложенная в п. 12 Обзора[2].
…не важна
В пункте 12 Обзора сказано следующее: для целей применения правила абз. 6 п. 1 ст. 346.17 НК РФ не имеют значения обстоятельства, касающиеся:
- момента ввода объекта основных средств в эксплуатацию;
- периода подачи документов на государственную регистрацию прав на объект недвижимости.
Указанные обстоятельства, по мнению Президиума ВС РФ, определяют лишь момент, с которого расходы на приобретение объектов ОС уменьшают налоговую базу (пп. 1 и абз. 12 п. 3 ст. 346.
16 НК РФ), то есть порядок, а не факт признания расходов для целей налогообложения.
Условие абз. 6 п. 1 ст. 346.
17 НК РФ об использовании субсидии в течение не более чем двух налоговых периодов после ее получения считается соблюденным, если до истечения указанного срока «упрощенец» оплатил затраты на приобретение (создание) объекта ОС.
При этом ввод данного объекта в эксплуатацию и подача документов на государственную регистрацию права на него за пределами названного срока не являются основанием для вывода о нарушении условий использования субсидии и доначисления дохода.
Полагаем, что если бы Обзор был опубликован несколькими месяцами ранее, то спор по делу № А39-1790/2017 предприниматель выиграл бы.
[1] «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». [2] Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, утв. Президиумом ВС РФ 04.07.2018.
Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение, №6, 2019 год
Источник: https://www.audar-press.ru/rashody-na-os-za-schet-subsidii-pri-usn
Предприятия, пользующиеся упрощенной системой налогообложения, на практике сталкиваются с проблемой, связанной с субсидиями.
Дело в том, что многие не знают, надо ли ее брать в расчет при подсчете единого налога.
В статье детально разобрана ситуация о том, как можно получить субсидию при УСН, о которой мы поинтересовались у коммерсантов.
Субсидии при УСН
Согласно статье № 78 БК РФ о предоставлении субсидий частным предпринимателям, юридическим и физическим лицам, государственные субсидии предусмотрены к выдаче безвозмездно и не требуют возврата в качестве компенсации расходов или же неполучения прибыли.
Законодательно-нормативные акты, призванные регулировать порядок выдачи субсидий для коммерческих предприятий, устанавливают следующие параметры предоставления субсидий:
- виды коммерческих организаций и условия их подбора для возможности предоставления денежной дотации;
- критерии, нормы и планы по использованию субсидии.
То есть, предприятия вправе направить запрос на получение субсидии для оказания помощи лицам, не имеющим постоянной работы и занимающимся фрилансом, тем самым увеличив количество рабочих мест.
Для получения подобных дотаций необходимо выполнить некоторые требования, зависящие непосредственно от местонахождения предприятия и действующих территориальных программ по уменьшению числа безработных среди населения.
По упрощенной системе налогообложения чаще всего работают предприниматели малого бизнеса. За счет чего им предоставляется возможность получить материальную помощь – субсидии из государственного бюджета. Об этом говорится в первом пункте статье №17 Федерального закона РФ.
Субсидии при подсчете налога
Стандартами бухгалтерского учета определяется учетная политика по субсидиям, средствам на текущие расходы организации, кредитам из бюджетных фондов.
Об этом сказано в положении 13/2000 об учете государственной помощи.
Таким образом, предприятия, работающие по упрощенной системе налогообложения, должны регистрировать весь финансовый оборот без исключения, так как Федеральный закон № 402 не предусматривает каких-либо оговорок.
Есть несколько вариантов, как получить субсидию при УСН. Необходимо обозначить одну из следующих целей, на которые запрашивается материальная помощь. Это может быть:
- затрата средств на приобретение или постройку долгосрочного имущества;
- операционные издержки.
По ссылке на 7 пункт положения бухгалтерского учета 13/2000, выделенная материальная помощь может учитываться как на момент ее выдачи в качестве субсидирования или покрытия дебиторского обязательства, так и в течение периода отчисления денежных средств. В основном используют именно последний вариант.
Субсидирование на приобретение основного капитала
При получении основного капитала из программы государственного субсидирования предприятий, их учет производится следующими отметками:
- ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86 – получение бюджетных средств;
- ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60 – показаны затраты на приобретение основного капитала;
- ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51 – показана выплата, причитающаяся производителю;
- ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08 – основной капитал зачислен к использованию;
- ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 98 – показано направление употребления, полученных средств;
- ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02 – установлены амортизационные отчисления.
Параллельно делают еще одну запись:
- ДЕБЕТ 98 КРЕДИТ 91 – отчисление прибыли последующих периодов в качестве иных доходов, соизмеримых с установленной амортизацией отчислений.
Субсидирование на операционные расходы
Приобретение бюджетных средств на расходы, связанные с операционной деятельностью предприятия, отмечается следующими пометками:
- ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86 – получение бюджетных средств;
- ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60 – расход средств на покупку материалов;
- ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51 – показана выплата, причитающаяся производителю;
- ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10 – использование материалов на предприятии;
Наряду с этим отмечается следующее:
- ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 91 дополнительный счет на иную прибыль – показана субсидия в совокупности с иной прибылью.
Подсчет субсидий в едином налоге
Статья 251 НК РФ допускает не учтенные субсидии, выданные бюджетным и самостоятельным организациям, стипендии, выделенные ресурсы для государственных предприятий для ведения операционной деятельности.
Таким образом, компании, работающие по упрощенной системе налогообложения, могут опускать перечисленные поступления при ведении бухгалтерского учета.
Однако в статье ничего не сказано про дотации для предприятий, осуществляющих коммерческую деятельность, необходимых для покрытия текущих издержек.
От Министерства финансов РФ было получено объяснение по этому поводу, в котором сказано, что предприятия, применяющие УСН, обязаны учитывать субсидии, предоставленные государственным бюджетом и призванные покрыть расходы на материалы, необходимые для производственной деятельности организации. Подобные субсидии не входят в список средств целевого субсидирования, следовательно, должны учитываться при УСН.
Но организация может сократить денежные поступления, предназначенные для покрытия издержек, если направит бюджетные поступления на выплату долгов за материалы, оплату заработной платы и оплату за предоставление услуг. Об этом также говорится в разъяснительном сообщении Министерства финансов.
Вопрос о том, как получить субсидию при УСН был рассмотрен выше. Теперь стоит задуматься, как учесть полученную субсидию при налогообложении. Согласно федеральному закону № 209, средства следует учитывать вместе с прибылью, пропорциональной действительным расходам не превышая срока в два налоговых периода с момента предоставления субсидий.
По истечению срока в два налоговых периода, размер выделенной субсидии должен быть выше учтенных расходов, что бы полученная разница вошла в состав прибыли предприятия.
При получении субсидии в качестве помощи безработным и создания новых рабочих мест, в таком случае она должна быть учтена в срок не более трех налоговых периодов с указанием всех, связанных с этими субсидиями издержек.
Не затраченные денежные ресурсы должны быть указаны в прибыли налогового периода, где закончился срок их выдачи.
Если условия при получении субсидий нарушены, то их следует зачесть в прибыль за тот период, где было выявлено нарушение. В качестве нарушения может считаться некорректное использование денежных средств
Источник: https://b2bmaster.ru/nalogi/kak-poluchit-subsidiyu-pri-usn/
Субсидия на открытие своего дела – это помощь государства. Безвозмездная. Но чтобы за ней не последовало возмездие налоговое, необходимо помнить про НК РФ.
Материал предоставлен порталом справочник-предпринимателя.рф
Для открытия своего дела будущий предприниматель может получить от Центра занятости финансовую поддержку государства. В Налоговом кодексе данный вид субсидий называется как суммы выплат, полученные на содействие самозанятости безработных граждан.
Полученные на открытие предпринимательства средства, равно как субсидии на создание новых рабочих мест, имеют льготный режим налогообложения. Но стоит помнить, что налоговые органы часто идут по пути формальностей.
Поступившие на счет средства госпомощи необходимо правильно отразить в налоговом учете и отчетности. Дело в том, что Налоговый кодекс не освобождает субсидии от налога, а вводит льготный порядок учета этих средства.
Таким образом, соблюдаем порядок учета – получаем льготу.
Что ж, не дадим налоговой инспекции шанса для попыток взыскать налог с полученной субсидии.
Надо ли платить налог с субсидии на открытие своего дела?
Как мы уже успели отметить, субсидии от центра занятости попадают под льготный режим налогообложения. В данном случае мы рассматриваем упрощенную систему налогообложения, как самую распространенный режим для предпринимателей (с учетом, что для ЕНВД и патентной системы вопрос учета доходов не возникнет вообще).
Для льготного налогообложения субсидии на УСН важны несколько условий:
- Освоить в срок. Средства необходимо потратить в сроки, оговоренные договором с Центром занятости, но не позже, чем за три налоговых периода, т.е. три календарных года. Если субсидия предоставлена в декабре 2015, чтобы не платить с нее УСН, лучше все израсходовать до конца 2017 года.
- Учесть расходы. Необходимо вести учет израсходованных сумм в Книге учета доходов и расходов (КУДиР). Даже если у Вас УСН с объектом налогообложения «доходы».
- Делать «целевые» траты, не оглядываясь на статьи расходов по НК РФ. Субсидия должна быть потрачена по целевому назначению. При этом не важно, признаются ли эти расходы Налоговым кодексом. И еще раз вернемся к пункту №2: «целевые» затраты госпомощи всегда отражаются в качестве расходов в Книге учета доходов и расходов (и при УСН 6%, и при УСН 15%).
Соблюдение указанных трех требований, а также условий договора с Центром занятости, гарантирует нулевое налогообложения полученных в рамках господдержки средств.
Теперь подробнее об отражении в учете.
Когда отражать в учете полученную субсидию?
Поступившую на счет субсидию необходимо отражать в КУДиР в дату расходования средств. Если средства тратятся частями – отражаться в налоговом учете также должны частями.
О дате расходования средств. Под ней подразумевается момент принятия к учету расходов в целях налогообложения. В общем случае – это момент фактической оплаты (кассовый метод).
Но также есть и особый порядок признания некоторых расходов. Он касается в частности: оплаты труда, приобретения товаров для перепродажи, покупки основных средств. Подробнее перечень в п.2 ст.346,17 НК РФ.
Пример. Предприниматель занимается торговлей. Субсидия получена в мае. Товары за счет субсидии приобретены в июне, а проданы – в июле. Записи в КУДиР делаются в июле, поскольку расходы на товары для перепродажи отражаются по мере их реализации.
Вся сумма субсидии должна пройти по налоговому учету в течение первых трех налоговых периодов.
Конечно, потратить, например, сумму 58 800 рублей удастся и в более короткие сроки, чем установлено НК РФ. Но все же, для тех, кто не успел: в конце третьего календарного года необходимо отразить в КУДиР остаток субсидии. С этой суммы придется заплатить УСН (см. условие №1 в предыдущем пункте статьи).
Как сделать записи в КДиР по получению субсидии и расходу средств?
Правила на первый взгляд простые:
- при поступлении суммы субсидии на счет записи в КУДиР делать не нужно;
- по мере траты целевых средств (и признания расходов в соответствии с НК РФ, см. предыдущий пункт статьи) необходимо отразить в КУДиР одновременно и в одинаковой сумме: и доходы по графе 4, и расходы по графе 5.
В результате налогооблагаемый доход от полученной субсидии – нулевой.
Остатки не потраченной к концу третьего года субсидии отражаются только по графе 4 «доходы» и льгота на них, как уже стало ясно, не распространяется.
Напомним, правила отражения сумм полученной и потраченной субсидии – общие для «упращенцев» с объектом налогообложения и «доходы», и «доходы – расходы».
Как заполнить декларацию по УСН при получении субсидии?
Для УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов»:
- суммы субсидии, отраженные в налоговом периоде в КУДиР, учитываются и в налоговой декларации по строкам 210 и 220 (как и в общем случае с доходами и расходами).
Для УСН с объектом налогообложения «доходы»:
- суммы субсидии, отраженные в налоговом периоде в КУДиР в графах и доходов, и расходов, не учитываются в налоговой декларации;
- суммы субсидии, отраженные в налоговом периоде в КУДиР только в графе доходов, учитываются в налоговой декларации по строке 210.
Как субсидия может повлиять на налоги?
Последний вопрос, который мы осветим в данной статье – это пример отражения операций по получению субсидии на покупку товаров для их перепродажи.
Источник: https://xn-----8kcbpcgubaev4avotgb6ae.xn--p1ai/%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%83%D1%87%D0%B8%D0%BB%D0%B8-%D1%81%D1%83%D0%B1%D1%81%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D1%8E-%D0%BD%D0%B0-%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%B3%D0%BE/
Облагаются ли субсидии налогами? Этот вопрос интересует множество людей, включая и специалистов, которые сталкиваются с необходимостью учета общего налога. Однако грамотные специалисты сферы финансов могут подробно ответить на все вопросы, связанные с налоговым учетом субсидий на возмещение затрат.
Является ли доходом и облагается ли налогом?
Субсидия – это помощь невозвратная и безвозмездная, призванная компенсировать затраты, доходы, которые не были дополучены по тем или иным причинам.
Она отмечается отдельным порядком при ОСНО и УСН, в любом случае эти средства учитываются и фигурируют в документах. Субсидии могут назначаться по множеству причин, среди которых стоит отметить:
- работу с региональными программами;
- создание рабочих мест;
- способствование занятости населения.
Как малые предприниматели, так и крупный бизнес может пользоваться теми возможностями, что открываются государствам в рамках целевых программ и прочих мероприятий.
Бюджетные средства принимаются в бухгалтерские записи на момент их предоставления, то есть, фактического поступления на счет, либо на момент выделения, который фигурирует в документах.
Налогообложение при ОСНО
При покупке имущества на средства, представленные в виде субсидии, организации на ОСНО платят налог на прибыль. А если на данной системе работает предприниматель, он платит НДФЛ.
Если речь идет об амортизации, она начисляется ежемесячно, и это должно отражаться в документах соответствующим образом.
При УСН Доходы – расходы
Упрощенный вариант налогообложения не требует учета тех доходов, которые указываются в ст. 251 НК РФ, и в перечень не подлежащего учету в данном случае входит целевое финансирование. Субсидии, которые предоставляются автономным организациям и бюджетным учреждениям, а также гранты, относят к этой категории, как и ряд других поступлений.
Не подлежат учету в рамках данной системы также и поступления целевого характера, те средства, которые перечисляются на ведение деятельности, содержание компании некоммерческого типа.
Важно! В этом перечне не указаны коммерческие организации и их субсидирование, направленное на перекрытие их расходов. Следовательно, с выплатами в этом случае столкнуться придется.
При ЕНВД
Субсидии отражаются не на момент их перечисления, а по мере использования средств, и сумма фигурирует сразу и в расходах, и в доходах. Но при ЕВНД фигурирует только доход, а не расход. В рамках данного варианта налогообложения не учитываются только субсидии на самозанятость, на развитие малого бизнеса, а все прочие поступления облагаются налогом.
Учет в Налог на доходы физических лиц
Если организация работает в рамках общего режима налогообложения, налог на прибыль может формироваться кассовым методом или методом начисления.
При использовании метода начисления субсидия обозначается как доход на дату расходов, в которых использована эта сумма.
Но использование кассового метода предполагает отражение дохода в сумме расходов, которые были оплачены.
Важно! Новые изменения в законодательстве, вышедшие в текущем году, позволяют не выделять из субсидии сумму на уплату налога, и потому открывается возможность использования всех средств на бизнес и его развитие без исключения.
Общий режим выплаты налогов предполагает кассовый учет, и субсидии фигурируют как расходы, оплаченные на дату появления. При покупке основного средства путем задействования субсидий, сумма будет фигурировать на протяжении срока начисления амортизации, то есть, отмечаться будет ежемесячно.
Кассовый метод обеспечивает возможность начисления амортизации в той ситуации, когда основное средство полностью прошло по оплате.
И частный предприниматель тоже может поступить только аналогичным образом – провести амортизацию после полностью прошедшей оплаты, и амортизация у частника может проходить только линейным образом.
Более сложным образом ситуация будет выглядеть в случае, если речь зайдет о покупке дорогостоящего средства, которое потребует выплаты не только субсидии, но и средств предпринимателя, организации. Учет в этом случае может проходить двояко.
Можно как определить долю субсидии в стоимости средства, чтобы указывать ежемесячный доход с присутствием этих средств, так и признавать как доход только субсидию до тех пор, пока амортизация не сравнится с ее суммой. Второй вариант считается более удобным и предпочтительным.
При продаже средство, которое не было амортизировано до конца, но было куплено за счет предоставленной субсидии, нужно указать в документах в день продажи прибыль от продажи и размер субсидии в рамках остаточной стоимости.
При этом остаточная стоимость переходит также в расходы.
При ликвидации недоамортизированного средства, купленного за счет государственных средств, пишут остаточную стоимость на момент ликвидации, и этот же ценовой показатель фиксируется в пункте внереализационных доходов.
Эта мера избавляет от уплаты налогов.
В ндс
Вопрос с НДС вызывает больше всего вопросов, и здесь необходимо принять во внимание мнение специалиста.
Субсидии для малого и среднего бизнеса на убытки в связи с приобретением товаров или услуг с НДС не входят в налоговую базу, поскольку здесь не идет речи об оплате реализованных услуг, товаров. И потому вычету эти суммы не подлежат.
Вариантов и подводных камней в этом вопросе фактически не существует, и единственной проблемой становится неосведомленность по данной теме даже в узких кругах.
Субсидирование бизнеса в целом, равно как и работа с предоставленными субсидиями – это непростые, многогранные задачи, в нюансах которых могут ошибиться даже специалисты. А между тем, это исключительно важная тема, и ошибка в таких вопросах может привести к серьезным проблемам с бизнесом.
Заключение
Налогообложение субсидий – это сложная тема, которая постоянно подлежит изменениям, поскольку в законодательстве РФ ежегодно появляются новые нюансы и аспекты по этому поводу.
В связи с активным внедрением субсидионных программ, призванных поддержать бизнес в условиях экономического кризиса и прочих проблем современности, развитие идет в сторону снятия лишних налогов и обременений, увеличения доступности субсидий, расширения возможности использования этих средств для нужд бизнеса, с целью обеспечения его процветания.
В ряде случаев субсидии приходится учитывать, и соответственно, уплачивать с них налоги, но в других ситуациях этого делать не нужно.
И даже если из налоговой приходит требование в совершении той или иной выплаты по субсидиям, всегда стоит рассматривать ситуацию как можно внимательнее, потому как из-за постоянных нововведений в законодательство, не всегда высокой компетенции кадров, требования порой приходят и неправомерные.
Собственные знания в этой сфере помогут избежать досадных недоразумений, обеспечат возможность рационального использования предоставленных средств.
Источник: https://pravaved.com/subsidii/nalogooblozhenie.html