Верховенство закона во всех сферах жизни правовое государство

     Тема курсовой работы «Верховенство закона в правовом государстве» тесно связана с разъяснением понятия «правовое государство», чем оно отличается от государства как такового.

     Современное правовое государство – это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество.

     В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п.

Одним из главных признаков правового государства является  верховенство закона во всех сферах жизни общества, которое означает, прежде всего, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации», а также соблюдение закона всеми органами власти.

     Данная тема не уступает  в своей актуальности многим другим темам правовой действительности, т.к. существует множество проблем в обеспечении верховенства закона в правовом государстве, которые мы рассмотрим ниже. Таким образом, цель написания работы- всестороннее и полное рассмотрение понятия, сущности и проблем обеспечения верховенства закона в правовом государстве.

     В связи с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:

     1. Исследование понятия «верховенство закона в правовом государстве» в историческом и современном аспектах.

     2. Рассмотрение множества примеров проблемных вопросов из практики, используя законы РФ и законы субъектов РФ.

     Предметом исследования – являются общественные отношения, складывающиеся при столкновении закона и подзаконных нормативных актов, решении и разрешении юридических коллизий в данном вопросе.

     Основополагающими по рассматриваемой проблематике выступают взгляды Власенко Н.А., Мелехина А.В., Малько А.В., Радько Т.Н., Н.Н. Толмачевой и многих других.

     Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих подпункты, заключения и списка использованной литературы.           

     1.1. Исторический аспект понимания верховенства закона

     Историческую эволюцию закона целесообразно рассматривать как один из аспектов эволюции права в целом. Идея верховенства права исторически значительно старше идеи верховенства закона (как и самого закона). Выделяют две тенденции развития права и закона – европейскую и восточную.

Восток в данном случае – понятие цивилизационное, а не географическое. Речь идет о странах, которые (исключая Африку южнее Сахары) относятся к неевропейской, восточной цивилизации 1.

В рамках каждой из них существуют свои разновидности верховенства права (и закона): в Европе – англосаксонская и романо-германская, на Востоке – индусская, исламская и т.д.

Так, если в Европе еще в древности складывается светская концепция закона, то на Востоке до прихода европейцев понятие закона либо отсутствует (обычное право, индуизм), либо имеет иной смысл, нежели в европейском праве. Здесь сам характер правопонимания обусловил верховенство права по отношению к обществу и государству.

     Исламский фикх и индусская драхма представляют собой не подлежащую обсуждению модель справедливости, в соответствии с которой может строиться поведение каждого члена общины во все времена.

Эта концепция верно отражает соотношения права и общества в классическом исламе и индуизме. Потому не столь далек от истины арабский автор Г.М.

Бадр, утверждающий, что мусульманское общество было основано на господстве права задолго до того, как эта идея стала краеугольным камнем западных обществ.

Такое верховенство права складывается независимо от того, существует ли в традиционной правовой системе концепция закона. Например, вначале право (божественный закон) предшествует обществу и государству и выступает в качестве их первоосновы. Потому в идеале и то и другое должно соответствовать праву.

     В данном случае качество закона как особый порядок его принятия здесь отсутствует. Напротив, процесс создания закона окутан таинственностью и мистификацией. Священные нормы шариата в исламе есть откровения Бога, “услышанные” его пророком Мухаммедом и изложенные в Коране.

Законодательная власть принадлежит лишь Богу и пророку Мухаммеду как прямому выразителю божественного закона. Доктора ислама могут определять соответствие актов правителя, явлений и процессов общественной жизни священному закону. Заключение об этом дается в форме фетвы, которая со временем превращается в самостоятельный источник права.

“Рукотворные” нормы, изменяющиеся с течением времени, не могут нарушать божественного закона. Отсюда важность доктрины как источника права, определяющего степень допустимости отступлений рациональных правил от “неизменных” норм шариата. Со временем доктрина становится важнейшим источником права.

В Европе в раннеклассовую эпоху также формируется дуализм доктрины и структуры права, а для средневековья совершенно не характерны представления о том, что государство может создавать и изменять право. Однако здесь уже в древности складывается светская, а не религиозная концепция закона.

Возникнув в античном Риме, она оказала заметное влияние на развитие понимания законов в странах Европы. Так, сами термины “закон”, “законодательство” во многих европейских языках происходят от латинского lex (множественное число leges). Значительно технико-юридическое влияние римского права.

Роль закона возрастает по мере создания централизованных государств и особенно усиливается в период абсолютизма. Но его верховенство утверждается лишь с наступлением буржуазной эпохи и только в странах романо-германской правовой семьи.2

     Сегодня под верховенством закона в большинстве стран понимают прежде всего верховенство конституции. Конституцию определяют как центр, ядро правовой системы, источник государства и т.д. Неодинаковая юридическая сила иных законов порождает проблему их соподчиненности.

Она дополняется проблемой соотношения закона и подзаконных актов, а в федеративных государствах – соотношения нормативных актов федерации и ее субъектов. Эту проблему мы будем подробно рассматривать во 2 главе.

Закон может определяться как по материальным, так и по формальным критериям.

     2.2. Понятие верховенства закона в правовом государстве

     С тех пор как право приобрело национальный характер, закон в силу его связей с верховной властью государства можно рассматривать как проявление государственного суверенитета.

Два аспекта суверенитета – внутренний и внешний – обусловливают и соответствующие аспекты проблемы верховенства закона. В принципе верховенство закона отражает лишь внутренний аспект суверенитета, т.е. верховенство государственной власти внутри страны.

Внешний аспект суверенитета проявляется в соотношении закона международного права, значимость этой проблемы возрастает по мере усиления интеграции государств.

     Европейская доктрина предполагает формальное закрепление закона в системе источников права и наличие политико-правовых гарантий верховенства закона, а также ряда неправовых условий.

     Верховенство закона неразрывно связано с его легитимностью. В принципе легитимности закона это правовой аспект, изложенный М. Вебером, общей концепции легитимного порядка и легитимной власти, предполагающих соответствие социальных действий подвластных и властвующих высшей идее, существующей в обществе.

     Американский ученый Р. Пилон утверждает, что термин “легитимность” в обычном его понимании обозначает ту точку, где сходятся право и мораль. По мнению некоторых ученых, слово “закон” подразумевает легитимность. Оно, как отмечал Р. Давид, призвано выделять акты, выражающие волю тех, кто правит, при условии, что они признаются в качестве законодателей.

     Верховенство закона реально лишь при наличии и формально юридического и сущностного критерия легитимности, ибо учет последнего из них может означать доминирование целесообразности над законностью, а только первого – провоцировать использование закона в антигуманных целях. Сама возможность “корректировки” законов в соответствии с требованиями легитимности свидетельствует о существовании источников права, конкурирующих с ним.

     Критерием легитимности законов выступает конституция. Критерием ее легитимности – высшие принципы справедливости. В процессе судебного конституционного контроля происходит отсев не конституционных законов (норм), т.е. по существу их корректировка с позиции легитимности. Одновременно корректируется путем толкования сама конституция.

     По существу в чистом виде концепция верховенства законов реализовалась лишь в классическом мусульманском праве. В бывшем Советском Союзе и странах социалистического содружества провозглашение этого принципа было фикцией в силу отсутствия разделения властей и характерного для тоталитарных режимов примата политики над правом.

     В ряде скандинавских стран не признается иерархия и четкое соподчинение права, следовательно, отсутствует и принцип верховенства законов.3

     Но и в тех правовых системах, где принцип верховенства закона провозглашается, действие его далеко не безусловно. Это связано с тенденцией к ограничению позиций парламента в пользу органов исполнительной власти.

Поэтому реальное место закона в системе источников права во многом определяется соотношением компетенции парламента и правительства (президента).

Кроме того, обычно допускается корректировка закона конституционными или общими судами.

     Возможны два подхода к проблеме верховенства закона. “Узкий” состоит в формально-юридическом определении закона в системе источников права. “Широкий” предполагает рассмотрение источников права во взаимосвязи и взаимодействии с политической, идеологической, социальной и другими системами.

Тогда принцип верховенства закона приобретает многомерность и рассматривается сквозь призму демократии (или ее отсутствия), идей, положенных в основу правопонимания, характера отношения в обществе и т.д.

Представляется, что именно такое видение проблемы позволяет раскрыть реальную роль и назначение закона в той или иной правовой системе.

     Правовое государство – это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.4 Правовое государство – это такая организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.5

     Современное правовое государство – это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество.

В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п.

     Если вдуматься в словосочетание “правовое государство”, то можно понять, что на первом месте в таком государстве – право.

Это и означает верховенство права в обществе, во всех его сферах Нерушимость его закрепляется в Конституции (основном законе) страны и распространяется на прочие законы и нормативные акты.

На страже неукоснительного соблюдения конституционных предписаний стоит Конституционный Суд и вся система судов правового государства, поэтому правовое государство это и конституционное государство.

     Верховенство права (закона) в обществе как главный принцип правового государства предопределяет и прочие его принципы, в частности подчинение закону и самого государства, и его органов, и должностных лиц.

  Верховенство закона как один из признаков правового государства означает, что главные общественные отношения в экономике, политике, социально-культурной сфере регулируются законом не вообще юридически, а именно высшими юридическими документами страны, принятыми высшими органами.  

Далее, верховенство закона означает его всеобщность (т.е.

распространение требований закона на всех субъектов правоотношений в равной степени), и полный объем действия закона в пространстве (на территории всей страны), во времени и по кругу лиц. 

     Отступление от конституции, пренебрежение к закону создают удобную атмосферу для различного рода злоупотреблений, произвола и преступлений. Растет организованная преступность. Целые районы выходят из-под контроля законов.

Правоохранительные органы не могут противостоять этим явлениям, и сами оказываются пораженными деформационными процессами.

Вот почему формирование правового государства связано, прежде всего, с верховенством закона и режимом законности, а для этого необходимо, чтобы закон, в первую очередь конституция, имел значение непосредственно действующего права.

Но при всей важности закона и законности для правового государства, оно не может быть сведено, как говорилось выше к институционно-правовому уровню. В форму закона может быть, фактически, облечен государственный произвол и тогда, как результат, правонарушающее законодательство.

  
Вообще, для правового государства необходимо, чтобы в самом законе были закреплены и конкретизированы юридические принципы и основные права человека и гражданина. Здесь особая роль принадлежит конституции. В основном законе как раз и должны быть зафиксированы принципы господства права и механизма его осуществления для того, чтобы избежать произвола и сохранить правопорядок. 

Источник: http://stud24.ru/state-theory/verhovenstvo-zakona-v-pravovom-gosudarstve/132470-388844-page1.html

Правовое государство

Источник: https://studwood.ru/989700/pravo/pravovoe_gosudarstvo

1. Верховенство правового закона во всех сферах общественной жизни:

а)наиболее важные общественные отношениядолжны регулироваться законом;

б)закон должен быть правовым по содержанию(он не должен противоречить естественнымправам человека, не должен воплощатьпроизвол со стороны государства поотношению к обществу);

в) закон обладаетвысшей юридической силой, т.е. все иныеправовые акты должны соответствоватьзакону, а в случае противоречия должныприменяться нормы закона.

2.Гарантированность прав и свобод человекаи гражданина: вправовом государстве права и свободыдолжны быть не только провозглашены,но и реально гарантированы, т.е. должныбыть созданы объективные условия,позволяющие реализовать права и свободычеловека и гражданина, а также должныбыть созданы юридические механизмы ихреализации и защиты.

3. Разделение властей:

а)разделение единой государственнойвласти на три относительно самостоятельныеи независимые ветви (а точнее, разделяетсяне сама государственная власть, а функциипо ее осуществлению);

б)взаимодействие органов различных ветвейгосударственной власти в целях обеспеченияэффективного ее осуществления.

4.

Взаимная ответственность личности игосударства: вправовом государстве личность игосударство являются равноправнымисторонами в правовом общении; они имеютвзаимные права и обязанности, а такженесут взаимную ответственность; вправовом государстве не только личностьнесет юридическую ответственность засовершенное правонарушение, но игосударство – за нарушение прав личности,за неисполнение своих обязанностейперед личностью.

Внауке существуют и другие подходы квыделению признаков правового государстваи их характеристике.

Предпосылкисоздания ифункционирования правового государства:

1. Экономическиеотношения, основанные на многообразииформ собственности, свободепредпринимательства.

2. Режим демократии,парламентаризма и конституционализма,предотвращающие монополизацию власти.

3. Высокий уровеньполитического и правового сознанияобщества, его политической и правовойкультуры.

4. Наличие внутреннеединой и непротиворечивой системызаконодательства.

5. Наличие гражданскогообщества, т. е. системы отношений междулюдьми, обеспечивающей удовлетворениеих прав и интересов на основе самоуправленияи свободы.

Для реальногопостроения правового государства вРоссии необходимо: 1) сформироватьвнутренне согласованную и непротиворечивуюсистему законодательства;

2) преодолетьправовой нигилизм в общественномсознании, в том числе у лиц, участвующихв правотворческой и правоприменительнойдеятельности;

3) усилить контрольза реализацией действующих законов;

4) устранитьдекларативность прав и свобод личностипутем создания реального процессуальногопорядка их судебной защиты.

Решение этих задачи будет означать реализацию принциповправовой государственности и егофактическое создание.

3. Гражданское общество: понятие, признаки, структура

Термингражданскоеобществостал употребляться в XVIII в., в периодстановления и развития буржуазныхотношений в Западной Европе и СевернойАмерике. Однако исторически идеягражданского общества восходит к эпохеантичности – Древней Греции и ДревнемуРиму. Именно тогда сложились представленияо гражданстве и гражданине и возниклопонятие общества как совокупностиграждан

Становлениеи развитие гражданского обществаявляется особым периодом историиобщества, государства и права.

Гражданскоеобщество возникло в процессе и врезультате отделения государства отобщества, обособления его как относительносамостоятельной сферы общественнойжизни и одновременно «разгосударствления»ряда общественных отношений.

В отличиеот сословно-кастовых обществ гражданскоеобщество основано на признании всеобщегоюридического равенства людей.

Идеологические,политические и экономические предпосылкиформирования гражданского обществаскладывались в Западной Европе в периодпозднего средневековья, в эпохуВозрождения и Реформации.

Идеи гражданскогообщества стали воплощаться вдействительность в ходе борьбы противсословно-феодального неравенства ипроизвола абсолютистского государства.

Исторической вехой становлениягражданского общества была революцияв Англии (1640–1649 гг.).

Именнов XVII–XVIII вв. сформировалась идеягражданского общества как противопоставлениезасилью королевской власти, как одноиз средств борьбы за признание всехлюдей равноправными субъектами. В XIX в.философы новой формации – И. Кант,В. Гумбольдт, Г. Гегель, К. Маркс,Ф. Энгельс, М. Вебер – сталиразграничивать понятия государства игражданского общества, хотя стройнойтеории ими не было создано.

Подгражданским обществом стали пониматьту сферу общественных отношений, которыедолжны находиться в определеннойнезависимости от государства.

Гражданскоеобщество все последовательнееистолковывалось как область реализацииинтересов отдельных индивидов и ихобъединений, т.е. как сфера отношений,в известной мере неподконтрольныхгосударству.

При такой трактовкегосударство не должно вмешиваться всферу частных интересов, а должновыполнять роль «ночного сторожа»,арбитра в частных отношениях.

Исследованиегражданского общества с материалистическихпозиций было осуществлено во второйполовине XIX в. К. Марксом и Ф. Энгельсом.По их мнению, общество, достигшееопределенного уровня развития, являетсяосновой возникновения государства.Иными словами, общество первично, а егополитическая организация (государство)– вторична. При этом под обществомК. Маркс и Ф.

 Энгельс стали пониматьматериальные, экономические отношения,образующие базис, а под государством –властные, политические отношения,входящие в надстройку. Для них гражданскоеобщество – это все то, что охватываетсобой материальную жизнь общества, чтосвязано с ней.

К Маркс фактически свелпонимание гражданского общества ксовокупности исключительно материальныхпроизводственных отношений. Вся областьполитического из этого понятия была«изъята». Ф. Энгельс писал, чтогосударство – есть продукт обществана известной ступени развития.

Проходяв своем развитии различные этапы,гражданское общество обусловливает иразвитие политической надстройки,государства, которое со своей стороныоказывает на него позитивное илинегативное воздействие. К. Марксотмечал, что необходимо рассматриватьсуществующее общество как основусуществующего государства (или будущееобщество как основу будущего государства).

Таким образом, в отличие от Гегеля,К. Маркс и Ф. Энгельс не отождествлялигражданское общество с буржуазным, арассматривали его в постоянном развитиив соотношении с государством во всехобщественных формациях.

Всоветской общественной литературекатегория гражданского общества неразрабатывалась. Только в конце 80–начале90-х гг. ХХ в., в связи с активнымобсуждением теории правового государства,к этой проблеме вернулись вновь

Всовременной учебной литературе взначительной степени преобладаетгегелевская трактовка гражданскогообщества, присущая буржуазным экономическимотношениям. Гражданское общество посути своей является буржуазным. Егооснова – юридически свободный индивид.

Реальноефункционирование гражданского обществаначалось с принятия биллей о правах вАнглии и США и Декларации прав человекаи гражданина во Франции. При этомнеобходимо различать гражданскоеобщество как идею, процесс и какреальность, которой еще нет. Следуетиметь в виду, что в науке не сложилосьединства взглядов в понимании гражданскогообщества, его структуры, признаков иусловий формирования.

Гражданскоеобществоесть совокупность независимых,преследующих свои цели индивидов и ихобъединений, складывающихся на этойоснове политических, правовых,нравственных, культурных, семейных,религиозных, экономических, социальныхи иных отношений, а также соответствующихим институтов, посредством которыхобеспечиваются жизнедеятельностьлюдей, удовлетворение их частныхинтересов.

Вуказанном смысле гражданское обществопротивостоит государству, независимоот него, хотя и тесно связано с ним.

Гражданское общество представляетсобой самоорганизующуюся и саморазвивающуюсясистему, функционирующую как присодействии со стороны государства, таки вопреки ему.

Гражданское общество несоздается государством, оно формируетсялюдьми, движимыми их потребностями иинтересами и вступающими во взаимоотношениядруг с другом.

Структурагражданского общества– это его внутреннее строение, отражающеемногообразие и взаимосвязь его элементов,обеспечивающее его целостность иразвитие.

Системообразующееначало (элемент) гражданского общества– человек с его потребностями иинтересами. Элементами структурыявляются различные объединения людейи устойчивые взаимосвязи (отношения)между ними.

Элементыгражданского общества:

1)социальная система – совокупностьобъективно сформировавшихся общностейлюдей и взаимоотношений между ними;

2)экономическая система – совокупностьсоциальных институтов и экономическихотношений между ними, возникающих впроцессе реализации отношенийсобственности, производства, распределения,обмена и потребления совокупногообщественного продукта;

3)политическая система – совокупностьсоциальных институтов и отношений междуними, возникающих по поводу власти иучастия в политической жизни общества;

4)духовно-культурная система – совокупностьсоциальных институтов и отношений поповоду духовно-культурных благ;

5)информационная система – совокупностьсоциальных институтов и отношений всфере производства, распространения ипотребления информации.

Качествагражданского общества заложены в любойобщественной системе, но они могут иметьразную степень развития. Современноепонимание гражданского обществапредполагает наличие у него совокупностисущественных признаков.

Признакигражданского общества:

1.Свободачеловека:

– независимостьиндивида от тотального контроля состороны государства, партий, сословийи т.п.;

– обладаниесобственностью, обеспечивающейвозможность достойного существования;

– возможностьсамостоятельного самоопределения вжизни, включая выбор профессии, местажительства, образа жизни;

– возможностьсвободного формирования и выражениясвоих идеологических воззрений иполитических убеждений;

– признание,соблюдение и защита со стороны государстваправ, свобод и законных интересовличности.

2.Открытостьобщества:

– доступностьинформации и неограниченный обмен еюкак внутри общества, так и между странами;

– свобода мыслии слова, образования и воспитания,свобода критики; свобода совести ивероисповедания;

– открытостьдеятельности государственных органов;

– освещениесредствами массовой информации важнейшихвопросов государственной политики,представляющих всеобщий интерес;

– свободасредств массовой информации, недопустимостьгосударственной цензуры и государственноймонополии на информацию.

3.Плюрализмобщества:

– множественностьсоциальных сил, слоев общества;

– различиеинтересов в обществе, выраженных вполитических программах и идеологиях;

– многопартийность,предполагающая сосуществование различныхполитических партий;

– идеологическоемногообразие, предполагающеесосуществование различных идеологий.

4.Правовоеразвитие и самоуправление:

– широкоеразвитие непосредственной демократии,формирование и функционированиеразнообразных форм самоуправления вразличных сферах общественной жизни;

– невмешательствогосударства в частную жизнь личностии жизнедеятельность гражданскогообщества;

– гарантированностьправ и свобод человека и гражданина;

– взаимнаяответственность государства и личности.

Идеямгражданского общества о разумности исправедливости власти, о свободе иблагополучии личности соответствуютидеи о правовой государственности.

Такимобразом, гражданское общество и правовоегосударство тесно взаимосвязаны.Гражданское общество на пути к правовомусостоянию развивалось вместе сгосударством.

Правовоегосударство можно считать результатомразвития гражданского общества иусловием его дальнейшего совершенствования.

Правовое государство не противостоитгражданскому обществу, а создает дляего нормального функционирования иразвития наиболее благоприятные условия.

Гражданскомуобществу соответствует правовоегосударство, являющееся политическойформой его организации. Формированиегражданского общества и правовогогосударства происходит одновременно,так оба эти института имеют общуюконечную цель – обеспечение развитияличности.

Источник: https://StudFiles.net/preview/4349148/page:18/

Термин правовое государство состоит из 2-х частей:

Государство – это исторически выделившееся из общества и обусловленная его экономическим строем политическая организация суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства, а также, обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.

Право – это система общих правил поведения, санкционированных государством и охраняемых от нарушения государством.

Это очень общее понятие права. Э. Кант писал: «Для юриста ответить, что такое право, так же сложно, как логике, что такое истина»

Правовое государство – это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения властей. Современное правовое государство – это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти. Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество.

Верховенство закона во всех сферах общественной жизни

Основной закон государства – это Конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни.

Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать се текущее законодательство. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить Конституции.

Верховенство закона, и, прежде всего Конституции, создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливого правового порядка в обществе.

Верховенство закона, не отвечающая общечеловеческим ценностям, может принести к установлению диктатуры система контроля должна гарантировать соблюдение законности, не допускать произвол. В правовом государстве эти функции будут возложены на судебную систему.

Конституционные суды, Верховные суды и суды нижестоящие в правовом государстве должны обладать огромной силой. Для этого суды должны быть независимы. Судьи должны избираться пожизненно, чтобы иметь возможность решать вопросы, не опираясь на мнение людей, стоящих у власти.

Принцип разделения властей имеет огромное социальное значение.

В своем идеале он должен означать, что решения, имеющие большое значение для народа, не могут быть приняты до тех пор, пока по этому вопросу не достигнуто соглашение со стороны всех ветвей власти.

В противном случае, сосредоточенная в одних руках власть, будет принимать только выгодные для себя законы, будет использовать политические привилегии в своих интересах, в ущерб интересам народа.

Законодательная власть – высшая власть в государстве, так как законы обязательны для всех. Исполнительная власть обладает большими правами, в том числе правом законодательной инициативы, правом вето, но ее деятельность должна быть подзаконна.

Значение независимости судебной власти огромно как в интересах государства, так и в интересах отдельной личности. Судьи должны быть независимы от политических симпатий и интриг, и должны подчинятся только закону.

Но принцип разделения властей не должен означать их разделения на уровне противоречия. Властность, как основной признак государства должна быть единой и целостной.

Это единство не позволяет ставить вопрос, какая власть важнее? Иначе возникает ситуация, характерная для сегодняшней России. Борьба властей приводят к усилению коррупции, развалу экономики, снижению жизненного уровня народа.

Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития

В социально-политической жизни свобода человека выступает как его право. Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы, за пределы которой вмешательство государства недопустимо.

Правовой характер свободы индивида проявляется в различных сферах общественной жизни.

Например, это права индивида на положительные действия государства в его интересах: право на неприкосновенность личности, право на образование, социальное обеспечение, судебную защиту и тому подобное.

Степень развитости и гарантированности свобод личности обусловливается зрелостью правовых начал государственности, экономическими и духовными предпосылками.

Все права и свободы можно разделить на 3 большие группы:

  • – гражданские права и свободы. Они охватывают фундаментальные аспекты свободы человека, выражают основы существования человечества. Это право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, выбор места жительства, свободный выезд и въезд в любую страну, право на свободу мысли, слова и т.д.
  • – политические права и свободы. Это право на свободу мирных собраний, право на участие в управлении страной, право участия в выборах, т.е. право избирать и быть избранным.
  • – экономические, социальные и культурные права и свободы. Это право на труд, на отдых, на бесплатное медицинское обслуживание в системе государственного здравоохранения, право на социальное обеспечение по старости, в случае нетрудоспособности, право на образование. Право на частную собственность, т.е. каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом.

Кроме того, гражданин имеет право защищать свои права всеми способами, не противоречащими закону.

Взаимная ответственность государства и личности

Правовой характер взаимной ответственности государства и личности – это важная составная часть складывающегося в обществе права. Отношения между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее формирования и осуществления должны строиться на началах равенства и справедливости.

Государство берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей.

Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол.

К ним относятся: ответственность депутатов перед избирателями, ответственность правительства перед представительными органами, дисциплинарная и уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными субъектами права.

Таким образом, правовое государство – это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство законов, равенство всех граждан перед законом и судом, где признаются и гарантируются права и свободы личности, и где в основу организации государственной власти положен принцип «разделения властей»