Второй закон ньютона урок физики 9 класс

Конспект обобщающего урока физики в 9 классе по теме: Законы Ньютона

Второй закон ньютона урок физики 9 класс

Коронатова Нина Николаевна, учитель физики ГБОУ гимназии № 406 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Описание работы: предлагаю Вам конспект обобщающего урока по теме «Законы Ньютона» для учащихся девятых классов. Надеюсь, что данный материал будет полезен преподавателям, работающим в основной и старшей школе. Данный урок направлен на всестороннее закрепление материала: от истории до практического применения законов Ньютона.

Гений есть терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении.

Исаак Ньютон

Дидактическая цель: выполнить обобщение по теме «Законы Ньютона».

Технология: деловая игра.

Аудитория: 9 класс.

Тип урока: обобщающий урок.

Форма работы: групповая, фронтальная.

Познавательная задача: в форме деловой игры закрепить знания, полученные по теме «Законы Ньютона».

Развивающая задача: продолжить совершенствовать навыки решения задач, применять знания на практике.

Воспитывающая задача: развивать взаимоуважение, умение работать в команде, коммуникативные качества учащихся.

Оборудование:

– мультимедийный проектор;

– компьютер;

– песочные часы;

– магнит,

– стальная гайка;

– сосуд с водой;

– две пробки;

– санки;

– раздаточный материал: карточки с задачами и домашним заданием.

План урока:

1.     Организационный этап…………………………………..2 мин.

2.     Разминка «Минуточка»………………………………….3 мин.

3.     Историческая викторина «Что я знаю о Ньютоне?»….10 мин.

4.     Физическое дефиле.…………………………………….10 мин.

5.     Физкультминутка……………………………………..….2 мин.

6.     Решение задач «Знаешь – действуй!»…………………10 мин.

7.     Экспериментариум……………………………………….5 мин.

8.     Домашнее задание……………………………………………1 мин.

9.     Рефлексия, подведение итогов…………………………..2 мин.

Итого …………………………………………………………45 мин.

Ход урока:

«Мы как карлики на плечах гигантов, и потому можем видеть больше и дальше, чем они».

Исаак Ньютон

1. Организационный этап.

Учащиеся разбиваются на 3 группы (команды) равные по силам.

Два учащихся – ассистенты, которые помогают учителю во время ведения игры.

2. Разминка «Минуточка».

Учащиеся каждой команды должны за одну минуту ответить на наибольшее количество вопросов. Каждый правильный ответ – 1 балл. Чем больше правильных ответов, тем больше баллов зарабатывает команда и каждый отвечающий.

Вопросы командам:

Первая команда.

1. Сколько концов у четырех палок? (8 концов)

2. Сколько концов у пяти палок? (10 концов)

3. Сколько концов у пяти с половиной палок? (12 концов)

4. Сколько месяцев в году содержат 30 дней? (11 месяцев)

5. Единица измерения массы? (килограмм)

6. Прибор для измерения силы? (динамометр)

7. Всех на свете обшивает, а сама не надевает. (Иголка)

8. Из какой посуды нельзя ничего поесть? (Пустой посуды)

9. Где край света? (Там где начинается тень)

10. Что практически невозможно найти в стоге сена? (Иголку)

11. Кто водится в тихом омуте? (Черти)

12. В этом Санкт-Петербургском учреждении звездное небо всегда безоблачно. (Планетарий)

Вторая команда.

1. Сколько ушей у трех старушек? (6 ушей)

2. Сколько ушей у пяти малышей? (10 ушей)

3. Сколько пальчиков у четырех мальчиков? (80)

4. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (Все месяцы)

5. Единица измерения ускорения? (м/с2)

6. Прибор для измерения массы? (весы)

7. Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (Из железнодорожного полотна)

8. Можно ли в решете воду принести? (Можно, если она замерзнет)

9. Он охотно пыль вдыхает, не болеет, не чихает. (Пылесос)

10. Чем вышибают клин? (Клином)

11. Какие животные ночью серы? (Кошки)

12. Планета, по которой путешествовал Незнайка? (Луна)

Третья команда.

1. Сколько носов у двух псов? (2 носа)

2. Сколько хвостов у семи котов? (7 хвостов)

3. Сколько ручек у пяти подружек? (10 ручек)

4. В каком году люди едят больше обыкновенного? (В високосном году)

5. Единица измерения силы? (ньютон)

6. Прибор для измерения скорости? (спидометр)

7. Хвостиком виляет, зубаста, а не лает. (Щука)

8. Как можно поместить два литра молока в литровую банку? (Надо из молока сварить сгущенку)

9. Без чего человеку жить нельзя? (Без имени)

10. На что не нужно разевать рот? (На чужой каравай)

11. Кого можно взять за рога? (Быка)

12. Чьи слова: «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю»? (Архимед)

3.  Историческая викторина «Что я знаю о Ньютоне?».

В викторине участвуют все учащиеся класса. Каждый правильный ответ – 2 балла. Чем больше правильных ответов, тем больше баллов зарабатывает команда и каждый отвечающий на вопрос.

Вопросы викторины:

1. В каком году и в какой стране родился Исаак Ньютон?

(25 декабря 1642 года — 20 марта 1727 года по юлианскому календарю, действовавшему в Англии до 1752 года; или 4 января 1643 года — 31 марта 1727 года по григорианскому календарю, страна Англия);

2. В честь какого человека был назван Исаак Ньютон?

(Назван Исааком в честь покойного отца, который не дожил до его рождения);

3. В каком университете (колледже) учился Исаак Ньютон?

(В июне 1661 года 18-летний Ньютон приехал в Кембридж. Согласно уставу, ему устроили экзамен на знание латинского языка, после чего сообщили, что он принят в Тринити-колледж (Колледж святой Троицы) Кембриджского университета. С этим учебным заведением связаны более 30 лет жизни Ньютона);

4. Какие ученые были научной опорой и вдохновителями Исаака Ньютона?

(Научной опорой и вдохновителями творчества Ньютона в наибольшей степени были физики: Галилей, Декарт и Кеплер. Ньютон завершил их труды, объединив в универсальную систему мира. Меньшее, но существенное влияние оказали другие математики и физики: Евклид, Ферма, Гюйгенс, Валлис и его непосредственный учитель Барроу);

5. Какие обстоятельства заставили Ньютона покинуть университет?

(В канун Рождества 1664 года на лондонских домах стали появляться красные кресты — первые метки Великой эпидемии чумы. К лету смертоносная эпидемия значительно расширилась. 8 августа 1665 года занятия в Тринити-колледже были прекращены и персонал распущен до окончания эпидемии. Ньютон уехал домой в Вулсторп, захватив с собой основные книги, тетради и инструменты);

6. Почему «чумные годы» 1665 – 1667г.г. проведенные дома сам Ньютон считал самыми плодотворными?

(Здесь у него сложились в основном те идеи, которые привели его к созданию дифференциального и интегрального исчислений, к изобретению зеркального телескопа (собственноручно изготовленного им в 1668 г.

), открытию закона всемирного тяготения, здесь он провёл и опыты над разложением света.

Ньютон писал: «В это время я переживал лучшую пору своей юности и больше интересовался математикой и [натуральной] философией, чем когда бы то ни было впоследствии»);

7. Какие работы Исаака Ньютона и в каких областях науки Вы знаете?

(Работы по оптике – по разложению белого света на цвета, работы по математике – математический анализ (интегральные и дифференциальные исчисления). В 1687 г.

Ньютон опубликовал свой грандиозный труд «Математические начала натуральной философии».

Эта книга содержала законы динамики, закон всемирного тяготения с приложениями к движению небесных тел, истоки учения о движении и сопротивлении жидкостей и газов, включая акустику);

8. Когда умер Исаак Ньютон и где он похоронен?

(В 1725 году здоровье Ньютона начало заметно ухудшаться, и он переселился в Кенсингтон неподалёку от Лондона, где и скончался ночью, во сне, 20 (31) марта 1727 года. Похоронен в Вестминстерском аббатстве);

9. Какое значение имеют знаменитые законы Ньютона?

(Законы Ньютона позволяют объяснить закономерности движения планет, их естественных спутников. Они позволяют предвидеть траектории космических кораблей и их координаты в любой момент времени. В земных условиях эти законы позволяют объяснить течение воды, движение автомобилей, кораблей, самолетов и других транспортных средств)

4.  Физическое дефиле.

Учащиеся каждой команды по очереди демонстрируют домашнее задание – представление законов Ньютона. Выбор представляемого закона (первого, второго или третьего закона Ньютона) проводится жеребьевкой. Максимальный балл за представление – 5 баллов. Оценку выставляют ассистенты. Команде выставляется среднеарифметическое значение.

5. Физкультминутка.

Ассистенты проводят ряд упражнений на укрепление опорно-двигательного аппарата, зрения и дыхательные упражнения.

6. Решение задач «Знаешь – действуй».

Каждой команде выдаются три задачи. Все участники команды их решают, но команда в праве сама решить, кто какую задачу будет решать. Первый выполнивший одну из задач представляет ее на доске и получает баллы. Максимальный балл за каждую решенную задачу – 2 балла. Эти очки идут и в командный зачет.

Задача 1.

Определить равнодействующую силу : а) построить ее на чертеже; б) вычислить ее модуль, если F1 = 2 H.

Смотри рисунок 1.

Задача 2.

По горизонтальной поверхности перемещается груз массой 3 кг с ускорением            0,3 м/с2. Под действием какой горизонтальной силы перемещается груз, если сила трения скольжения равна 2 Н? Какой величины силы достаточно, чтобы груз стал двигаться равномерно? ( F1 = ma + Fтр., F1 = 2,9 Н, F2 = Fтр. = 2 Н)

Задача 3.

Тело массой 2 кг движется под действием некоторой силы. Закон изменения скорости тела имеет вид: . Какова сила, действующая на тело? (F = ma, , a = 0,2 м/с2, F = 0,4 H)

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока физики 8 класс

Технологическая карта урока физики 9 класс по ФГОС

Конспект урока физики 8 класс по теме: Параллельное соединение проводников

Конспект урока физики 9 класс

Внеклассное мероприятие по физике для 9 класса

Источник: https://ped-kopilka.ru/uchiteljam-predmetnikam/fizika/konspekt-obobschayuschego-uroka-fiziki-v-9-klase-po-teme-zakony-nyutona.html

Второй закон Ньютона

Второй закон ньютона урок физики 9 класс

Вы­яс­ним, к чему же при­во­дит дей­ствие на одно тело дру­гих тел. То есть вза­и­мо­дей­ствие. Вза­и­мо­дей­ствие – это дей­ствие тел друг на друга. Оно не может быть од­но­сто­рон­ним, не может быть на­прав­лен­ным толь­ко на одно тело, оно обя­за­тель­но долж­но рас­смат­ри­вать­ся как дей­ствие тел друг на друга, т.е.

для этого обя­за­тель­но нужны как ми­ни­мум два тела. Мерой та­ко­го вза­и­мо­дей­ствия яв­ля­ет­ся по­ня­тие силы. Впер­вые это по­ня­тие было упо­треб­ле­но во II веке до н.э. Ари­сто­те­лем.

В пе­ре­во­де на гре­че­ский сила – это ди­на­мо, от­сю­да и про­ис­хо­дит ди­на­ми­ка – раз­дел ме­ха­ни­ки, в ко­то­ром рас­смат­ри­ва­ет­ся дви­же­ние тел и вза­и­мо­дей­ствие тел.

Сила обо­зна­ча­ет­ся F. Дей­ствие все­гда ку­да-ли­бо на­прав­ле­но, а если есть на­прав­ле­ние, то у ве­ли­чи­ны есть ха­рак­те­ри­сти­ка, свя­зан­ная с на­прав­ле­ни­ем, эта ве­ли­чи­на будет век­тор­ная. Из­ме­ря­ет­ся сила в нью­то­нах (Н).

 = [H]

Необ­хо­ди­мо от­ме­тить, что у фи­зи­че­ской ве­ли­чи­ны силы есть ещё и мо­дуль­ное зна­че­ние, то есть чис­ло­вое зна­че­ние этой ве­ли­чи­ны.

 Динамометр

Для из­ме­ре­ния силы тре­бу­ет­ся при­бор – ди­на­мо­метр.

Обыч­но го­во­рят, что вза­и­мо­дей­ствие при­во­дит к тому, что в те­че­ние неко­то­ро­го вре­ме­ни из­ме­ня­ет­ся либо ско­рость тела, либо де­фор­ми­ру­ет­ся тело, то есть из­ме­ня­ет­ся его форма и объём.

 А может про­ис­хо­дить и то и дру­гое. По­это­му мы рас­смот­рим ди­на­мо­метр, в ко­то­ром ис­поль­зу­ет­ся де­фор­ма­ция пру­жи­ны как яв­ле­ние для из­ме­ре­ния дей­ствия силы.

Рис. 1. Виды ди­на­мо­мет­ров

Наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ный вид ди­на­мо­мет­ра, на­зы­ва­ет­ся «школь­ный», пред­став­ля­ет собой при­бор, где непо­сред­ствен­но на шкале, на самом кор­пу­се, на­хо­дит­ся пру­жи­на, к ко­то­рой при­креп­ля­ет­ся крю­чок для груза. Об­ра­щаю ваше вни­ма­ние, что в дан­ном слу­чае шкала на­не­се­на на сам кор­пус, и, де­фор­ми­руя пру­жи­ну, мы можем по­лу­чить зна­че­ние при­ло­жен­ной силы.

Рис. 2. Школь­ный ди­на­мо­метр

Еще один вид та­ко­го при­бо­ра – т.н. де­мон­стра­ци­он­ный ди­на­мо­метр.

Рис. 3. Де­мон­стра­ци­он­ный ди­на­мо­метр 

Он может из­ме­рять при­ло­жен­ную силу как в одну сто­ро­ну, так и в дру­гую, т.е. удо­бен тем, что можно из­ме­рять дей­ствие сил, на­прав­лен­ных в раз­ные сто­ро­ны.

 Связь ускорения с силой

Важно от­ме­тить, что вто­рой закон Нью­то­на ба­зи­ру­ет­ся на ре­зуль­та­тах очень мно­гих фи­зи­че­ских экс­пе­ри­мен­тов.

В част­но­сти, рас­смот­рим сле­ду­ю­щий экс­пе­ри­мент, ко­то­рый по­ка­жет, как уско­ре­ние свя­за­но с дей­ству­ю­щей силой.

Если на тело дей­ству­ет неко­то­рая сила, то можно за­ме­тить пря­мую про­пор­ци­о­наль­ность: чем боль­ше сила, при­ло­жен­ная к телу, тем боль­шим будет уско­ре­ние этого тела.

Рис. 4. Уско­ре­ние прямо про­пор­ци­о­наль­но при­ло­жен­ной силе

У нас есть бру­сок, ди­на­мо­метр, ко­то­рый будет ре­ги­стри­ро­вать дей­ствие силы, да­вай­те по­смот­рим, как же будет дви­гать­ся этот бру­сок. Об­ра­ти­те вни­ма­ние: при­ла­га­ем опре­де­лен­ную силу, и в ре­зуль­та­те – одно опре­де­лен­ное уско­ре­ние. Бру­сок про­хо­дит рас­сто­я­ние за опре­де­лён­ное время. Если же мы силу уве­ли­чим, то и уско­ре­ние будет тоже боль­ше.

Итак, можно ска­зать, что уско­ре­ние прямо про­пор­ци­о­наль­но при­ло­жен­ной силе.

 Связь ускорения с массой

Во вто­ром экс­пе­ри­мен­те про­сле­дим, как со­от­но­сит­ся уско­ре­ние с мас­сой тела.

Рис. 5. Уско­ре­ние об­рат­но про­пор­ци­о­наль­но массе 

Чтобы про­ве­рить за­ви­си­мость уско­ре­ния от массы тела, вос­поль­зу­ем­ся гру­за­ми. Возь­мём пер­вый груз и уста­но­вим на брус­ке. Ди­на­мо­метр по­ка­жет ту же силу, ко­то­рую мы ис­поль­зо­ва­ли в преды­ду­щем экс­пе­ри­мен­те. Итак, если те­перь мы при­кла­ды­ва­ем силу, по­смот­ри­те, что же будет с уско­ре­ни­ем.

Уско­ре­ние ста­но­вит­ся мень­ше. Если мы ещё раз массу уве­ли­чим, ещё боль­ше она ста­нет, об­ра­ти­те вни­ма­ние, опять по­тре­бу­ет­ся сила боль­шая, но уско­ре­ние будет ещё мень­ше при зна­че­нии при­бли­зи­тель­но той же самой силы.

Это го­во­рит о том, что чем боль­ше масса, то при той же самой при­ло­жен­ной силе уско­ре­ние будет мень­ше.

Уско­ре­ние будет прямо про­пор­ци­о­наль­но об­рат­но­му зна­че­нию массы. Чем боль­ше масса, тем уско­ре­ние будет мень­ше.

В ре­зуль­та­те про­ве­дён­ных экс­пе­ри­мен­тов и был сфор­му­ли­ро­ван вто­рой закон Нью­то­на. Вто­рой закон Нью­то­на го­во­рит о том, что тело будет дви­гать­ся с уско­ре­ни­ем, если на него дей­ству­ет сила. Это уско­ре­ние прямо про­пор­ци­о­наль­но при­ло­жен­ной силе и об­рат­но про­пор­ци­о­наль­но массе этого тела.

Опре­де­ле­ние: уско­ре­ние, при­об­ре­та­е­мое телом под дей­стви­ем силы, прямо про­пор­ци­о­наль­но ве­ли­чине этой силы и об­рат­но про­пор­ци­о­наль­но массе тела.

 Единицы измерения силы

К этому необ­хо­ди­мо до­ба­вить ещё то, что под силой в дан­ном слу­чае по­ни­ма­ет­ся рав­но­дей­ству­ю­щая всех сил. То есть век­тор­ная сумма всех сил, дей­ству­ю­щих на тело.

Источник: https://100ballov.kz/mod/page/view.php?id=2581

Урок физики по теме

Второй закон ньютона урок физики 9 класс

Класс: 9

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Урок проводится в 9 классе.

Учебник: Перышкин А.В. Физика. 9 кл. [1]

Программа по физике для 9 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень). Авторы программы Е.М. Гутник, А.В. Перышкин. [2]

Программа составлена в соответствии с утвержденным в 2004 г. федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике. [3, 4]

Тип урока: комбинированный (урок изучения нового материала с использованием мультимедийного сценария урока, с использованием компьютерного измерительного блока).

Цели урока:

  • образовательная: экспериментально исследовать зависимость ускорения тела от силы и массы, научить учащихся применять знания в новой ситуации, совершенствовать навыки решения качественных экспериментальных расчетных задач, расширить кругозор учащихся;
  • развивающая: развить умение объяснять окружающие явления, устную речь, память, навыки коллективной творческой работы в сочетании с самостоятельностью учащихся; повышать интерес к физике за счет уже имеющихся интересов к другим видам деятельности;
  • воспитывающая: создать условия для раскрытия учащимися своих способностей.

Требования к базовому уровню подготовки: уметь вычислять ускорение тела, силу, действующую на тело, или массу на основе второго закона Ньютона.

Место урока в теме: урок проводится после изучения темы «Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона». Следующий урок по теме – «Третий закон Ньютона».

Оборудование: две тележки для демонстрации взаимодействия с принадлежностями, мультимедийная презентация к уроку, проектор, компьютер, демонстрационный набор «Механика» лаборатории L-микро, компьютерный измерительный блок.

I. Актуализация знаний.

Объявление темы и цели урока

Слайд 1

Учитель: Сегодня мы с вами продолжаем изучение динамики. На прошлом уроке мы познакомились с первым законом Ньютона, разобрались с понятиями инерция и инерциальные системы отсчета. Сейчас вам предстоит ответить на вопросы блиц-опроса по домашнему заданию.

Фронтальный блиц-опрос по материалу прошлого урока (первый закон Ньютона)

Слайд 2

Что изучает динамика? Какое движение называется движением по инерции? Какую систему отсчета называют инерциальной?

Сформулируйте первый закон Ньютона.

II. Формирование новых знаний и способов действий.

Изучение нового материала.

Определение понятия силы как меры взаимодействия тел.

1. На демонстрационном столе две легкоподвижные тележки. На одной из них закреплена упругая пластина. Пластина изогнута и связана нитью. Тележка находится в состоянии покоя относительно стола.

1) 2)
Рисунок 1. Иллюстрация виртуального эксперимента с легкоподвижной тележкой

Начнет ли тележка двигаться, если пластина выпрямится?

Слайд 3

Учащиеся озвучивают свои предположения, учитель «запускает» виртуальный эксперимент по предположениям детей: Тележка остается на месте или тележка сдвигается в какую-либо сторону.

Как вы думаете, все ли предложенные вами варианты поведения тележки реальны? Почему?

Учитель на демонстрационном столе проводит эксперимент, пережигая нить, удерживающую упругую пластину. Делается вывод о том, что если нет взаимодействия – нет и изменения скорости тела. Можно привести пример с известной историей про барона Мюнхаузена о том, как он якобы вытянул себя из болота за волосы.

2. Если со стороны изогнутой пластины поставить вторую такую же тележку и пережечь нить. Что может произойти? Дети озвучивают свои предположения. Учитель «запускает» виртуальный эксперимент по предположению детей (Слайд 4).

Далее учителем проводится реальный эксперимент, подтверждающий предположения учащихся.

Рисунок 2. Иллюстрация виртуального эксперимента со взаимодействием легкоподвижных тележек

Во втором эксперименте мы наблюдали, что оба тела действовали друг на друга – они взаимодействовали и результатом этого взаимодействия стало изменение скорости тел (сообщение телам ускорений).

Можно показать варианты этого эксперимента, удерживая одну из взаимодействующих тележек.

Слайд 5

Количественную меру действия тел друг на друга, в результате которого тела получают ускорения (т.е. изменяют свою скорость), называют силой. (force – сила)

Сила определяется: модулем, направлением, точкой приложения.

Слайд 6

На слайде несколько иллюстраций, на которых показаны направления и точки приложения сил, действующих на тела. Из курса физики 7 класса учащиеся уже знакомы с этими силами.

В реальных условиях на тело действует не одна сила, а несколько. Ускорение телу сообщает равнодействующая этих сил, которая равна их геометрической сумме.

Ускорение, которое сообщает равнодействующая сил, всегда направлено в сторону действия результирующей (равнодействующей) силы.

Слайд 7

Небольшой видеоролик (Приложение 1) о движении тела под действием равнодействующей сил.

Количественно связь между массой тела, ускорением, с которым оно движется, и равнодействующей приложенных к телу сил, выражается вторым законом Ньютона (или второй закон динамики).

Слайд 8

В инерциальной системе отсчета ускорение тела прямо пропорционально равнодействующей сил, приложенных к телу и обратно пропорционально его массе.

Слайд 9

Напоминание, как работать с формулой такого типа.

Рисунок 3. Треугольник для запоминания формулы

Слайд 10

Как и первый закон, второй закон динамики имеет границы применимости.

В нем под телом подразумевается материальная точка, она движется в инерциальной системе отсчета, причем ее скорость много меньше скорости света ().

Слайд 11

В следующем видеофрагменте (Приложение 2) мы посмотрим, как изменяется ускорение тела если увеличивать массу при действии постоянной силы.

Слайды 12, 13

Докажем опытным путем справедливость соотношений

a~F и a~

Для этого будем использовать набор по механике с компьютерным измерительным блоком.

Рассматриваем начальную стадию движения тележки на магнитной подвеске под действием силы упругости растянутой резинки. Конечно, сила упругости не является постоянной во времени, но на начальном этапе ее можно таковой считать за счет небольшой относительной деформации резинки.

На тележке установлены два флажка (на расстоянии 5 см друг от друга). Датчик, установленный на скамье будет регистрировать время, которое необходимо тележке, чтобы пройти мимо датчика.

Получается движение с постоянным ускорением без начальной скорости. Незадолго до изучения данной темы учащиеся выполняли лабораторную работу по нахождению ускорения тела при равноускоренном движении без начальной скорости. Для расчета ускорения использовалась формула:

Здесь l – расстояние между флажками, а Δt – значение интервала времени, измеренного компьютером.

В нашем случае датчики будут передавать сигнал на компьютерный измерительный блок. На экране при помощи мультимедийного проектора мы будем наблюдать передаваемый сигнал и значение измеренного времени.

Результаты измерений и вычислений записываются учителем (или одним из учащихся) в Таблицу 1 (начерчена заранее на доске):

Таблица 1

Условия опытаΔt, сΔt2, с2, м/с2
m, 2F
2m, 2F
2m, F
m, F

Четыре ученика у доски рассчитывают построчно, а затем и озвучивают полученные значения ускорения.

Производится сопоставление полученных величин ускорения и делается вывод о соответствии результатов эксперимента второму закону Ньютона.

Слайд 14

Необходимо озвучить особенности второго закона Ньютона (учащиеся коротко записывают в тетради).

III. Формирование умений и навыков

Слайд 15

Заполните пропуски (фронтальные ответы учащихся):

  • Под действием постоянной силы тело движется равноускоренно
  • Если при неизменной массе тела увеличить силу в 2 раза, то ускорение увеличится в 2 раз(а)
  • Если массу тела уменьшить в 4 раза, а силу, действующую на тело, увеличить в 2 раза, то ускорение увеличится в 8 раз(а)
  • Если силу увеличить в 3 раза, а массу в 3 раза, то ускорение останется неизменным.

Слайд 16

Решение количественных задач.

  • Упр.11(1) [1]
  • Определите силу, под действием которой велосипедист скатывается с горки с ускорением, равным 0,8 м/с2, если масса велосипедиста вместе с велосипедом равна 50 кг.
  • Л. 318
    Какую скорость приобретает тело массой 3кг под действием силы, равной 9 Н, по истечении 5 с?
  • Л. 319
    Поезд массой 500 т, трогаясь с места, через 25 с набрал скорость 18 км/ч. Определите силу тяги.

Слайд 17

Домашнее задание: §11, Упр.11(2) письменно [1]

IV. Подведение итога урока.

Что нового узнали? Как называется физическая величина, характеризующая меру действия одного тела на другое? Что является причиной изменения скорости тела? Какой формулой описывается второй закон динамики? Что особенно запомнилось?

При наличии времени учащимся можно предложить дополнительные исторические сведения, запустив Слайд 18

Список литературы и ресурсов Интернет:

  1. Перышкин А.В. Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений/А. В. Перышкин, Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2010.)
  2. Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7-11 кл./сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.– 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.
  3. Сборник нормативных документов. Физика. — М.: Дрофа, 2004;
  4. mon.gov.ru/work/obr/dok/ Официальный сайт Министерства Образования и Науки РФ)
  5. school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

20.03.2013

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/631638/

ГосЗакон
Добавить комментарий