Законы регулирующие земельные отношения

Земельное законодательство – это самостоятельная отрасль российского законодательства, представляющая собой систему нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения.

В юридической науке выделяют следующие задачи земельного законодательства:

  1. утверждение положений о роли государства в регулировании земельных отношений;
  2. отражение многообразия интересов, направленных на одни и те же участки и территории, обеспечение баланса этих интересов;
  3. учет региональных аспектов регулирования земельных отношений на всей территории России.

Замечание 1

Разработка и принятие специальных земельно-правовых норм опираются как на принципы земельного законодательства, так и на общие институты базовых отраслей законодательства: конституционного, гражданского, уголовного и административного.

Содержание

Структура земельного законодательства России

В структуру действующего в нашей стране земельного законодательства входят:

  1. Конституция РФ;
  2. Земельный кодекс РФ;
  3. федеральные законы;
  4. указы Президента России;
  5. постановления Правительства России;
  6. нормативные акты субъектов Федерации;
  7. акты органов муниципальной власти.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Кроме того, сделки с земельными участками, как с объектами недвижимого имущества, регулируются положениями Гражданского кодекса РФ.В основе земельно-правового регулирования находятся конституционные нормы.

Они определяют общий подход к земле как к природному ресурсу и объекту недвижимости, а также достоянию народов, проживающих на территории России.

Кроме того, в Конституции РФ закреплено положение о равенстве всех форм собственности на землю: государственной, муниципальной и частной.

Системообразующее значение для земельного законодательства имеет Земельный кодекс РФ.

Он не только содержит ряд основных специальных норм о земле, изложенных в определенной последовательности, но и служит звеном, обеспечивающим связь и взаимодействие нормативных актов иных отраслей законодательства, касающихся регулирования земельных отношений. Прежде всего, это Гражданский, Уголовный, Лесной и Водный кодексы, федеральный закон «О недрах», иные нормативные правовые акты.

Другая не менее существенная функция, которую выполняет Земельный кодекс РФ, заключается в том, что данный документ закрепляет связанные между собой нормы, образующие конкретные правовые средства воздействия на определенные земельные отношения.

Федеральные и региональные законы, нормативные акты органов местного самоуправления дополняют и конкретизируют положения Земельного кодекса РФ. Они принимаются в развитие земельного законодательства и регулируют оборот различных категорий земель.

Рисунок 1. Законодательство в сфере земельных отношений. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Роль законодательства в регулировании земельных отношений

Современное земельное законодательство формирует особые нормы о правах на землю, их возникновении, реализации и прекращении.

Роль земельно-правовых норм заключается во включении земли в общие имущественные отношения с обязательным учетом ее специфики.

Другая задача, решение которой возможно при существующей структуре земельного законодательства, – это учет особенностей правового воздействия на разные по своему характеру земельные отношения.

Замечание 2

Действующая в России система законодательства имеет ясно понимаемую внутреннюю логику и вполне адекватно отзывается на современные потребности развития земельного оборота, в том числе дает возможность реализации государственной политики в данной сфере.

Специфические черты современного оборота земельных участков в РФ отражены в земельном законодательстве при помощи ряда специальных правовых норм, опирающихся на институты как гражданского, административного, так и земельного законодательства.

Общие нормы гражданского законодательства обеспечивают свободный оборот земельных участков и всегда выступают основанием для выстраивания отношений по приобретению или прекращению прав на землю.

Роль земельного законодательства в данном случае состоит в реализации основных направлений государственной политики в сфере регулирования оборота земель, в том числе в обеспечении земельными ресурсами менее защищенных участников рынка.

Совершенствование земельного законодательства

Перед государством в сфере регулированием земельных отношений стоит большое количество задач. Дальнейшее развитие рынка земли требует:

  1. завершения процедуры формирования и учета земельных участков;
  2. упорядочения учета земельных участков как объектов правовых отношений;
  3. обеспечения прозрачности и непротиворечивости информации об установленном правовом режиме и о правах на земельные участки.

Это основа гарантий прав собственников и лиц, приобретающих земельные участки.

Совершенствование необходимо и при регламентации отношений оборота и аренды земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

При законодательном регулировании охраны и использования земли следует отличать эти функции управления от предоставленных органам власти полномочий в сфере распоряжения земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности.

Замечание 3

Рынок земли служит объективно необходимым элементом современной системы хозяйствования. Однако во всех странах формирование рынка земли характеризовалось определенными трудностями, оно было предметом особого внимания государства. Это вполне объяснимо, если помнить о том, что предметом купли-продажи выступает особый товар, который дан природой и не воспроизводим.

Среди причин кризисно-депрессивного состояния аграрного сектора нашей страны ряд специалистов называют недостаточное развитие рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения, обусловленное пробелами в действующем российском законодательстве. В первую очередь, речь идет об отсутствии четкой регламентации при осуществлении гражданами и юридическими лицами законодательно закрепленного за ними права свободной купли-продажи земельных участков.

Но анализ действующей в России законодательно-нормативной базы показывает, что она не только не препятствует проведению сделок купли-продажи земельных участков, но и предоставляет достаточные механизмы для их заключения.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/gosudarstvennoe_regulirovanie_zemelnyh_otnosheniy/zakonodatelstvo_v_sfere_zemelnyh_otnosheniy/

Правовое регулирование земельных отношений


Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Право на землю » Правовое регулирование земельных отношений

Статья посвящена правовому регулированию земельных отношений, подробно рассматриваются методы и принципы этого вида правоотношений

Под «земельными отношениями» понимаются урегулированные нормами земельного права общественные отношения по поводу приобретения (приватизации, купли-продажи и иных сделок), ис­пользования и охраны земель, складывающиеся между органами власти, физическими и юридическими лицами. 

Земля рассматривается в качестве объекта земельных правоотношений (как разновидности общественных отношений) не только ввиду того, что она – объект природы, составная часть окружающей среды, а вследствие экономической выгоды от ее использования человеком.

Это важное обстоятельство определяет экономическое, социальное и экологическое значение земельных отношений. Тем не менее, земля как объект общественных отношений продолжает оставаться объектом природы даже тогда, когда к ней прикладывается человеческий труд.

В этом одна из основных особенностей земли в качестве объекта общественных отношений и соответственно самих земельных отношений.

В ст. 3 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г.

№136-ФЗ (далее – ЗК РФ) «Отношения, регулируемые земельным законодательством» приводится легальное определение «земельных отношений», под которыми понимают отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

К такого рода отношениям  относятся отношения по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых объектов, объектов культурного наследия народов РФ.

При этом имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Правовое регулирование земельных отношений заключается в установлении норм и правил в сфере землепользования, общеобязательных для применения и исполнения всеми субъектами данного вида отношений. Оно осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством. В частности, Гражданский кодекс РФ (ч.

1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (далее – ГК РФ) определяет основания возникновения, изменения и прекращения прав на земельный участок, как на любое другое имущество. Комплекс норм земельного права устанавливает особенности возникновения и прекращения таких прав, а также процедуру их оформления.

Основным источником земельного права является ЗК РФ.

Как и любой другой вид общественных отношений, земельные правоотношения состоят из следующих обязательных элементов.

  • Объект правоотношений. В земельном праве в соответствии со ст. 6 ЗК РФ «Объекты земельных отношений» объектами правоотношений признаются: земля в целом (как естественный природный объект и ресурс), участки земли и части земельных участков. В большинстве правоотношений объектом выступает индивидуально определенный участок земли, имеющий обязательные признаки и характеристики (границы, площадь, местоположение). Земля в целом может выступать объектом отношений по охране или рациональному использованию, которые носят общий характер. Регулирование объекта земельных правоотношений осуществляется в нормах ЗК РФ, ГК РФ, ряда отраслевых федеральных законов (например, ФЗ от 18 июня 2001 г. №78-ФЗ «О землеустройстве», ФЗ от 11 июня 2003 г. №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ФЗ от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ФЗ от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), подзаконных актах.
  • Субъект правоотношения. Субъектами земельных правоотношений согласно ст. 5 ЗК РФ «Участники земельных отношений» могут выступать: граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Субъектный состав зависит от конкретного вида правоотношений. В процессе распределения земель государственной или муниципальной собственности субъектами будут выступать публичные органы власти, с одной стороны, и гражданин (организация), претендующие на выделение участка. В правоотношениях, возникающих при совершении сделки в отношении земельного участка, субъектами будут являться стороны соглашения, а участие органа власти допускается только в качестве одной из сторон сделки. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются с соответствии с данным Кодексом, федеральными законами (п. 2 ст. 5 ЗК РФ).

Вышеуказанные субъекты могут выступать в роли:

а) собственников земельных участков;

б) землепользователей – лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

в) землевладельцев – лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

г) арендаторов земельных участков – лиц, владеющих и пользующихся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

д) обладателей сервитута – лиц, имеющих право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

В соответствии со ст.

124-125 ГК РФ Российская Федерация, субъекты РФ, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в имущественных отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами.

От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, от имени муниципальных образований – органы местного самоуправления.

  • Нормативное регулирование правоотношений. Государство осуществляет регулирование земельных правоотношений посредством принятия норм и правил, обязательных для исполнения всеми субъектами. Обязательность исполнения норм права обеспечивается системой мер стимулирующего или принудительного характера. земельных правоотношений – корреспондирующие (взаимосвязанные) права и обязан­ности их участников, совершающих свои действия в точном соответ­ствии с  нормами права. В настоящее время с введени­ем института частной собственности на землю и платного землеполь­зования земельные отношения приобрели новое содержа­ние, так как они признаны имущественными, а земля перестала быть объектом администрирования, получила кадастровую оценку с учетом потребностей развивающегося земельного рынка.

Виды земельных правоотношений

Земельные правоотношения можно классифицировать:

– по характеру содержания правоотношения (по функциональной роли): регулятивные и охранительные.

– регулятивные земельные отношения – отношения, складывающиеся в процессе реализации земельно-правовых норм, не связанных с применением юридической ответственности, и которые выражаются, как правило, в совершении участниками данных отношений позитивных действий. Традиционно, на практике возникают именно такие отношения (изъятие земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд, заключение договора аренды земли и т.д.).

– охранительные земельные правоотношения возникают в связи с совершенными правонарушениями, либо с наличием угрозы их совершения и реализуются при применении юридической ответственности. К примеру, самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа на виновных граждан, должностных лиц и юридических лиц.

по степени определенности сторон правоотношения: абсолютные и относительные.

– абсолютные правоотношения – это те, в которых определена только одна сторона – носитель субъективного права. Один субъект наделяется субъективным правом, остальные же субъекты обязаны не нарушать это субъективное право.

Примером данного правоотношения будет являться реализация субъектом права собственности.

Собственник имеет правомочия владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком, при этом все остальные лица обязаны уважать и не нарушать эти правомочия.

– относительные правоотношения – правоотношения, в которых оба субъекта строго определены и являются носителями прав и обязанностей по отношению друг к другу.

Примером относительного правоотношения будут правоотношения, которые связаны с нормами гражданского права и, соответственно, переплетаются с положениями земельного права.

Так, согласно договору купли-продажи между продавцом и покупателем земельного участка возникают конкретные, относительные правоотношения

 по характеру регулирования отношений: материальные и процессуальные.

– материальные земельные правоотношения устанавливают права и обязанности субъектов права по поводу охраны и использования земли, а также запреты на совершение тех или иных действий в отношении земель.

Другими словами, это правоотношения, которые складываются в связи с использованием прав и обязанностей, предусмотренных нормами земельного права.

В данном случае примером может являться право на залог земельного участка; обязанность не нарушать права других лиц, использующих землю.

– процессуальные земельные правоотношения выражаются в нормах, устанавливающих порядок возникновения, изменения, прекращения и осуществления материальных правоотношений, то есть правовому регулированию подвергаются не сами земельные правоотношения, а способ их реализации. Примером данных правоотношений может являться порядок оформления сделок с землей, порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и т.д.

– по целевому назначения земель: по использованию земель сельскохозяйственного назначения; по использованию земель поселений; по использованию земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного специального назначения; по использованию земель особо охраняемых территорий; по использованию земель лесного фонда; по использованию земель водного фонда;  по использованию земель запаса.

Также земельные отношения классифицируются в зависимости от своего содержания. По данному основанию выделяют:

– Земельные правоотношения в сфере собственности на землю. Возможность наличия частной собственности на землю определяет содержание земельных правоотношений, а именно отношений по владению, пользованию и распоряжению землей, особенности правового режима земельных участков.

– Правоотношения по поводу прав на землю, производных от права собственности. Эта группа правоотношений делится на правоотношения, имеющие характер вещных прав, и правоотношения, имеющие обязательственный характер.

3емельные правоотношения в сфере управления использованием земель и их охраны.

Независимо от того, находится ли земля в частной, государственной или муниципальной собственности, государство в лице уполномоченных на то исполнительных органов государственной власти осуществляет определенные функции в целях организации рационального использования и охраны всех земель, входящих в состав земельного фонда России, исходя из общегосударственных интересов.

Правовое регулирование земельных правоотношений включается в себя систему регулятивных и охранительно-предупредительных норм.

Методы и принципы правового регулирования земельных отношений

Под методом правового регулирования понимается совокупность способов, приемов, с помощью которых право, т.е. правовые нормы, воздействует на поведение участников общественных отношений, в данном случае – земельных.

Метод земельного права имеет комплексный характер, в нем сочетаются императивный и диспозитивный методы правового регулирования.

Императивный метод предусматривает установление обязательных правил, ограничений и запретов, которые обязаны исполнять субъекты правоотношений. Так как земельные ресурсы имеют уникальное общественное и экономическое значение, регулирование правоотношений в сфере землепользования, как правило, основано на системе ограничений и запретов.

Для реализации данного метода государство реализует свои властные полномочия не только посредством принятия нормативно-правовых актов, но и комплексом практических мер (согласование места размещения объектов капитального строительства на участке земли; определение конкретных категорий, целевого назначения и видов разрешенного пользования землей; прекращение права пользования участков в случае нарушения норм, и т.д.).

При регулировании государство устанавливает границы возможного и должного поведения участников правоотношения с целью соблюдения интересов государства и общества.

Императивный метод регулирования включает в себя систему мер ответственности за несоблюдение установленных правил. Привлечение к ответственности за нарушение нормативных актов является исключительным полномочием государственных органов.

Диспозитивный метод регулирования характеризуется юридическим равенством участников правоотношения, свободой выбора возможного поведения субъектов отношений. Вмешательство государства при диспозитивном методе регулирования заключается в установлении общих правил поведения субъектов, которые могут самостоятельно использоваться при реализации целей правоотношения.

Диспозитивный метод регулирования включается в себя три способа регулирования:

– рекомендательный – сторонам предоставляется право альтернативного поведения и выбора средств достижения цели;

– санкционирующий – не вмешивается в свободную волю равных сторон правоотношения, однако требует государственное вмешательство для придания воле сторон юридической силы;

– делегирующий – дает сторонам полную свободу выбора в пределах конкретного перечня полномочий.

Принципы земельных правоотношений:

  • принцип приоритета интересов народов, населяющих данную территорию, а также защита прав человека;
  • принцип приоритета экологического благополучия при использовании земли;
  • принцип целевого использования участков земли;
  • принцип устойчивости прав на землю, который является конституционным правом;
  • принцип равенства всех форм собственности на землю;
  • принцип платности, как средство эффективного и рационального использования земли;
  • принцип рационального использования земель;
  • иные принципы

Источник: https://advokat-malov.ru/pravo-na-zemlyu/novyj-resurs5.html

Законодательная база земельных отношений

Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса РФ от 1991 года, главнейшего свода норм, Гражданского кодекса РФ, а также Конституции Российской Федерации и свода федеральных законов.

В соответствии с действующим законодательством, земля выступает главным объектом гражданских прав.

Земельные участки относятся к недвижимому имуществу, недвижимым имуществом также можно назвать участки недр земли.

По отношению к любому земельному участку, главным правом является право собственности. Понятие права собственности включает в себя такие составляющие как право владения, распоряжения и пользования.

То есть, лица, которые обладают правом собственности на земельный участок, могут дарить его, сдавать во временное пользование или продавать, если это не запрещено законом и не наносит вреда окружающей среде.

Совокупность нормативных актов составляет земельное законодательство РФ. Основы отношений регулируются такими актами как:

  • Закон о мелиорации земель.
  • Закон о государственном регулировании обеспечения плодородия сельскохозяйственных земель.
  • Акт о плате за землю от 1991 года.
  • Указы президента о регулировании земельных отношений и внедрении аграрной реформы от 1993 года.

Другие нормы для регулировки такого вида отношений содержатся в нормативных актах, которые регулируют отношения других, смежных сфер – водном и лесном кодексах РФ.

В настоящее время нормы законодательства требуют обновления, так как система источников земельного права несколько устарела. Реформы в аграрной сфере проводятся постоянно, поэтому и основные понятия требуют обновления.

В скором времени должен быть принят новый Земельный кодекс. 

Государственное регулирование земельных отношений – виды и тонкости

Правовое регулирование земельных отношений является вынужденной мерой, ее необходимость объясняется многофункциональностью и важностью земельного ресурса.

Государственное регулирование земельных отношений направлено на обеспечение правильного и эффективного использования земли, что очень важно в связи с ее незаменимостью.

Этот процесс также предусматривает составление правил и норм владения и распоряжения участками.

Нормы регулирования таких отношений делятся на 2 основных вида:

  • Первый вид подразумевает регулирование земельных отношений государством, выступающим в качестве суверена. Сюда же можно отнести муниципальное регулирование. Государство обладает верховенством по отношению ко всем участкам, независимо от формы собственности. При таком регулировании возможно применение таких методов как власть и подчинение, путем применения нормативных атак.
  • Второй тип – хозяйственное нормативно-правовое регулирование. В этом случае, государственные органы действуют по принципу хозяйственных субъектов, предоставляя участки юридическим и физическим лицам. Хозяйственные органы ведут учет, оценку и охрану земель. Их задачей является не только правильное распределение ресурсов, но и обеспечение государственных и общественных потребностей и приоритетов развития, а также обеспечение безопасности окружающей среды.

Государственное регулирование земельных отношений преследует такие цели как обеспечить общественные потребности, а также приоритеты развития, защитить окружающую среду и не допустить негативного влияния на экологию, защитить природные ресурсы от нерационального использования. Нормы регулирования также должны обеспечивать рациональное использование земли – это основная цель таких отношений.

Нормативно-правовое регулирование делится на общее и отраслевое. Понятие общего подразумевает осуществления распределений участков и ресурсов органами общей и специальной комплектации, оно распространяется на все категории земли. Включает в себя взаимодействие со всеми субъектами земельных отношений.

Вопросы отраслевого регулирования включают в себя взаимодействие со всеми предприятиями, которым предоставлены земли для использования. Отраслевое правовое регулирование земельных отношений осуществляется различными комитетами и федеральными службами определенной сферы деятельности.

Принципы земельного законодательства

Основы земельного законодательство нацелены на правильное и разумное использование важнейшего ресурса. Земля как ресурс не подлежит восстановлению и участвует в любой сфере жизни и профессиональной деятельности человека, поэтому и существуют нормы ее использования.

Можно выделить такие основы и принципы земельного законодательства:

  • Земля – основной ресурс для жизни человека. В соответствии с этим принципом, гражданско-правовое регулирование земельно-имущественных отношений осуществляется с учетом земли как природного объекта, недвижимого имущества и средства жизнедеятельности.
  • Нормы регулирования подразумевают такие приоритеты как охрана земли, экологии и здоровья человека. Это второй важный принцип, в соответствии с ним, владение и пользование землей осуществляется без вреда для окружающей среды.
  • Пользование земельными участками платное, за редким случаем, предусмотренным законодательством.
  • Особо ценные участки лесного или сельскохозяйственного фонда не могут быть использованы для сторонних целей, например, строительства.
  • Правовые нормы подразумевают деление земель на категории. Деление осуществляется в соответствии с законодательством и зонированием.

Функции государственного регулирования

Особенности правового регулирования земельных отношений подразумевают функции, которые прописаны в Конституции или Земельном кодексе. Функции отличаются между собой субъектом местом, значением, последствиями и основным субъектом осуществления.

Субъектами могут выступать государство, его отдельные части, а также органы местного самоуправления, в этом случае осуществляется муниципальное регулирование.

Главными функциями регулирования можно назвать такие как планирование и прогнозирование распределения земель, сам процесс распределения участков, деление их на зоны, землеустройство, ведение государственного кадастра, организация использования земель, решение любых конфликтов и споров.

Функции регулирования также можно разделить на 5 видов: охранная, учетная, распределительная, контрольная и рационального использования.

Понятие правовой деятельности держится на перечисленных функциях, именно они определяют весь процесс регулирования.

За их выполнением следят целые государственные службы, так как сегодня вопрос правильного и целесообразного использования такого ресурса стоит очень остро.

Понятие земельного ресурса достаточно емкое, все его особенности и нормы регулирования прописаны в законодательстве. Основы нормативных документов позволяют решить любые земельные проблемы и вопросы.

Государственное регулирование земельных отношений – это основа полноценного развития страны, так как от правильного распределения и использования участков зависит не только полноценная жизнь человека, но и все производственные процессы, и, как следствие, нормальное существование государства в целом.

Источник: https://zemadvo-femida.ru/zemelnoe-pravo/pravovoe-regulirovanie-zemelnyh-otnoshenij.html

Земельное законодательство регулирует отношения, которые прописаны в законодательных актах страны и находятся под защитой государства.

К таким документам можно отнести земельный, градостроительный, жилищный, строительный и другие кодексы, а также ряд законов, принимаемых государственной думой («Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую», «О землеустройстве» и многие другие).

Определение категории “земельные отношения”

Земельное законодательство в России выступает комплексным атрибутом многих сфер деятельности. Следовательно, имеет трудную структуру управления.

Провести черту между различными сферами в законодательствах по кодексам или законам можно с помощью 3-й статьи Земельного кодекса (далее ЗК) «Отношения, регулируемые земельным законодательством».

Суть статьи говорит о том, что все эти отношения применяются для защиты и обеспечения благополучия населения, которое проживает на определенной территории. А вот уже гражданский кодекс, к примеру, регулирует как этой территорией распоряжаться, пользоваться и владеть, т. е. определены имущественные отношения по заключению различных сделок.

Российское законодательство, регулирующее земельные отношения в РФ, развивалось достаточно неоднозначно. Первые попытки объединить все важные элементы земельных отношений в единый регулирующий элемент были начаты в далеком 1922 году, принятием ЗК.

С учетом специфики регулирования и возможных правовых недочетов, этот документ того времени включал в себя множество пробелов, которые приходилось устранять уже на региональном и местном уровне. Также другие, смежные ведомства, брали на себя ответственность по тем или иным земельным отношениям.

Так, выгоду применения всегда можно было выразить в денежном эквиваленте, а неудачу списать на пробелы и халатность земельного ведомства.

В дальнейшем ЗК был переписан в 1971-м и в 1991 году. Но все эти поправки были поверхностные и не давали полного охвата деятельности, что восполнялась указами Президента. И только спустя 10 лет был принят действующий и по ныне ЗК РФ с различными поправками и нормами регулирования отношений по земельным вопросам.

Земельный кодекс как гарант земельных отношений

Принятый почти 20 лет назад ЗК всегда имел тенденцию к трансформированию и адаптации к действующим условиям рыночной экономики.

Земельное законодательство регулирует отношения не только ограничиваясь нормами сегодняшнего дня, но и учитывает динамику изменений, которые могут произойти в рамках земельных отношений.

За все это время существования в действующий ЗК вносилось множество поправок и дополнений, которые решали различные вопросы, заполняли имеющие и возникающие пробелы в этой сфере. Так, например, к концу 2018 года было принято более 100 «корректирующих» поправок к первоначальному тексту земельного кодекса.

Самыми важными для реструктуризации и дополнений для ЗК РФ были 2011-2015 годы. В течение которых было принято в общей сложности более 50 государственных законов, дополняющих и отвечающих на вопрос, какие отношения регулирует земельное законодательство?

В законодательной практике государства с принятием и утверждением кодекса по определенному виду деятельности принято утверждать и федеральный закон с поправкой «О введении в действие». В отношении земельного законодательства исключения не было и такой ФЗ за номером 137-ФЗ, одновременно с кодексом, был утвержден и принят в один день.

На сегодняшний день земельный кодекс РФ сгруппирован из девятнадцати глав. В общей сложности закон включает 107 статей.

Основные задачи: защита благосостояния населения и земли

Отношения, регулируемые земельным законодательством, образовали основные принципы, по которым строиться политика в рамках данной области. Все это говорит о тщательной проработке действующего ЗК и его нацеленности на результат.

Защита благосостояния человека отражена во многих аспектах деятельности всех государственных органов, но в части ЗК ее можно проследить в 40-й статье, где говорится об обязательном соблюдении норм строительной, экологической, санитарной, гигиенической и других сфер. Применение каких-либо работ необходимо без вреда окружающей флоре и фауне, что регламентируется в 42-й статье ЗК РФ. А статья 13 гласит об обязательствах перед владельцами участков о совокупном комплексе мер, которые необходимо учитывать при ее эксплуатации

Характерные черты земельной политики по защите земли можно раскрыть с помощью ряда принципов:

  • занесение редких территорий и участков земли под особый контроль и защиту государства;
  • осуществление земельной политики как гарант благополучной жизни всего населения;
  • распределения земельных угодий с учетом надобности региона с приоритетным направлением на сельское и лесное хозяйство в ущерб строительству недвижимых объектов.

Из основных задач можно сказать, какое значительное внимание тратится в Земельном кодексе на защиту земли.

Недвижимость и земля как два неотделимых союзника

Важным атрибутом, где земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земельных участков и населения, выступает принцип: “Недвижимость и земля как два неотделимых союзника”.

В итоге получаем, что все объекты, построенные на участке тесно взаимосвязаны с самим участком за исключением тех, которые устанавливаются правительственными законами.

Земельное законодательство регулирует имущественные отношения, что сказывается на фундаментальной вещи всей земельной политики, где участок земли определяется главным звеном.

Все эти нормы прописаны в 35-й статье, где указано, что, приобретая или продавая участок земли со строением, покупатель (продавец) также должен купить (продать) строение, присутствующее на этом участке. В данном случае покупатель, соглашается на приобретение недвижимости на земле, которую он купил.

В свою очередь, такая же норма закона отражена в 273-й статье гражданского кодекса, которая отражает отчуждение прав собственности на сооружение или строение при переходе права на участок земли.

Если речь идет о государственном или местном праве владения, то можно обратится к 36-й статье ЗК РФ, которая отражает исключительные права и обязанности при передаче собственности и права на владение, приватизацию и аренду, а также специфические условия разделения прав на объект между несколькими участниками.

За все нужно платить, даже за землю

Очень важно отметить, что земельное законодательство регулирует отношения на ряду с принципами владения земли на платной основе.

Это понимание, что за все нужно платить, выступает основным отличием всей земельной политики дореформенных времен и сегодняшней реальностью.

Имея множество пробелов и проблем, земельный кодекс тех лет однозначно говорил о том, что пользование землей основано на бесплатной основе, с поправкой на некоторые ограничения, описанные в кодексе.

Стороны и элементы отношений в земельной политике

Из 5-й статьи отношения, регулируемые земельным законодательством, определяют членов этих правоотношений – стороны земельных отношений. На их месте могут оказаться юридические или физические лица, Российская Федерация или ее субъекты, а также муниципальные образования.

Из статьи 6 того же ЗК можно узнать список элементов земельных отношений: отдельные части и районы земельной территории, а также земля как природный элемент и ресурс.

Государственная и частная собственность

Земельное законодательство регулирует общественные отношения по различным направлениям общей земельной политики, но вопрос принадлежности собственности является одним из самых значимых. Так, действующий юридический гарант, выраженный в ЗК, дает несколько повествований данного вопроса.

Статьи 18 и 19 разъясняют о принадлежности государственной и муниципальной собственности, с поправкой на исключения и право владения тем или иным земельным участком.

В 15-й статье расписаны нормы владения участками земли юридических и физических лиц. Эти нормы характеризованы равными правами в рамках приобретения, владения и распоряжения объектом собственности. Также необходимо указать, что государственная собственность может быть передана в частную, и наоборот.

«Купи-продай», или Как правильно распорядится участком земли?

Земельное законодательство регулирует отношения по использованию особых норм, дающих право приобретать, продавать и сдавать в аренду, имеющийся в собственности участок.

Все особенности по процессам отчуждения участка занесены в 37-ю статью ЗК РФ, а также обобщаются в рамках Гражданского кодекса с 450 по 490 статью.

После подписания и прохождения всех юридических инстанций покупатель обязан заплатить обозначенную сумму денег, а продавец предоставить все документы на оговоренный участок.

По закону нельзя самостоятельно изменять обременение территории и охраняемой зоны, т. е. предназначение земли остается в рамках подписанного договора. Элементом сделки выступают только те объекты, которые имеют кадастровый учет с государственной гарантией.

Отношения, возникающие с государственной собственностью, регулируются 28-й статьей ЗК РФ, и характеризуются равными правами, как граждан, так и юридических лиц на получение такой собственности в распоряжение или права взять в аренду. Бесплатное использование этих норм возможно в рамках дополнительных региональных или федеральных законов по конкретным случаям.

Строить или не строить – вот, в чем вопрос

Земельное законодательство регулирует отношения в сфере предоставления участков под строительство различных объектов недвижимости. Это ограничивает многих потенциальных покупателей использовать территорию в своих целях, не учитывая окружающую среду и защиту населения.

Исходя из статьи 30 ЗК РФ можно констатировать, что реализация участков должна вестись с предварительным согласованием на строительство, кроме случаев, которые вынесены на торги по средствам аукционов и торгов.

Но и в этом случае у желающих приобрести определенную территорию должен быть перечень документов, подтверждающих необходимость строительства данного объекта с возможными социальными и культурными строениями.

Установление порядка приобретения физическими лицами участков, которые находятся в собственности местных властей или государства для строительства отражены в статье 34. Правила предоставления участков – статья 33. Рассмотрение и принятие решения о выдаче свидетельства на строительство указаны в 32-й статье. А 31-я статья описывает процедуру выбора участка земли.

Возможности и ограничения собственников участков земли

В рамках 40-й статьи собственник земли имеет ряд прав и обязанностей, которые характеризуют его деятельность по отношению к принадлежащему ему участку земли.

Так, он вправе полностью распоряжаться и пользоваться недрами земли по своему усмотрению, сооружать любые строения, проводить различные мелиоративные виды работ.

Все это сводится к условиям, которым не противоречат нанесение ущерба окружающей территории и ущемление прав близлежащих территорий.

В законодательстве также нет указаний по объему прав на участок. Собственник может быть как юридическим, так и физическим лицом, а также дробить землю на различные части по своему усмотрению.

Законодательный процесс по обеспечению земельных участков

Территориальная категория и назначение земли выступает отдельно в земельных отношениях. Из 78-й статьи право на землю для сельского пользования могут получить предприятия различных профилей (образовательные, научные, сельскохозяйственные), а также граждане или некоммерческие учреждения сфера деятельности, которых напрямую связана с аграрной отраслью.

Для земель с особым положением и защитой отведена глава 17, посвященная земельным участкам, которые находятся под защитой государства.

Закон, который регулирует фонд леса отражен в отдельном одноименном кодексе, а также 101-я статья ЗК РФ, про земельные участки лесных территорий.

Итог

Утвержденный, и действующий с октября 2001 года, Кодекс по земельным отношениям объединил множество противоречивых принципов земельного законодательства в единый документ.

Отличительный признак такого акта – прозрачное видение систематизации и результативности всех процессов земельного законодательства регулируемых отношений.

Все эти предпосылки определили больший диапазон разногласий и мнений в кругу политических движений, рассматриваемых на заседаниях Правительства и государственного аппарата страны. Следовательно, большинство статей видятся объемными и остаются «сырыми». А иногда встречаются внутренние расхождения между разными статьями.

Важной составляющей этого акта выступает то, что объектом отношений является земля. В итоге, происходит смещение в область регулирования других ведомств и норм законодательства.

Эти факты лишь подчеркивают постоянную необходимость совершенствоваться и вносить поправки. По истечении семнадцати лет Земельный кодекс по-прежнему трансформируется и преобразуется под возникающими условиями. И это не мешает ему благополучно решать возлагаемую миссию в реалиях современной политики.

Источник: https://FB.ru/article/438711/kakie-otnosheniya-reguliruet-zemelnoe-zakonodatelstvo-osnovnyie-polojeniya-zemelnogo-zakonodatelstva