Жизненные правила для музыканта ршумана

Правила для музыкантов. 68 жизненных правил и практических советов для музыкантов

Жизненные правила для музыканта ршумана

Знаменитый композитор Роберт Шуман оставил след в истории не только в виде своих произведений. Одним из главных его трудов стал «Свод», который называется Правила для музыкантов. Несколько поколений учителей пытались максимально доходчиво донести до своих учеников некоторые мысли. Но, увы, это не всегда получается. Как оказалось, всё гениальное уже сделано до нас классиками.

Написан труд Жизненные правила для музыкантов был в 1850 году. Прошло уже более 150 лет, но они актуальны до сих пор. Основная задача этих советов – разностороннее развитие студента, максимальный охват всех аспектов музыкальной деятельности. Пособие пригодится как для профессиональных выпускников консерваторий, так и для любителей.

Как правильно пользоваться правилами для музыкантов

Разумеется, правила юных музыкантов мало прочитать. Необходимо выработать привычку регулярно выполнять их. Так как их слишком много, то можно взять одно-два и использовать их в вашей игре. Начинать можно в любом порядке.

Какое-то из них понравится больше всего, его и нужно взять за основу. В каждой работе важно постоянство. Как и указано в самих сводах, нужно бороться с произведением до конца.

Поэтому нельзя останавливаться на полпути и бросать выполнение пунктов, если у начинающего гитариста появились затруднения.

Так что же за правила для музыкантов оставил потомкам Шуман? Давайте ознакомимся с каждым из них поподробнее.

Список правил для музыкантов

Необходимо развивать слух с самого раннего возраста. Вокруг маленького человека десятки различных звуков – чириканье птиц, шум дождя. Нужно стараться находить разные тембры во всех них.

Для развития навыков играются гаммы и технические упражнения. Однако не следует лишь наигрывать их до посинения, а стоит выполнять другие задания. На одном «игрании» гамм далеко не уедешь.

Так называемая «немая клавиатура» совершенно непригодна для формирования музыкальности.

Ритмичная игра – основа для любого начинающего музыканта. Многие «профи» играют так неровно, что не хочется слушать.

Гармония – основа основ для любого музыканта. Следует ознакомиться с ней как можно раньше.

Боязнь музыкальных терминов? Не, не слышал. Если видишь незнакомое слово, то стремись ознакомиться с его значением, а не пропускать.

Не следует бездумно стучать по струнам – лучше всего сразу соблюдать задуманные автором акценты и обозначения. А также доигрывать своё произведение до самого конца.

Несоблюдение темпа (и его неверная трактовка) – одна из главных ошибок.

Не недооценивайте лёгкие произведения – они становятся базой для исполнения более трудных. Всегда нужно играть их легко и в характере.

Инструмент должен быть хорошо отстроен. Кстати, это относится и к человеческому голосу!

Нужно запомнить пьесу не только пальцами. Вы должны уметь проигрывать её и в голове. Причём звучит не только мелодическая линия, но и гармоническая основа.

Даже если вы не обладаете достаточно развитым голосом, то  нужно петь, подыгрывая на инструменте. Это разовьёт ваш слух.

Развиваться стоит до такой степени, чтобы можно было представить произведение, не слушая его, а лишь увидев на нотном листе.

Не бойтесь тех, кто вас слушает. Кстати это отличные правила для музыкантов, т.к часто начинающие исполнители сбиваются, ожидая реакции зрителя или члена приёмной комиссии.

Лучше всего представить, что вас слушает истинный мастер, который высоко оценит талант.

Если предстоит сыграть с листа незнакомую пьесу, то всегда посмотрите ее «скелет» глазами. Следует охватить форму, которая будет давать в голове представление обо всех фрагментах.

Если, что называется «наелся», то лучше прекратить занятия на сегодня. Лучше завтра приступить с охотой за разучивание, чем играть через силу с пресным лицом. Но не злоупотребляйте этим правилом!

Некоторые советы музыкантам всё-таки устарели. Или, по крайней мере, стали спорными. Например, не играть модную коммерческую музыку (скажем, исключительно в целях заработка). Лучше уделить время проверенной классике.

Неожиданно, но жизненные правила музыкантов пересекаются и со здоровым образом жизни. Принимайте лёгкую и полезную пищу, потому что пища для души (музыка) имеет много общего с физической подпиткой.

Техника и пассажи из количества переходят в качество. Но только там, где они действительно необходимы.

Не способствовать распространению музыкальной «непотребщины». Из этого же следует совет:

Стараться исключить музыкальный шлак из своего «рациона».

Не ставь блестящее техничное исполнение поверх авторского замысла. Всё-таки слушатель должен, прежде всего, запомнить мысль произведения.

Не переделывай пьесу под себя. Не выдумывай ненужные украшения и мелизматику, противоречащие автору.

При выборе репертуара лучше советоваться с более опытными коллегами и учителями. Не всегда этот опыт может быть положительным, но чаще – сэкономит время.

Знакомство с произведениями мастеров следует проводить в хронологическом порядке, но пытаться охватить самые важные этапы их творческого пути.

Не стоит проникаться мимолётным успехом бездушных виртуозов — «технарей».

Популярность музыки – вещь приходящая. Поэтому не стоит до седых волос пытаться поймать текущие тренды и быть модным.

Регулярное исполнение на публику добавляет опыт. Но не нужно играть то, чего вы стыдитесь.

Используй возможность игры в ансамбле – дуэт, квартет, аккомпанемент певцу. Когда музыкант играет в тандеме, то он начинает понимать форму, логику, учиться подстраиваться на ходу.

Не следует относиться с пренебрежением к «малозначительным» музыкантам оркестра, ансамбля. Каждый участник вносит свою важную роль.

Любовь к своему инструменту – это отлично. Но не стоит забывать и о существовании других.

Когда ты будешь сформирован как музыкант – делай упор на изучение партитур. Любой исполнитель черпает знания с нотного листа.

«ХТК» Баха – прекрасная база для растущего музыканта. Играй его, и будет тебе счастье.

Перенимай опыт у своих товарищей.

Отдых на природе с поэтическим сборником – прекрасный выбор!

Вокалисты могут дать некоторые полезные знания. Но относись к выбору их советов с осторожностью.

Практически все произведения и «фишки» были придуманы до тебя. Поэтому не слишком гордись композиторским даром, а считай его посланием свыше. И конечно – доноси его до слушателя.

Лучшее «лекарство» от формирующегося завышенного самомнения – прослушивание классических произведений признанных мастеров.

Антон Тибо и его Чистота муз. Искусства – твоя будущая настольная книга.

Опять же устаревшие правила для музыкантов, но для полноты картины приведём их. Почитание органной музыки, особенно церковного исполнения. Нужно стараться использовать возможность сыграть на этом инструменте.

Орган – это отличный инструмент для тренировки чистоты звукоизвлечения.

Пение в хоре средних разовьёт твой профессионализм. Линия баса и сопрано обычно чётко слышна и вычленяема. Следование же за альтом требует развитого слуха.

Музыкальность – это и умение импровизировать, и доигрывать фразу, даже если ты её забудешь.

Развитие в себе музыкальности – одна из главных задач. Её можно добиться не только многочасовыми техническими затачиваниями навыков, но участием в ансамблях.

Наслаждайся звуком певческого голоса, ищи в нём неизвестные тебе краски.

Народная музыка – настоящая кладезь знаний.

Практика в чтении старых ключей необходима.

Отличный способ натренировать музыкальную память – внимательно  прислушиваться к другим инструментам и проигрывать в голове услышанную только что мелодию.

Оперная музыка не только красива, но и полезна.

Проверенное временем старое – это хорошо. Но не стоит пренебрегать и новыми произведениями. Например, сейчас пишут отличные мелодии на гитаре.

Некоторые произведения «распробываются» не с первого раза. Поэтому, если тебе не понравилась пьеса, то не спеши забывать о ней. Возможно, через время она придётся по душе.

Нужно стараться приобщаться к высокому искусству.

Мелодия – далеко не вся музыка. Настоящие произведения состоят не только из простенького ритма и напева. Гармония, динамика, форма – только некоторые составляющие.

Сочинение собственных небольших мелодий – признак хорошего прогресса.

Настоящая музыка происходит из глубины души. Только такая сможет покорить слушателя.

Юношеское витание в облаках – это хорошо в определённое время. Но не стоит навсегда оставаться в этом царстве, обязательно овладевай нотной грамотой.

Дирижирование – ещё одна полезная стезя. Вместе с ним можно изучить, как играть под метроном.

Стоит изучать и другие науки, помимо музыки.

Для искусства подойдут почти все те же моральные нормы.

Терпенье и труд – ну вы поняли.

Не расплескай свой талант.

Энтузиазм – основной двигатель художественного прогресса.

Не следует сразу ставить во главу угла заработок посредством исполнения музыки. Сначала следует научиться ей, а остальное постепенно приложится.

Без изучения формы невозможно полностью понять содержание произведений.

Не каждый поймёт гениального музыканта. Скорее всего, только такой же коллега.

Высший пилотаж – это мыслепредставление произведения в виде его партитуры.

Нет предела совершенству своих навыков.

Заключение

Многие из этих советов предназначены для академических музыкантов. Это связано с эпохой, в которую они были написаны. Но можно почерпнуть массу полезной информации и современному начинающему музыканту, и даже состоявшемуся профессионалу.

Источник: https://pereborom.ru/pravila-dlya-muzykantov/

Роберт Шуман.

Жизненные правила для музыканта ршумана
Роберт Шуман

В 1850 году появилось одно из самых популярных сочинений великого немецкого композитора-романтика Роберта Шумана — «Альбом для юношества».

История создания «Альбома для юношества» тесно связана с личным, отцовским музыкально-воспитательным опытом Шумана.

Помимо нотного материала черновая рукопись включала в себя наставления юным музыкантам, в краткой афористической форме раскрывающие художественно-воспитательное кредо Шумана.

Ниже приведены «Жизненные правила для молодых музыкантов» Р. Шумана в переводе А. Г. Габричевского и Л. С.Товалевой.

***

Развитие слуха – это самое важное. Старайся с юных лет распознавать тональности и отдельные звуки. Колокол, оконное стекло, кукушка – прислушайся, какие звуки они издают.

Играй усердно гаммы и другие упражнения для пальцев. Но есть много людей, которые полагают, что этим все и достигается, которые до глубокой старости ежедневно проводят многие часы за техническими упражнениями. Это приблизительно то же самое, что ежедневно произносить азбуку и стараться делать это все быстрее и быстрее. Употребляй свое время с большей пользой.

Изобрели так называемую “немую клавиатуру”; попробуй немного поиграть на ней, чтобы убедиться в ее полной непригодности. У немых нельзя научиться говорить.

Играй ритмично! Игра некоторых виртуозов похожа на походку пьяного. Не бери с них примера!

Изучи как можно раньше основные законы гармонии.

Не бойся слов: теория, генерал-бас, контрапункт и т. п.; они встретят тебя приветливо, если ты поступишь так же.

Никогда не бренчи! Всегда бодро играй пьесу до конца и никогда не бросай на половине.

Тянуть и спешить – одинаково большие ошибки.

Старайся играть легкие пьесы хорошо и красиво; это лучше, чем посредственно играть трудные.

Всегда проявляй заботу о чистоте настройки своего инструмента.

Необходимо, чтобы пьесой овладели не только пальцы, ты должен уметь также напевать ее про себя без инструмента. Обостряй свое воображение настолько, чтобы ты мог удержать в памяти не одну лишь мелодию, но и относящуюся к ней гармонию.

Старайся, даже если у тебя не большой голос, петь с листа без помощи инструмента; тонкость твоего слуха будет от этого все время возрастать. Если же у тебя хороший голос, не медли ни минуты и развивай его; рассматривай это как прекраснейший дар, которым тебя наделило небо.

Ты должен настолько себя развить, чтобы понимать музыку, читая ее глазами.

Когда ты играешь, не беспокойся о том, кто тебя слушает.

Играй всегда так, словно тебя слушает мастер.

Ферруччо Бузони. Рабочие правила пианиста

Если тебе предложат сыграть с листа незнакомое сочинение, то сначала пробеги его глазами.

Если ты выполнил свою повседневную музыкальную работу и чувствуешь усталость, не насилуй себя больше. Лучше отдыхать, чем работать без охоты и бодрости.

Когда будешь постарше, не играй ничего модного. Время дорого. Надо иметь сто человеческих жизней, чтобы познакомиться только со всем хорошим, что существует на свете.

На сладостях, печенье и конфетах из ребенка никогда не вырастить здорового человека. Духовная пища так же, как и телесная, должна быть простой и здоровой. Великие мастера достаточно позаботились о такой пище; ее и придерживайтесь.

Весь хлам пассажей имеет преходящее значение; техника обладает ценностью только там, где она служит высшим целям.

Ты не должен распространять плохие сочинения: наоборот, должен всеми силами препятствовать их распространению.

Ты не должен ни играть плохие сочинения, ни слушать их, если только тебя к этому не принуждают.

Никогда не ищи спасения в технике, в так называемой бравурности. Старайся, чтобы музыка произвела то впечатление, которое имел в виду автор; большего не надо; все, что сверх этого – искажение.

Считай безобразием что-либо менять в сочинениях хороших композиторов, пропускать или, чего доброго, присочинять к ним новомодные украшения. Это величайшее оскорбление, какое ты можешь нанести искусству.

Выбирая пьесы для работы, советуйся со старшими; ты этим сбережешь себе много времени.

Постепенно знакомься со всеми самыми значительными произведениями всех значительных мастеров.

Не обольщайся успехом, который часто завоевывают так называемые большие виртуозы. Одобрение художников пусть будет для тебя ценнее признания целой толпы.

Все модное становится со временем немодным, и если ты до старости будешь модничать, из тебя получится фат, которого никто не уважает.

Частая игра в обществе приносит больше вреда, чем пользы. Присматривайся к людям, но никогда не играй того, чего ты должен был бы внутренне стыдиться.

Но никогда не упускай возможности участвовать в совместной игре в дуэтах, трио и т.п. Это придаст твоей игре свободу и живость. Почаще аккомпанируй певцам.

Если бы все хотели играть первую скрипку, нельзя было бы составить оркестра. Уважай поэтому каждого музыканта на его месте.

Люби свой инструмент, но в своем тщеславии не считай его высшим и единственным. Помни, что существуют другие и столь же прекрасные. Помни и о существовании певцов; не забудь, что самое высокое в музыке находит свое выражение в хоре и оркестре.

Когда подрастешь, общайся больше с партитурами, чем с виртуозами.

Играй усердно фуги больших мастеров, особенно Иог. Себ. Баха. “Хорошо темперированный клавир” должен быть твоим хлебом насущным. Тогда ты безусловно станешь основательным музыкантом.

Ищи среди своих товарищей таких, которые знают больше, чем ты.

Отдыхай от своих музыкальных занятий, усердно читая поэтов. Чаще бывай на лоне природы.

У певцов и певиц можно многому научиться, но и не во всем доверяй им.

За горами тоже живут люди. Будь скромен! Ты еще не изобрел и не придумал ничего такого, чего до тебя не придумали и не изобрели другие. А если бы тебе это и удалось, то рассматривай это как дар свыше, который ты должен разделить с другими.

Изучение истории музыки, подкрепляемой живым слушанием образцовых произведений различных эпох, скорее всего излечит тебя от самомнения и тщеславия.

Прекрасная книга о музыке – “О чистоте музыкального искусства” Тибо. Читай ее почаще, когда повзрослеешь. (Тибо Антон Фридрих – немецкий ученый, профессор права в Гейдельбергском университете, любитель и знаток классической музыки. Упоминаемая книга “Uber Reinheit der Tonkunst” посвящена вопросам музыкальной эстетики – прим. ред.)

Если ты проходишь мимо церкви и слышишь, что в ней играют на органе, войди и послушай. Если тебе посчастливится самому сесть на органную скамью, то испытай свои маленькие пальцы и подивись этому всемогуществу музыки.

Не упускай случая поупражняться на органе; нет инструмента, который так же быстро мстил бы за неряшливость и грязь в сочинении и в исполнении.

Пой усердно в хоре, особенно средние голоса. Это разовьет в тебе музыкальность.

Но что значит быть музыкальным? Ты немузыкален, если, боязливо уставившись глазами в ноты, с трудом доигрываешь свою пьесу; ты немузыкален, если в случае, когда кто-нибудь нечаянно перевернет тебе сразу две страницы,- остановишься и не сможешь продолжать. Но ты музыкален, если в новой пьесе приблизительно догадываешься, что будет дальше, а в знакомой уже знаешь это наизусть,- словом, когда музыка у тебя не только в пальцах, но и в голове и в сердце.

Но как стать музыкальным?Милое дитя, главное – острый слух, быстрая восприимчивость дается, как и все, свыше. Но способности можно развивать и совершенствовать.

Ты не станешь музыкальным, если, отшельнически уединясь, целыми днями будешь заниматься техническими упражнениями; ты приблизишься к цели, если будешь поддерживать живое, многостороннее общение с музыкантами и, в частности, если будешь постоянно иметь дело с хором и с оркестром.

Как можно раньше уясни себе объем человеческого голоса в его главных четырех видах; особенно прислушивайся к голосам в хоре; выясни, в каких регистрах они обладают наибольшей силой, в каких им доступны выражения мягкости и нежности.

Прислушайся внимательно ко всем народным песням; это целая сокровищница прекраснейших мелодий, они откроют тебе глаза на характер различных народов.

Практикуйся с раннего возраста в чтении старых ключей. Иначе для тебя останутся недоступными многие сокровища прошлого.

Как можно раньше примечай звук и характер различных инструментов, старайся запечатлеть в своем слухе их своеобразную звуковую окраску.

Никогда не упускай случая послушать хорошую оперу.

Высоко чти старое, но и новое встречай с открытым, горячим сердцем. Не относись с предубеждением к незнакомым тебе именам.

Не суди о сочинении, прослушав его один раз; то, что тебе понравится в первый момент, не всегда самое лучшее. Мастера требуют изучения. Многое станет тебе ясным лишь в глубокой старости.

В суждениях о музыке различай, принадлежит ли произведение к области профессионального искусства или создано только для дилетантского развлечения; первые отстаивай, по поводу других не гневайся!

“Мелодия” – боевой клич дилетантов. И действительно, музыка без мелодии – не музыка. Пойми, однако, что они имеют в виду: они признают лишь мелодию легко воспринимаемую, ритмически привлекательную.

Но ведь есть и другие, иного склада; и где бы ты не раскрыл Баха, Моцарта, Бетховена, на тебя глядит тысяча мелодий различных видов; убогое же однообразие, особенно типичное для новых итальянских оперных мелодий, тебе, надо надеяться, скоро наскучит.

Если ты подбираешь на фортепиано маленькие мелодии, это, конечно, очень мило, но если они являются сами, а не за инструментом, то радуйся еще больше – значит, в тебе пробуждается внутреннее музыкальное сознание. Пальцы должны делать то, чего хочет голова, но не наоборот.

Начиная сочинять, проделай все мысленно. Только когда пьеса совершенно готова, попробуй сыграть ее. Если твоя музыка вылилась из души, если ты ее прочувствовал – она также подействует и на других.

Если небо одарило тебя живой фантазией, то в часы уединения ты будешь, как зачарованный, сидеть за инструментом, пытаясь в гармониях излить свое внутреннее я; и тем таинственнее ты будешь чувствовать себя как бы вовлеченным в магический круг, чем менее ясным будет для тебя еще в это время царство гармонии. Это самые счастливые часы юности. Берегись, однако, слишком часто отдаваться влечению таланта, который соблазняет тебя тратить силы и время на создание как бы призрачных образов. Овладение формой, сила ясного воплощения придут к тебе только вместе с нотными знаками. Итак, больше пиши, чем фантазируй.

Как можно раньше познакомься с дирижированием. Почаще наблюдай хороших дирижеров; вместе с ними можешь потихоньку дирижировать. Это принесет тебе ясность.

Внимательно наблюдай жизнь, а также знакомься с другими искусствами и науками.

Законы морали те же, что и законы искусства.

Старанием и выдержкой ты всегда достигнешь более высокого.

Из фунта металла, стоящего гроши, можно сделать тысячи часовых пружин, ценность которых увеличится в сотни раз. Фунт, полученный тобой от Бога, используй добросовестно.

Без энтузиазма в искусстве не создается ничего настоящего.

Искусство не предназначено для того, чтобы наживать богатство. Становись все более крупным художником, остальное придет само собою.

Лишь тогда, когда станет тебе вполне ясной форма, тебе ясным станет и содержание (der Geist). (Дух, мысль (нем.) – при. ред.)

Быть может, только гений понимает гения до конца.

Некто утверждал, что законченный музыкант должен уметь представить себе впервые услышанное даже сложное оркестровое произведение в виде партитуры. Это высшее, о чем можно помыслить.

Ученью нет конца.

Дополнения к “Жизненным правилам”

Каждой эпохе воздадим по заслугам! Новое время также имеет блестящие достижения.

Во все времена бывали плохие композиторы и глупцы, которые их хвалили.

Если ты должен перед кем-нибудь играть, не ломайся; делай это сразу или сразу же откажись.

Ты должен любить не только одного мастера. Их было много.

Не думай, что старая музыка устарела. Подобно прекрасному правдивому слову, никогда не может устареть прекрасная правдивая музыка.

Представляй себе всю пьесу так, как если бы она была перед твоими глазами.

Афоризмы

Ты должен изобретать новые, смелые мелодии.

“Понравилось” или “не понравилось”,- говорят люди. Как будто нет ничего выше, чем нравиться людям!

Проливать свет в глубины человеческого сердца – таково призвание художника!

Никто не может больше того, что он знает. Никто не знает больше того, что он может.

Тот, кто не знает самых значительных явлений в литературе, считается необразованным. В музыке мы должны были бы достигнуть такого же положения.

Разве дилетанты не норовят в один миг разделаться с тем, над чем художники размышляли днями, месяцами и годами?

Роберт Шуман

Источник: https://www.ClassicalMusicNews.ru/articles/house-rules-and-maxims-for-young-musicians/

ГосЗакон
Добавить комментарий