Золотое правило морали-главное

Золотое правило морали

Золотое правило морали-главное

Чтобы глубже показать взаимосвязь морали с культурой человечества, в этом разделе будет рассказано о золотом правиле морали.

В середине первого тысячелетия до н.э. родилось так называемое золотое правило нравственности. Оно знаменовало важный поворот в духовном развитии человека.

Смысл этого правила состоит в том, чтобы каждый человек, обдумывая свои поступки, не совершал таких действий, которые нежелательны по отношению к самому себе. Скажем, если он не хочет, чтобы его убили, он не убивает сам.

Чтобы проверить, хороша ли нравственная норма, ее надо сначала испытать на себе. Чего не любишь

в другом человеке, не делай этого сам. Поступай с людьми так, как ты хочешь, чтобы они поступали с тобой.

Весьма любопытно, что золотое правило (такое название оно получило в XVIII в.) родилось одновременно и независимо в различных культурах. Став признанной нормой, золотое правило вошло не только в повседневную жизнь и культуру, но и позже и в философию, в общественное сознание в целом. В конечном итоге из золотого правила и вытекает понятие отношений норм морали и норм права.

Отношения норм морали и норм права

Для того чтобы существовать в социальном мире, человеку необходимы общение и сотрудничество с другими людьми. Но существенным для реализации совместного и целенаправленного действия должно быть такое положение, при котором люди имеют общее представление о том, как им следует поступать, в каком направлении направлять свои усилия.

При отсутствии такого представления нельзя добиться согласованных действий. Таким образом, человек, как существо социальное, должен создавать множество общепринятых шаблонов поведения, для того чтобы успешно существовать в обществе, взаимодействуя с другими индивидами.

Подобные шаблоны поведения людей в обществе, регулирующие это поведение в определенном направлении, называют культурными нормами. В возникновении последних большую роль играют традиционные и даже подсознательные моменты. Обычаи и способы складывались тысячелетиями и передавались из поколения в поколение.

В переработанном виде культурные нормы воплощены в идеологии, этических учениях, религиозных концепциях.

Так нормы нравственности возникают в самой практике массового взаимного общения людей. Моральные нормы воспитываются ежедневно силой привычки, общественного мнения, оценок близких людей. Уже маленький ребенок по реакции взрослых членов семьи определяет границы того, что «можно», а что «нельзя».

Огромную роль в формировании норм культуры, характерных для данного общества, играют одобрение и осуждение, выражаемые окружающими, сила личного и коллективного примера, наглядные образцы поведение ( как описанные в словесной форме, так и в виде образцов поведения ).

Нормативность культуры поддерживается в ходе межличностных, массовых взаимоотношений людей и в результате функционирования различных социальных институтов. Огромную роль в передаче духовного опыта от поколения к поколению играет система образования.

Индивид, вступающий в жизнь, усваивает не только знания, но также принципы, нормы поведения и восприятия, понимания и отношения к окружающей действительности.

Нормы культуры изменчивы, сама культура носит открытый характер. Она отражает те трансформации, которые претерпевает общество при совместной деятельности людей. В результате некоторые нормы перестают соответствовать удовлетворению потребностей членов общества, становятся неудобными или бесполезными.

Более того, устаревшие нормы служат тормозом дальнейшего развития человеческих отношений, синонимом рутины и косности. Если в обществе или в какой либо группе появляются подобные нормы, люди стремятся их изменить, чтобы привести в соответствие с изменившимися условиями жизни. Преобразование культурных норм происходит по-разному.

Если некоторые из них ( напр. нормы этикета, повседневного поведения ) могут быть преобразованы относительно легко, то нормы, которые направляют наиболее значимыми для общества сферами человеческой деятельности ( напр., государственные законы, религиозные традиции и т.д.

), изменить крайне сложно и принятие их в измененном виде членами общества может протекать крайне болезненно.

Различные социальные группы и общество в целом постепенно формируют набор «работоспособных» образцов поведения, позволяющих их членам наилучшим образом взаимодействовать как с окружающей средой, так и друг с другом. Насчитываются тысячи общепринятых образцов поведения.

Всякий раз из огромного числа вариантов возможного поведения выбираются самые «работоспособные» и удобные.

Путем проб и ошибок, в результате влияния со стороны других групп и окружающей действительности социальная общность выбирает один или несколько вариантов поведения, повторяет, закрепляет их и принимает для удовлетворения отдельных потребностей в повседневной жизни.

На основе успешного опыта такие варианты поведения становятся способами жизни народа, повседневной, обыденной культурой, или обычаями. Таким образом, обычаи – это просто привычные, нормальные, наиболее удобные и достаточно широко распространенные способы групповой деятельности.

Можно выделить два типа обычаев: образцы поведения, которым следуют как примеру хорошим манер и вежливости, и образцы поведения, которым мы должны следовать, ибо они считаются существенными для благополучия группы или общества и их нарушение крайне нежелательно.

Такие идеи относительно того, что должно совершать, а что не должно, которые соединены с определенными общественными способами существования индивидов, называются нравственными нормами, или нравами. Следовательно, нравственные нормы – это идеи о правильном и неправильном поведении, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие.

Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят различные приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно, через повторение и оценку превращают в стандартизированные обычаи и привычки.

Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система санкций.

Процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности, называется институционализацией. Без институционализации, без социальных институтов, не одно современное общество существовать не может. Институты, таким образом, являются символами порядка и организованности в обществе.

В то время как нравственные нормы базируются в основном на моральных запретах и разрешениях, существует сильная тенденция их объединения и реорганизации в законы. Люди подчиняются нравственным нормам автоматически или считая, что поступают правильно.

При такой форме подчинения у некоторых возникает искушение нарушить нравственные нормы. Подобных индивидов можно подчинить существующим нормам угрозой узаконенного наказания. Следовательно, закон – это усиленные и формализованные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения.

Выполнение норм входящих в законы, обеспечивается специально созданными для этой цели институтами ( милиция, суд и т.д.)

Чтобы лучше понять понятие морали в отношении к культуре, мы должны коротко рассмотреть понятие добра и зла.

Добро и зло – важнейшие категории морали. Добро – это основная моральная ценность, нравственная ценность сама по себе. Зло – противоположность добру. От понимания зла зависит и определение добра. Многие культурологи искали ответы на вопросы, каким образом зло пришло в мир, можно и следует ли его устранить, играет ли зло какую – либо роль, а если играет, то какую?

Представители этической философии полагают, что личность не является ни доброй, ни злой. Человеческая природа такова, что человек одинаково способен и на добро и на зло. В рамках этого направления философской мысли этически ценным (добрым) признается поступок такого человека, который предпочитает злу добро в любой конкретной ситуации, но непременно по свободному выбору.

Поразмыслив над этими суждениями, Л.Н.Толстой, утверждал, что выше благо в жизни это сама жизнь.

Однако именно ценность жизни в минувшем столетии оказалась малозначимой. По всему миру полыхали и полыхают нескончаемые военные конфликты, и все новые и новые жертвы, счет которым уже, потерян.

Заключение

Рассматривая такие категории, как культура и мораль, мы смогли определить, что данные категории очень тесно связанны, и они не могут существовать раздельно.

Но при этом все-таки, я хотел сделать вывод о морали, как о составной и неотъемлемом части культуры. Мораль в большей степени существует как часть культуры, или лучше сказать как ее вид.

Без развития этих дисциплин невозможно не только развитие и улучшение жизни, но и продолжение как таковой, в рамках закона и порядка.

Список используемой литературы

1. Мир культуры / основы культурологии. А.Н. Быстрова ,Из. ЮКЭА, Москва, 2002 г.

2. Поговорим о этикете. В. Трофименко, А.Волгин , Из. Московская правда, Москва, 1991 г.

3. Культурология / курс лекций. П.С.Гуревич, Из. Москва, Москва, 2003 г.

4. Рефераты по культурологии. Руденко, Из. Дашков и К, Москва, 2002 г.

Источник: https://studbooks.net/681158/kulturologiya/zolotoe_pravilo_morali

Золотое правило нравственности

Золотое правило морали-главное
Золотое правило нравственности

Золотое правило нравственности для всех людей. Что такое «Золотое правило» и применимо ли оно сегодня? Что значит жить по «золотому правилу»?                                                                                 Книга — Думай и Богатей !

«Золотое правило» — для всех

«Итак, во всём, как хотите, чтобы люди поступали с вами, так и вы поступайте с ними» (Матфея 7:12).

Эти слова около двух тысяч лет назад произнёс Иисус Христос в своей знаменитой Нагорной проповеди. Многое было сказано и написано об этом простом изречении.

Оно названо «самой сутью Священного Писания», «суммарным выражением христианского долга по отношению к ближнему», «основным этическим принципом».

Изречение Иисуса стало настолько популярным, что теперь оно известно как «золотое правило».

Принцип, заложенный в основу «золотого правила», известен не только в религиях христианского мира. В той или иной степени он отражается в
иудаизме, буддизме и греческой философии.

Этот принцип упоминается в известных, особенно среди народов Дальнего Востока, изречениях Конфуция, почитаемого на востоке за святого мудреца и
великого учителя. В аналектах Конфуция — в третьей из четырёх его книг — этот принцип встречается три раза. Дважды в ответ на вопросы своих учеников Конфуций сказал: «То, чего не хочешь, чтоб делали тебе, не делай никому другому».

Третий раз этот принцип прозвучал в разговоре Конфуция с Цзыгуном, его учеником. Как-то раз Цзыгун похвастался: «Я не хочу делать другим то, чего я
не хочу, чтобы другие делали мне». «Цы, это для тебя недостижимо»,— ответил ему учитель.

Нетрудно заметить: в отличие от того, что позднее сказал Иисус, изречение Конфуция формулируется негативно. Разница между этими высказываниями в
том, что «золотое правило» Христа написано в положительном ключе, оно побуждает делать добро другим.

Только представьте, каким был бы наш мир, если бы все люди руководствовались «золотым правилом» Христа, заботились бы друг о друге и всегда были готовы протянуть руку помощи. Как бы изменилась тогда жизнь на нашей планете!

Однако, как бы ни было сформулировано это правило: негативно, или в положительном ключе, или в какой-либо другой форме,— важно то, что люди,независимо от их происхождения, независимо от того, где и когда они жили, всегда придавали огромное значение принципу, лежащему в основе

«золотого правила».

Из этого следует, что принципы, изложенные Иисусом в Нагорной проповеди,— универсальны и применимы для всех людей во все времена.

Спросите себя: хотелось бы вам, чтобы с вами обходились с уважением, искренне и беспристрастно? Хотели бы вы жить в мире, свободном от расовых предрассудков, преступности и войн? Хотели бы вы иметь семью, в которой бы каждый заботился о чувствах и благополучии другого?

Вряд ли бы кто-то отказался от такой возможности. Но, к сожалению, сегодня так живут лишь немногие. Для большинства же людей такая жизнь — это не больше чем мечта.  Читать

«Золотое правило» уже не в моде

История полна бесчеловечных, жестоких преступлений, нарушающих права невинных людей. Работорговля, нацистские лагеря смерти, принудительный
детский труд, зверский геноцид — этот список человеческих злодеяний можно продолжать ещё очень долго.  Читать

Сегодня в нашем мире высоких технологий царят безразличие и эгоизм. Мало кто старается учитывать чувства других, когда речь заходит об их собственных правах и благополучии (2 Тимофею 3:1—5).

Почему же сегодня так много эгоистичных, жестоких, бесчувственных и самолюбивых людей?  Здесь

Не потому ли, что широко известное «золотое правило» вышло из моды и отвергнуто многими как нечто невыполнимое, как моральный пережитокпрошлого? К сожалению, такая тенденция наблюдается даже среди тех, кто называет себя верующими. И, судя по всему, дух эгоизма будет всё больше

укореняться в сердцах людей.

Однако в связи с этим важно рассмотреть следующие вопросы: что значит жить по «золотому правилу»? Применимо ли оно в наши дни? Настанет ли такое
время, когда все человечество будет следовать «золотому правилу»?

«Золотое правило» применимо сегодня

Хотя автором «золотого правила» многие считают Иисуса Христа, сам он сказал: «То, чему я учу,— не моё, а того, кто меня послал» (Иоанна 7:16).  Читать

Да, всё учение Христа, включая нравственное наставление, которое позднее стало известно как «золотое правило», исходит от того, кто послал его на землю,— от Создателя человечества, Иеговы Бога. Читать

Бог желал, чтобы люди относились к другим так, как хотели бы, чтобы относились к ним. Создатель подал замечательный пример в том, что значит заботиться о благополучии других, сотворив «человека по образу Своему, по образу Божию сотворив его; мужчину и женщину сотворив их» (Бытие 1:27).  Читать

Иначе говоря, Бог в определённой мере наделил людей такими же прекрасными качествами, какими обладает он сам. Люди могли вести жизнь, полную гармонии, мира и счастья, и такая жизнь длилась бы бесконечно.

Чистая, правильно воспитанная совесть — полученный от Бога дар — служила бы им хорошим руководством, побуждая их относиться к другим так, как они хотели бы, чтобы относились к ним.  Читать

Господство эгоизма

Если история человечества имела такое прекрасное начало, что же произошло? Говоря просто, миром завладел эгоизм. Большинство людей знакомо с библейским повествованием о том, что произошло с первой человеческой парой (Бытие, глава 3).

Подстрекаемые Сатаной, противником Божьих праведных норм, Адам и Ева эгоистично отвергли Божье правление и предпочли полную независимость отсвоего Создателя. Мятеж первых людей принёс горе и страдания не только им самим, но и их будущим потомкам. Это послужило ярким свидетельством

того, к чему приводит нарушение Божьего принципа, известного как «золотое правило».

В результате «через одного человека грех вошёл в мир, а через грех — смерть, и таким образом смерть перешла на всех людей, потому что все согрешили» (Римлянам 5:12). Здесь

Хотя в целом люди отвергли любовь и заботу Иеговы Бога, Создатель не оставил их. Например, Иегова дал народу Израиль Закон, который служил для израильтян руководством. Закон учил их поступать с другими так, как они бы хотели, чтобы поступали с ними. В нём указывалось, как обращаться с рабами, сиротами и вдовами.  Читать

В Законе оговаривалось, какое наказание должно последовать за оскорблением, похищением людей и воровством. Правила гигиены, установленные Законом, свидетельствовали о проявлении заботы в отношении здоровья окружающих.

В Законе даже поднимались вопросы, связанные с сексом. Иегова показал, в чём состояла суть всего Закона, повелев: «Люби ближнего твоего, как самого себя». Позднее эти слова процитировал Иисус Христос (Левит 19:18; Матфея 22:39, 40).

В Законе также уделялось внимание тому, как израильтянам нужно было относиться к пришельцам, жившим среди них. Закон обязывал: «Пришельца не
обижай: вы знаете душу пришельца, потому что сами были пришельцами в земле Египетской».

Иными словами, израильтянам следовало проявлять сочувствие и доброту к тем, кто был обделён и находился в менее благоприятных обстоятельствах (Исход 23:9; Левит 19:34; Второзаконие 10:19).  Читать

Пока израильтяне преданно исполняли закон, Иегова их благословлял. Под правлением Давида и Соломона Израиль процветал, люди жили в счастье и
довольстве.

В библейском сообщении говорится: «Иуда и Израиль, многочисленные, как песок у моря, ели, пили и веселились. И жили Иуда и Израиль спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею» (3 Царств 4:20, 25).

К сожалению, мир и безопасность этого народа длились недолго. Хотя израильтяне имели Божий Закон, они уже не соблюдали его. Они пошли на поводу своего эгоизма и перестали заботиться об окружающих.

Это, наряду с вероотступничеством, принесло немало трудностей как каждому из них в отдельности, так и всему народу в целом. Наконец, в 607 году до н. э., Иегова Бог позволил вавилонянам разрушить царство Иуды, его столицу Иерусалим и даже величественный храм. Но за что?

В Библии говорится: «За то, что вы не слушали слов Моих, вот, Я пошлю и возьму все племена северные, говорит Господь, и пошлю к Навуходоносору, царю Вавилонскому, рабу Моему, и приведу их на землю сию и на жителей её и на все окрестные народы; и совершенно истреблю их и сделаю их ужасом и посмеянием и вечным запустением» (Иеремия 25:8, 9). Какая ужасная расплата за то, что они оставили чистое поклонение Иегове!

Пример для подражания

Иисус Христос не только учил других жить по «золотому правилу», но и сам жил по нему, подавая этим великолепный пример. Он искренне заботился о благополучии других (Матфея 9:36; 14:14; Луки 5:12, 13).

Однажды, недалеко от города Наин, во время похоронной процессии Иисус заметил убитую горем вдову, оплакивающую своего единственного сына. «Увидев её, Господь сжалился над ней»,— говорится в Библии (Луки 7:11—15).

Согласно «Толковому словарю слов Ветхого и Нового Завета Вайна», выражение «сжалиться» означает «глубокое душевное побуждение». Горе этой женщины болью отозвалось в сердце Иисуса и побудило его помочь ей. Какую же неописуемую радость испытала вдова, когда Иисус воскресил юношу и «отдал его матери»!

И наконец, чтобы исполнить Божью волю и освободить человечество от рабства греха и смерти, Иисус с готовностью претерпел мучения и отдал свою жизнь в качестве выкупа. Этим Иисус подал превосходный пример в том, что значит жить по «золотому правилу» (Матфея 20:28; Иоанна 15:13; Евреям 4:15).  Читать

Те, кто живут по «золотому правилу»

Однако есть ли в наше время люди, которые руководствуются «золотым правилом» в своей жизни? Да, и они поступают так не только, когда им это удобно.

Например, в период Второй мировой войны в нацистской Германии Свидетели Иеговы сохранили верность Богу и любовь к ближним, отказавшись нарушить «золотое правило».  Читать

Тогда как всю страну захлестнула волна ненависти и расовой дискриминации по отношению к евреям, Свидетели продолжали следовать этому правилу.

Даже находясь в концлагерях, они старались заботиться об окружающих, делясь своими скудными запасами пищи с евреями и другими заключенными.

Более того, они отказывались выполнять требования нацистского правительства. Они не брали в руки оружие и не убивали людей, то есть не делали другим того, чего не желали себе. Разве могли они убивать тех, кого должны были любить, как самих себя?  Читать

За свою твердую позицию многие из них были брошены в концлагеря, а некоторые даже поплатились жизнью (Матфея 5:43—48).

Исполнение «золотого правила» проявляется ещё и в том, что в ваши руки попал этот журнал. Свидетели Иеговы понимают, что сегодня многих людей охватывает чувство безнадежности и беспомощности. Они не остаются безучастными и стремятся помочь другим обрести надежду и мудрое руководство, которое даётся в Библии. Читать

Такая деятельность — часть всемирной образовательной программы, которая получила небывалый размах. Что достигается благодаря этой деятельности?

Как записано в пророчестве Исаии 2:2—4, «многие народы» — а их более восьми миллионов по всему миру — обучаются путям Иеговы и идут по его стезе.  Здесь

Образно говоря, они «перековали мечи свои на орала и копья свои — на серпы». Да, эти люди нашли подлинный мир и безопасность в наши тяжёлые времена.

Выбор за вами

Только подумайте, сколько горя и страданий принесло человечеству нарушение «золотого правила» со дня мятежа, поднятого Сатаной Дьяволом в Эдеме. Читать

Очень скоро Иегова Бог восстановит порядок на всей земле. Как он это сделает? «Для того и был явлен Сын Бога, чтобы расстроить дела Дьявола» (1 Иоанна 3:8).

Это произойдёт при правлении Божьего Царства, находящегося в руках Иисуса Христа — того, кто учил других жить по «золотому правилу» и сам следовал ему (Псалом 36:9—11; Даниил 2:44).  Читать

Древнеизраильский царь Давид как-то сказал: «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба: он всякий день милует и взаймы даёт, и потомство его в благословение будет» (Псалом 36:25, 26).

Вместо того чтобы «миловать и давать взаймы», большинство людей сегодня стремятся получать и наживаться. Однако настоящие мир и безопасность
обретут лишь те, кто старается жить по «золотому правилу», ведь именно такие люди будут обильно благословлены как сейчас, так и в будущем, под правлением Божьего Царства.  Читать

Это Царство навсегда покончит на земле с эгоизмом и злом, оно заменит продажную систему власти, созданную людьми, на новый мир, которым будет
управлять Бог. Тогда каждый будет применять «золотое правило» в своей жизни (Псалом 28:11; 2 Петра 3:13).  Читать

Жизнь самый дивный дар

Здесь Библия онлайн

Источник: https://anatoliylappo.ru/i-and-the-bible/zolotoe-pravilo-nravstvennosti.html

Висламе

ВКоране золотое правило не встречается,но оно есть одновременно в положительнойи негативной трактовке «Сунне» как одноиз изречений Мухаммеда, который такучил высшему принципу веры: «Делайтевсем людям то, что вы желали бы, чтобывам делали люди, и не делайте другимтого, чего вы не желали бы себе»

Конфуций

У Конфуция золотоеправило сформулировано в негативнойтрактовке в его «Беседахи суждениях». Конфуций учил«Не делай другим того, чего не желаешьсебе».

Ученик «Цзы-гун спросил: „Можноли всю жизнь руководствоваться однимсловом?“ Учитель ответил: „Это слово —взаимность.

Не делай другим того, чегоне желаешь себе“ Иначе этот вопрос-ответзвучит как: «Естьли одно слово, по которому можнодействовать всю жизнь? Мастер произнёс:Любовь к ближнему. Чего ты не желаешьсебе, не делай другому».

Критиказолотого правила

ИммануилКант формулируетблизкий к своему знаменитому категорическомупрактический императив:

… поступайтак, чтобы ты всегда относился кчеловечеству и в своем лице, и в лицевсякого другого также как к цели иникогда не относился бы к нему толькокак к средству.

(просто читать) 

Обсуждаявыполнимость этого императива (принципа),в сноске ко второму своему замечаниюон пишет:

Неследует однако, думать, что тривиальноеquod tibi non vis fieri etc. может здесь служитьпутеводной нитью или принципом.

Ведьэто положение, хотя с разными ограничениями,только выводится из принципа; оно неможет быть всеобщим законом, так как несодержит в себе ни основания долга поотношению к самому себе, ни основаниядолга любви к другим (ведь некоторыеохотно согласились бы, чтобы другие неделали им добра, лишь бы не надо былооказывать другим благодеяний), ни,наконец, основания долга из обязательствапо отношению друг к другу; ведь преступник,исходя из этого, стал бы приводить доводыпротив своих карающих судей и т. д.

КатегорическийимперативНаблюдатьза этой страницейКатегори́ческийимперати́в (от лат. imperativus – повелительный)– понятие в учении И. Канта о морали,представляющее собой высший принципнравственности. Понятие категорическогоимператива было сформулировано И. Кантомв его труде «Основы метафизикинравственности» (1785) и подробно исследованов «Критике практического разума»(1788).

ПоКанту, благодаря наличию воли человекможет совершать поступки, исходя изпринципов. Если человек устанавливаетдля себя принцип, зависящий от какого-либообъекта желания, то такой принцип неможет стать моральным законом, посколькудостижение такого объекта всегда зависитот эмпирических условий. Понятие счастья,личного или общего, всегда зависит отусловий опыта.

Только безусловныйпринцип, т.е. не зависящий от всякогообъекта желания, может иметь силуподлинного морального закона.[1] Такимобразом, моральный закон может состоятьлишь в законодательной формепринципа: «поступайтак, чтобы максима твоей воли могла быбыть всеобщим законом». Посколькучеловек является субъектом возможнойбезусловно доброй воли, он есть высшаяцель.

Это позволяет представить высшийпринцип нравственности в другойформулировке [2]: «поступайтак, чтобы ты всегда относился кчеловечеству и в своем лице, и в лицевсякого другого также как к цели, иникогда не относился бы к нему толькокак к средству». Нравственныйзакон, независящий от постороннихпричин, единственно делает человекапо-настоящему свободным.

Вто же время, для человека моральныйзакон есть императив, который повелеваеткатегорически, поскольку человек имеетпотребности и подвержен воздействиючувственных побуждений, а значит способенк максимам, противоречащим моральномузакону. Императив означает отношениечеловеческой воли к этому закону какобязательность, т.е. внутреннее разумноепринуждение к нравственным поступкам.

В этом заключается понятие долга. Человек,таким образом, должен стремиться вбесконечном прогрессе своих максим кидее нравственно совершенного закона.В этом состоит добродетель – самоевысшее, чего может достичь конечныйпрактический разум.

Всвоем сочинении «Религия в пределахтолько разума», касаясь вопроса оботношении религии и морали, Кантпишет: Мораль,поскольку она основана на понятии очеловеке как существе свободном, ноименно поэтому и связывающем себябезусловными законами посредствомсвоего разума, не нуждается ни в идее одругом существе над ним, чтобы познатьсвой долг, ни в других мотивах, кромесамого закона, чтобы этот долг исполнить….ведь то, что возникает не из него самогои его свободы, не может заменить емуотсутствия моральности. Следовательно,для себя самой мораль отнюдь не нуждаетсяв религии; благодаря чистому практическомуразуму она довлеет сама себе.

Источник: https://StudFiles.net/preview/1837447/

О чем «золотое правило нравственности» гласит? значение и смысл «золотого правила нравственности»

Золотое правило морали-главное

Оно было разработано известными мыслителями и учителями еще в древности, однако является и в настоящее время весьма актуальным. «Золотое правило поведения» фиксирует всеобъемлющий нравственный принцип в отношении другого человека в рамках любой практической ситуации. Оно распространяется на все, что касается человеческих отношений.

Что такое «золотое правило нравственности»?

Оно присутствует, без преувеличения, в каждой существующей религии в той либо иной форме. «Золотое правило нравственности» – это фундаментальный канон, отражающий призыв морали.

Оно чаще всего воспринимается в качестве основополагающей, важнейшей ее истины.

Рассматриваемое правило нравственности гласит: «Не делай другому то, что не хочешь, чтобы делали тебе» (Quod tibi fieri non vis alteri ne feceris).

Концентрация практической мудрости в нем выступает одним из аспектов нескончаемых этических размышлений.

Исторические факты касаемо рассматриваемого правила

Период его возникновения относят к середине 1 тыс. до н. э., когда протекал гуманистический переворот. Статус «золотого» оно приобрело в XVIII в.

Известно, что раньше в родоплеменных общинах существовал обычай касаемо кровной мести – талион (возмездие, эквивалентное совершенному преступлению). Он выступал своего рода ограничителем вражды родов, так как данный жестокий закон требовал равнозначного наказания.

Когда родоплеменные отношения стали исчезать, появилась трудность в четком разделении, так сказать, на чужих и своих. Экономические связи вне общины зачастую оказывались более существенными, чем родственные.

Так, уже община не стремилась отвечать за проступки отдельно взятых своих членов. В связи с этим талион теряет результативность, и возникает необходимость формирования совершенно нового принципа, позволяющего регулировать межличностные отношения, не зависящие от родовой принадлежности. Именно таким принципом явилось правило: «Относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе».

Расшифровка данного этического правила

В его различных формулировках присутствует одно общее звено – «другой». Под ним подразумевается любой человек (ближайший либо дальний родственник, знакомый либо незнакомый).

Значение «золотого правила нравственности» – эквивалентность всех людей касаемо их свободы и возможности совершенствоваться. Это своего рода равенство в отношении наилучших человеческих качеств и оптимальных норм поведения.

Если задаться вопросом «”Золотое правило нравственности” – что это такое?», ответ должен раскрывать не дословную его трактовку, а внутренний философский смысл, который вывел его в статус «золотого».

Таким образом, данное этическое правило предполагает заблаговременное осознание отдельно взятым человеком последствий совершаемых им поступков в будущем относительно другого человека посредством проекции себя на его место. Оно учит относиться к другому так, как к самому себе.

В каких культурах оно нашло свое отражение?

В одно и то же время (но независимо друг от друга) «золотое правило поведения» появилось и в индуизме, и в буддизме, и в иудаизме, и в христианстве, и в исламе, а также в этико-философском учении (конфуцианстве). Одну из формулировок его можно увидеть в «Махабхарате» (изречениях Будды).

Известно, что Конфуций, отвечая на вопрос своего ученика по поводу того, существует ли такое слово, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь, сказал: «Это слово – “взаимность”. Не делай другим того, чего не желаешь себе».

В древнегреческих творениях оно встречается в классической поэме Гомера «Одиссея», в прозаическом произведении Геродота «История», а также в учениях Сократа, Аристотеля, Гесиода, Платона, Фалеса Милетского и Сенеки.

В Библии данное правило упоминается дважды: в Нагорной проповеди (Мф. 7:12; Лк. 3:31, Евангелие) и в беседах апостолов Иисуса Христа.

В «Сунне» (изречениях Мухаммеда) «золотое правило нравственности» гласит: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе».

Формулировки «золотого правила морали»

В прошлом были предприняты попытки классифицирования его формы согласно эстетическим либо социальным критериям.

Так, немецкий философ Христиан Томазий выделил три основные формы рассматриваемого правила, разграничивая при этом сферы права, морали и политики, которые назвал принципами права, приличия и уважения.

Они имеют следующий вид.

  1. Принцип права философски раскрывается как своего рода требование, согласно которому человек не должен совершать в отношении другого того, что он не хотел бы, чтобы совершили по отношению к нему самому.
  2. Принцип приличия представлен в виде этического призыва о том, чтобы индивидуум делал другому субъекту то, что он сам желал бы, чтобы сделали ему.
  3. Принцип уважения раскрывается в том, чтобы человек всегда поступал касаемо других людей так, как бы он хотел, чтобы они поступали в отношении его самого.

Немецкий исследователь Г. Райнер также предложил три формулировки «золотого правила», которые перекликаются с вышерассмотренными его интерпретациями (Х. Томазий).

  • Первая формулировка – это правило чувствования, которое гласит: «(Не) делай другому то, что (не) желаешь себе».
  • Вторая – правило автономности звучит: «(Не) делай сам того, что ты находишь (не) похвальным в другом».
  • Третья – правило взаимности имеет вид: «Как вы (не) хотите, чтобы по отношению к вам поступали люди, (не) поступайте так и вы по отношению к ним».

«Золотое правило нравственности» в пословицах и поговорках

Данный моральный канон прочно укрепился в массовом сознании людей преимущественно в виде народного фольклора.

Так, к примеру, смысл «золотого правила нравственности» отражен в ряде русских пословиц.

  1. «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».
  2. «Не рой яму другому – сам в нее попадешь».
  3. «Как аукнется, так и откликнется».
  4. «Как крикнешь в лес, так и из леса отзовётся».
  5. «Что людям желаешь, то сам получаешь».
  6. «Не плюй в колодец – самому придется водицы напиться».
  7. «Делая людям зло, не жди от них добра» и др.

Итак, «золотое правило нравственности» в пословицах и поговорках позволяло довольно часто применять его в повседневной жизни и передавать из поколения в поколение в виде легко запоминающегося народного фольклора.

Оно является дополнением к рассмотренному ранее «золотому». Именно алмазным правило назвали из-за многогранности, символизирующей человеческую индивидуальность, которая уникальна в своем роде.

Итак, как уже указывалось ранее, «золотое правило нравственности» гласит: «Не делай другому то, что не хочешь, чтобы делали тебе». «Алмазное» же дополняет: «Сделай то, чего никто не может, кроме тебя». Здесь упор делается на приносимую пользу (сугубо индивидуальную для конкретной личности) максимально возможному количеству людей.

Другими словами, «алмазно-золотое правило нравственности» гласит: «Поступай так, чтобы твои наибольшие способности служили наибольшим потребностям других». Именно уникальность данного индивидуума (субъекта этического действия) выступает универсальным критерием.

Так, если «золотое правило нравственности» – это трансформация субъекта в объект (мысленная проекция себя на место другого человека и осознанный отказ от тех действий, которые не понравились бы себе самому), «алмазный» канон, напротив, выделяет именно несводимость рассматриваемого субъекта нравственного действия к целевому объекту, а также его исключительность и индивидуальность.

«Золотое правило нравственности» как объект пристального внимания философов

Английский философ-материалист Томас Гоббс преподносил его в качестве основы естественных законов, которые играют определяющую роль в жизни людей. Оно достаточно простое для понимания каждым человеком. Данное правило позволяет ограничить сугубо личные эгоистические притязания и тем самым создать базу для единения всех людей в рамках государства.

Английский философ Джон Локк не воспринимал «золотое правило морали» как что-то от рождения данное человеку, а, напротив, указывал на то, что в его основе заложено естественное равенство всех людей, и если они осознают это посредством данного канона, то придут к общественной добродетели.

Немецкий философ Иммануил Кант довольно критически оценивал традиционные формулировки рассматриваемого канона.

По его мнению, «золотое правило нравственности» в своем явном виде не дает возможности оценить степень этической развитости индивида: человек может занизить моральные требования по отношению к самому себе либо занять эгоистическую позицию (я не буду мешать вам жить, не мешайте и вы мне).

Оно включает желание человека в его нравственное поведение. Однако именно данные желания, страсти и мечты зачастую делают личность заложником своей природы и полностью отсекают его моральность – человеческую свободу.

Но все же категорический императив Иммануила Канта (центральное понятие этического учения) выступает исключительно философским уточнением существующего канона.

Согласно Канту, «золотое правило нравственности» гласит: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла стать основой всеобщего законодательства». В данном определении немецкий философ пытается, так сказать, закрыть лазейку даже самому мелкому человеческому эгоизму.

Он считал, что людские желания и страсти не должны заменять истинные этические мотивы поступка. Индивидуум ответственен за всевозможные последствия своих действий.

Две тенденции этического самоопределения человека с точки зрения новоевропейских философов

Первая преподносит человека в качестве общественного индивида, который подчиняется общепринятой морали.

Вторая тенденция ориентирована на понимание представителя людской расы как личности, устремленной к соответствующему идеалу (зрелость, целостность, саморазвитие, самоактуализация, индивидуализация, реализация внутренней сущности и т. д.), а морали в качестве пути, позволяющего достичь внутреннего самосовершенствования.

Если в современном обществе сказать философам: «Сформулируйте “золотое правило нравственности”», ответом будет не стандартная его формулировка, а более глубокий акцент на рассмотренную в нем личность, выступающую в роли субъекта этического действия.

Падение нравственного уровня в современном обществе

Духовная сфера в жизни общества во всем мире с начала XX века существенно обнищала. Это связано с доминирующим положением на сегодняшний день экономических проблем и связанных с ними идеологических и политических вопросов (практически все действия людей нацелены на накопление преимущественно материальных благ).

В постоянной гонке за богатством человек пренебрёг духовностью, перестал задумываться о внутреннем самосовершенствовании, стал игнорировать этическую сторону своих поступков. Такая тенденция наметилась еще с конца XIX века. Даже Ф. М. Достоевский писал о безудержной жажде денег, которая обуяла людьми той эпохи (более века назад) до одурения («Идиот»).

Большинство людей забыли, а многие и вовсе не знали о том, что «золотое правило нравственности» гласит.

Итогом процессов, протекающих в настоящее время, может стать застой в развитии цивилизации или даже эволюция зайдет в тупик.

Существенную роль в угасающей моральности общества касаемо России и Германии сыграли соответствующие идеологии, возникшие во всех его слоях, во времена пришествия к власти большевиков и нацистов соответственно.

Низкий этический уровень человечества, как правило, отчетливо фиксируется в критических моментах истории (революции, гражданские и межгосударственные войны, нестабильность государственного порядка и т. д.).

Примером могут служить вопиющие нарушения нравственных норм в России: в годы гражданской войны (1918-1921 гг.), в период Второй мировой войны (1939-1945 гг.), в эпоху Сталинской индустриализации (20–30-е гг.) и в наши дни в виде «эпидемии» террористических актов.

Все эти события привели к одному плачевному итогу – гибели большого числа ни в чем не повинных людей.

Нравственные аспекты чаще всего не берутся во внимание в процессе решения государственных вопросов: во время проведения экономических, социальных, сельскохозяйственных и промышленных реформ (как правило, результат – негативные экологические последствия).

Неблагоприятное текущее положение в нашей стране практически во всех областях жизни людей – это прямое следствие государственных просчетов в отношении существующего этического уровня общества на момент принятия очередного государственного решения.

Последние годы ознаменовались ухудшением криминальной обстановки в нашей стране: выросло число убийств, заказных и особо жестоких, издевательств, воровства, изнасилований, взяточничества, вандализма и т. п. Все это чаще всего остается безнаказанным, так как снизился процент раскрываемости преступлений.

Курьезным примером беспорядка и хаоса, которые царят в настоящее время в нашей стране, выступает нашумевшая история, произошедшая в 1996 году: два человека были задержаны за совершение акта воровства из Дома правительства России картонной коробки, в которой находилось полмиллиона долларов США.

Вскоре поступило официальное заявление о том, что хозяин денег не объявился, в связи с чем данное уголовное дело было закрыто, а расследование прекращено.

Преступники мгновенно стали «благодетелями государства», так как получается, они нашли «клад», а изъятые деньги были направлены в государственную казну.

Всем понятно, что хозяин денег приобрел их нечестным путем, в противном случае он бы незамедлительно предъявил свои права на них. В таком случае прокуратура должна была провести расследование по выяснению источника появления данной коробки с весьма значительной суммой денег.

Почему этого не произошло – официальные уполномоченные лица тактично умалчивают. Остается предполагать, что МВД, суды и прокуратура не могут справиться со сложившейся криминальной обстановкой в стране.

И причиной этому служит, по-видимому, коррумпированность большого числа государственных чиновников.

Источник: https://FB.ru/article/159787/o-chem-zolotoe-pravilo-nravstvennosti-glasit-znachenie-i-smyisl-zolotogo-pravila-nravstvennosti

ГосЗакон
Добавить комментарий